В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему профессионализм в милицейских рядах в дефиците? Назад
Почему профессионализм в милицейских рядах в дефиците?
Виталий Зангионов окончил физико-математический факультет СОГУ, затем Высшие курсы КГБ СССР. Двадцать лет был сотрудником Управления ФСБ РФ по Северной Осетии. Имеет звание полковника. До назначения на пост заместителя Председателя Правительства являлся помощником Главы республики.

- Виталий Георгиевич, давайте для начала очертим круг ваших обязанностей в ранге заместителя Председателя Правительства республики.
- Это, во-первых, координация вопросов антитеррористической деятельности, взаимодействие правительства с антинаркотической комиссией, Советом экономической и общественной безопасности. Непосредственно координирую и контролирую деятельность центра по обеспечению защиты республики от чрезвычайных ситуаций при правительстве. В мои функции входит также координация действий органов исполнительной власти с правоохранительными органами.

- Да, солидный список структур. Но если объединить их согласно выполняемым задачам, можно, наверное, ограничиться одним, но довольно емким понятием - "безопасность". То есть их главная задача - обеспечивать безопасность людей. На ваш взгляд, работают ли правоохранительные структуры в тесном единстве, или каждая из них находится в "автономном плавании"?
- Речь должна идти не только о координации их деятельности. В каждом из этих ведомств должна быть система мер, которая была бы эффективной, действенной для выполнения задач, стоящих перед ними.
К сожалению, на сегодняшний день степень эффективности этих мер в правоохранительной системе пока не на должном уровне. Например, до недавних пор Министерство внутренних дел в том составе, в каком его застал новый министр, не выполняло свои функции. Однозначно могу сказать, что ведомство не решало вопросы профилактики преступности с учетом анализа и прогноза. Не была выстроена система, которая работала бы на упреждение, а не просто по фактам совершенных преступлений. Сегодня новое руководство министерства серьезно озабочено повышением профессионального уровня сотрудников. Без этого проблемы не решить. Как можно ждать эффективной работы, если сотрудник профессионально не готов, если его моральный и психологический облик не вписывается в рамки существующих требований?

- В последнее время появилось мнение, что министр внутренних дел назначается к нам только для того, чтобы получить очередную звездочку...
- Такое мнение, действительно, существует. К сожалению, почву для этого дала деятельность прежнего главы МВД: приехал со своими людьми, получил какой-то сиюминутный результат без учета перспективы и благополучно убыл с командой к новому месту службы. Но новый министр внутренних дел республики Артур Ахметханов, судя по его настрою и первым шагам, намерен кардинально менять стиль работы министерства.

- Виталий Георгиевич, недавнее ЧП в Москве, когда майор милиции расстрелял в супермаркете ни в чем не повинных людей, - весьма тревожный симптом, заставляющий о многом задуматься...
- Это не первое происшествие в системе милиции, когда оружие применяется немотивированно. Как психически неустойчивый человек оказался в милицейских рядах, как поднимался по служебной лестнице? Если на эти и другие вопросы не будут даны четкие ответы, боюсь, что такие ЧП будут продолжаться.
Для того, чтобы человек пришел работать в милицию, у него должна быть достаточно серьезная мотивация: то ли это патриотизм, то ли желание сделать общество чище, то ли профессиональный престиж, то ли стремление просто зарабатывать деньги, чтобы содержать семью и т. д. Я думаю, им должен двигать комплекс этих желаний. Что касается подбора офицерского состава, то должна быть возвращена система заказов. Схема, на мой взгляд, такова: управление кадров МВД производит подбор абитуриентов для поступления в профильные институты и школы и в процессе учебы держит их под контролем, то есть курирует их. Вот тогда будет положительный результат.
Должен сказать, мы от евсюковых тоже не застрахованы, потому что плодим сотрудников милиции, которые приходят туда без всякой мотивации. Денежное содержание местной милиции настолько низкое, что сотрудник на зарплату не может прокормить не только семью, но даже себя. Что же происходит? Он получает удостоверение, форму, оружие и... возможность зарабатывать посредством этих атрибутов. И на это мы сами их толкаем.

- Это как?
- С 1992 года численный состав милиции общественной безопасности в республике увеличился на 110-115 процентов. Почему? Были известные события осени того года, которые побудили МВД обратиться к руководству республики с просьбой помочь увеличить численность милиции для обеспечения безопасности Северной Осетии.

- За счет республиканского бюджета?
- Да, и в тот период это было оправданно. Поэтому руководство республики пошло навстречу министерству. С тех пор бюджет республики и содержит милицию общественной безопасности. Выделяемая сумма была рассчитана примерно на 2600 человек, но со временем штаты разрастались, и сегодня эти же бюджетные средства распределяются уже на 6300 сотрудников МОБ. И что получается: милиционерам не выплачиваются пайковые, санаторно-курортные, оставляет желать лучшего амуниция, не хватает оружия, техники, горюче-смазочных материалов. О какой эффективности несения службы может идти речь?
Милиция общественной безопасности была создана указом президента России. В соответствии с ним, а также приказами МВД РФ были сделаны расчеты численности МОБ на тысячу человек населения. Так вот, согласно им в Северной Осетии милиция общественной безопасности должна насчитывать 2914 человек. Фактически же на сегодняшний день их примерно 5600 человек. Но деньги-то из республиканского бюджета выделяются на содержание только 2914 милиционеров. И получается, что, перераспределяя эту сумму на значительно большее число сотрудников, МВД плодит бедность в своих рядах.

