В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нужен ли российской экономике сильный рубль? Назад
Нужен ли российской экономике сильный рубль?
РЕВАЛЬВАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В России экономический рост обеспечивается, прежде всего, созданием и привлечением новых технологий для повышения ее роли в обеспечении растущего производства углеводородным сырьем, лесом, металлом, решения мировой продовольственной проблемы, ликвидации последствий вызванных глобальным потеплением экологических катаклизмов, предотвращения гуманитарных катастроф. Ничем иным партнеров России ни среди ведущих развитых стран, ни среди стран с глобализирующимися рынками пока по большому счету не заинтересовать. Девальвация рубля в угоду сиюминутным интересам экспортеров не может быть основой перспективной финансовой политики. Для того, чтобы производить, надо расходовать. Импорт высоких технологий требует постепенно ревальвировать рубль.

Удивительно, но вновь раздаются весьма авторитетные голоса, требующие обесценить рубль. Много шуму наделало обнародованное в Интернете заявление депутата Госдумы А.Аксакова о необходимости девальвации рубля на 30-40%. Россия стремится опередить США в обесценении национальной денежной единицы. Только доллар - это мировая валюта, а рубль пока лишь весьма частично конвертируем.

Все еще памятна девальвационная политика В.В.Геращенко в конце 1990-х годов, которая, как считают, позволила быстро вывести страну из кризиса. Поспешим разочаровать уверовавших в чудо девальвации. Российская экономика начала быстро восстанавливаться, прежде всего, благодаря резкому росту цен на углеводородное сырье и во вторую очередь в результате вызвавшей доверие политики центробанка, заключавшейся в неуклонном снижении ставок и последовательном накапливании международных резервов. Именно это, как известно, произошло и в начале 2009 г.

Лишь в третью очередь следует придавать значение обвальному падению стоимости выраженных в рублях долгов предприятий. От этого выиграли экспортеры. А вот импортеры разорялись. Сокращение импорта вовсе не послужило фундаментальным фактором импортозамещения, просто на российский рынок пришли менее качественные, но более дешевые, чем раньше, товары. Их даже стало больше.

Однако в 1999 г. финансовое положение малых предприятий стало улучшаться, хотя они должны были, как никто, пострадать от девальвации. Этого не случилось потому, что малые предприятия использовали во взаиморасчетах, в основном, валюту. Хуже всех пришлось АПК, госсектору и, как ни странно, сектору высоких технологий, использовавших рубли в отношениях с бюджетом и закупавших дорогостоящее оборудование и материалы за рубежом.

Подлинный импульс экономике придало использование динамично увеличивавшегося потока поступлений от экспорта. Собственно, и сегодня, невзгоды кризиса преодолеваются благодаря, прежде всего, удорожанию нефти, а за ней и газа. На ближнем горизонте - повышение мировых цен на зерно, вызванное за рубежом снижением урожая зерновых из-за природных бедствий. Россия, видимо, сможет получить изрядную долю зернового рынка, поскольку соберет больше зерна, чем необходимо для удовлетворения своих внутренних потребностей. А впереди - рост мирового потребления питьевой воды...

В июльском 2009 г. номере журнала "Экономическая безопасность" было опубликовано интервью В.В.Геращенко о нынешней денежно-кредитной политике. Предложения его просты. Для подавления воздействия глобальной рецессии в России следует вслед за ведущими развитыми странами снижать ставку рефинансирования и увеличивать денежную эмиссию для инвестирования средств в имеющие шансы стать основой будущего экономического роста направления экономической деятельности. Эти предложения как будто неоспоримы. Более того, российское правительство привело ставку рефинансирования к уровню годовой давности. А вот по поводу девальвации рубля мнения существенно расходятся.

