В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседы с Евгением Марголитом: Великий Русский Немой. Назад
Беседы с Евгением Марголитом: Великий Русский Немой.
Марголит Евгений Яковлевич - киновед, историк советского и российского кино, кандидат искусствоведения, преподаватель истории отечественного кино, консультант служб кинопоказов различных телеканалов (в настоящий момент - ТВЦ). Публиковался в журналах Искусство кино, Киноведческие записки, Сеанс и др. Родился 2 декабря 1950 г.

В день рождения выдающегося отечественного киноведа Е.Я. Марголита корреспондент Синематеки побеседовал с юбиляром о ранней эпохе отечественного кино. Российскому кинематографу в 2008 исполнилось 100 лет, и для того, чтобы понять истоки его текущего состояния, Евгений Марголит предлагает начать с самого начала.



Часть первая. Великий Русский Немой.

Коленский: С Днем рождения, Евгений Яковлевич!

Марголит: Спасибо, Алексей!

К: Вопросов к вам, историку отечественного кинематографа, накопилось много. Главный: как наше кино докатилось до жизни такой, которая и на жизнь не похожа? Очевидно, что все наши проблемы родом из детства, но прежде, чем заглянуть в 20-е и 30-е годы, хотелось бы нырнуть еще глубже и понять: что общего у русского дореволюционного кино и авангарда пламенных лет? Кажется, первое абсолютно не связано со вторым, это, если угодно, инородные формы художественной реальности, внеположные экологические ниши. Так, например, небессмысленно сравнивать дореволюционное кино России с французским, голливудским, даже японским немым; то развитие, которое началось с Эйзенштейна, трудно рифмуется с синхронными течениями, соотносится уже с послевоенным неореализмом, "новой волной" и, скажем, творческими поисками независимых, антагонистичных студийной системе режиссеров...

M: У меня есть гипотеза, почему советскому кино пришлось начинать с нуля. Но чтобы понять это, надо ввести в обсуждение еще один параметр - зрителя. Попав в Россию, изобретение Люмьера становится ярмарочным аттракционом, экзотической новинкой для социальных низов - "простонародья". Это принципиально иной мир, удалённый от собственной повседневности. Возможно, поэтому Россия пропустила первую фазу в истории кино, начав производство сразу со второй - с 1908-го года. Сравните: Франция выпускает "художественный фильм" (так называется специально организованная для его создания фирма) на материале своей национальной истории - Убийство герцога Гиза - в сопровождении специально написанной музыки Сен-Санса, а Россия начинает в том же году опять-таки с "исторической" картины Понизовая вольница в сопровождении музыки Ипполитова-Иванова, опять-таки специально для "фильмы" написанной. Ранний русский кинематограф был уже развлечением для нарождающегося среднего класса - зрелищем больших городов, которых было не так уж много. Для "низового" ярмарочного зрителя кино прежний интерес утрачивает, а новый возникает не сразу: форма повествования усложняется вместе с метражом. А вот интеллигенция заметила экран сразу, своё знаменитое признание "я был в царстве теней" Горький публикует сразу в 1896-м., эссе о новом чуде Андрей Белый публикует в 1907 году, чуть позже появляются статьи Серафимовича, Чуковского.
К: Наверное, пишущие люди интересовались новинкой больше по-журналистски, то есть как общественным курьезом...

M: Да, скажем, "Нат Пинкертон и кинематограф" Чуковского - классическое исследование феномена нарождающегося "масскульта" ("искусства кафров и готтентотов", как Чуковский его именует). Но прежде всего они были литераторами - то есть художниками, энергично вплетавшими образы повседневности в свой художественный мир. Кстати, в первом варианте "Крокодил" имеет подзаголовок "кинематограф для детей".

23.12.2008
www.cinematheque.ru

Док. 609243
Перв. публик.: 23.12.08
Последн. ред.: 16.11.09
Число обращений: 0

  • Марголит Евгений Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``