- И что же, такое положение будет иметь место и в дальнейшем?
- В 2007 году Контрольно-счетная палата республики проверила МВД самостоятельно, а в минувшем году уже совместно со Счетной палатой России. Обе проверки установили, что руководство министерства штатную численность милиции общественной безопасности устанавливало без согласования с правительством республики, как того требует указ президента РФ от 1993 года. Поэтому в соответствующем постановлении нашего правительства от 6 мая этого года МВД по Северной Осетии поручено в течение трех лет проводить поэтапное сокращение численности милиции, содержащейся за счет республиканского бюджета.

- Видимо, это обстоятельство и послужило поводом для слухов. Якобы из-за того, что республика не в состоянии содержать свою милицию, грядут массовые сокращения в ее рядах. И ссылки все - на правительство.
- Подчеркиваю, ни о каких массовых сокращениях речь не идет. Только о том, чтобы привести штатную численность в соответствие с установленным порядком, нарушенным, повторяю, самим МВД. И сделано это будет не сиюминутно, а в течение трех лет, на освобождающиеся вакансии не будут брать новых.
В итоговом документе Счетной палаты указано, что мы должны или упорядочить штатную численность МОБ, или упорядочить финансирование, исходя из реальной численности ее рядов. А это примерно 30 процентов республиканского бюджета. Потянем мы такую нагрузку? Конечно, нет. Поэтому и принято решение, о котором я сказал выше. И при этом намерены финансирование увеличить. Если на момент проверки Счетной палаты из бюджета на содержание милиции общественной безопасности выделялось 900 млн рублей, то на будущий год планируется увеличить финансирование до 1 млрд 200 млн рублей. Это позволит увеличить зарплату сотрудников, нормально экипировать их, выплачивать пайковые, санаторно-курортные и т. д., оснастить МОБ техникой.

- Преступность, судя по всему, очень чутко реагирует на все эти неурядицы в милицейском ведомстве...
- По оперативным сводкам мы видим, сколько преступлений совершается в республике. И, к великому сожалению, малое число из разряда тяжких и особо тяжких раскрывается. Если бы милиция работала эффективнее, нам бы удалось избежать многих преступлений. Криминал до того обнаглел, что уже пытается запугивать представителей власти и управления.

- Виталий Георгиевич, злободневной в регионе остается проблема терроризма. То и дело теракты совершаются в соседних с нами республиках. Но почему и Северная Осетия в некоторых федеральных СМИ подается как неблагополучная в этом плане?
- Этот вопрос я хотел бы задать тем, кто такой вывод делает. Действительно, складывается впечатление, что наша республика самая уязвимая. Наверное, такой вывод делается с учетом громких терактов, произошедших в Северной Осетии. Но средства массовой информации, публикующие такие материалы, забывают сказать о том, что у нас в республике нет базы ни для терроризма, ни для религиозного экстремизма. Давайте вспомним о том, что все террористы, осуществлявшие свои кровавые замыслы в Северной Осетии, были пришлыми, на нашей территории появились из других пределов. Сейчас вопросам безопасности в республике уделяется повышенное внимание. Но говорить о том, что мы полностью защищены, преждевременно. Поэтому бдительность с повестки дня не снимается, в первую очередь на бытовом уровне.

- А между тем некоторые наши сограждане очень любят "шутки" вроде звонка о заминировании...
- Более кощунственного деяния и выдумать трудно, особенно когда звонок о ложном минировании раздается в Беслане, как это было буквально недавно. Я это отношу к недостаткам семейного воспитания. Если маленькому мальчику родители не объяснили, какая страшная трагедия произошла в его родном городе несколько лет назад, то это их прямая вина.

- Чуть было не забыл об одной проблеме, тоже связанной с милицией. Дело в том, что многих бывших и нынешних ее сотрудников лишили удостоверений "ветеран боевых действий", а значит - и соответствующих льгот. И они спрашивают: на каком основании?
- Я знаю эту проблему, как говорится, изнутри. Речь идет о том, что в свое время объявили о службе в зоне ЧП. Эти люди получили льготы по выслуге лет, так называемые боевые выплаты за службу в условиях ЧП. Я убежден, что выдача им удостоверений ветерана боевых действий была ведомственной ошибкой. Но уж коли выдали и сотрудники пользовались льготами, то непонятно, почему прежнее руководство МВД по Северной Осетии решило их лишить этих льгот. Это проблема не республики, а ведомственного уровня. Но речь идет о наших гражданах, а потому Глава республики Таймураз Мамсуров уже дважды обращался к министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву с просьбой решить эту проблему. Но, к сожалению, вопрос пока открытый. Я знаю, что и Парламент наш намерен по этому поводу обратиться в Госдуму РФ.

- Виталий Георгиевич, последний вопрос несколько личного характера. Вы пришли работать в правительство из спецслужб. И хотя курируете вопросы, близкие к прежнему роду деятельности, разница все же чувствуется?
- Ну, шел я в правительство, так сказать, поэтапно. До этого был помощником Главы республики, занимался вопросами противодействия террористической деятельности будучи секретарем антитеррористической комиссии. Конечно, на той должности было легче, поскольку тема близкая. А на нынешнем посту, честно скажу, пока не совсем адаптировался. Очень трудно быть чиновником.
Я ведь привык получать приказы и выполнять их - без ссылок на отсутствие финансов или каких-то других причин. А тут несколько иначе. Многие вопросы после принятия решения не находят своей реализации. И когда обращаешься к должностному лицу с вопросом - почему? - он находит массу причин неисполнения своей прямой обязанности: нет денег, того, другого, третьего...

"Северная Осетия"

16.06.2009

osradio.ru

Док. 609329
Перв. публик.: 16.06.09
Последн. ред.: 16.11.09
Число обращений: 0

  • Зангионов Виталий Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``