Участники Экономического клуба "Экспертиза кризиса" недавно заявили, что российская экономика стала выкарабкиваться из кризиса практически без помощи властей, и теперь - главное, чтобы эта помощь не испортила [?-!] ситуацию. Огромные деньги, обещанные в качестве антикризисной поддержки, могут вызвать инфляцию и чрезмерное давление на рубль, если правительство решит израсходовать во второй половине года все непотраченные [!-?] средства. Задача властей - максимально сдержать эти расходы в 2009 и 2010 годах, чтобы получить меньший, чем запланировано, дефицит бюджета, ради финансирования которого РФ распечатала резервные фонды и готова снова выйти на рынки с масштабными займами.

Легче всего обвинять правительство в неадекватности классическим схемам макроэкономического управления, когда в ответ на "перегрев экономики" центробанк ужесточает условия кредитования. Это напоминает использование в атомных реакторах графитовых стержней, замедляющих реакцию деления ядер. Но в данном случае мы, как будто, пытаемся одним графитовым стержнем регулировать процессы в разных реакторах. Понятно, что из этого ничего хорошего не получается. Необходимы принципиально новые решения.

Очевидно, что в 2009 г. ЦБ РФ кардинально поменял, сравнительно с 2008 г., свою политику рефинансирования, она стала следовать за динамикой ИПЦ. Снижение потребительских цен в 2008 г. сопровождалось неуклонным повышением ставки рефинансирования, что противоречит всем известным экономическим теориям. Такая же аномалия наблюдалось в отношении показателей безработицы и потребительских расходов. В 2008 г. увеличение безработицы шло рука об руку с повышением потребительских расходов. Вот тогда то индекс потребительских цен и должен был бы повышаться, а ставка снижаться, чтобы обеспечить оживление экономического роста.

Искусственное обесценение рубля может сыграть весьма дурную шутку с российским правительством. Выплата процентов по облигациям обойдется бюджету дешевле, чем если бы рубль обесценивался. А занимать на международном рынке капиталов минфин собирается полтора десятка миллиардов в долларовом выражении. Есть и другие обстоятельства: Россия с весны настойчиво добивается расширения своего участия в переделе мировой валютной системы, создании таможенного союза и присоединении к ВТО. Без "укрепляющегося" (выражение журналистов) рубля это представляется совершенно невозможным.

Новая экономика требует нового рубля - устойчивого к спекулятивному движению средств на мировом валютном рынке. Это обеспечивается его укреплением и достижением частичной конвертируемости. Давно пора понять, что курсы валют, как такого финансового инструмента, который обеспечивает внешнеэкономическое взаимодействие стран, зависят не только от масштабов и продвинутости национальной экономики, но и в равной мере от масштабов и продвинутости экономик основных внешнеторговых партнеров страны. Это проявляется в так называемом инфекционном эффекте финансовых кризисов, импорте инфляции, в полной мере присущих российской экономике. Глобальная рецессия усилила отзвуки этих подвижек.

Премьер-министр РФ В.В. Путин, открывая в пятницу 16 октября 2009 г. совещание в Ново-Огарево по экономическим вопросам заявил: "Банк России в среднесрочной перспективе планирует постепенно уменьшать масштабы интервенций на валютном рынке. Мы сейчас с председателем ЦБ говорили об этом... В долгосрочной перспективе это даст новые преимущества для нашей экономики, а, кроме того, обеспечит дополнительные условия для снижения инфляции. ...В текущий момент рост курса рубля имеет как свои плюсы, так и минусы. Участники рынка не видят оснований для резких курсовых колебаний или девальвации, более того, наша национальная валюта укрепляется". Было отмечено, что укрепление курса рубля проходит на фоне позитивных макроэкономических тенденций: замедления инфляции, восстановления внешнеэкономической конъюнктуры, благоприятного торгового баланса и роста золотовалютных резервов. Золотовалютные резервы РФ за предыдущую неделю прибавили $7,2 млрд и на 9 октября составили $418,7 млрд.
("Интерфакс АФЭИ. Финансово-экономические новости" от 16.10.2009).

Вряд ли можно согласиться с теми в России, кто пытался в свое время доказать, что развитие ее будет обеспечиваться то возрождением текстильной промышленности, то космическими перевозками, то вооружениями... Судя по динамике финансового рынка, в предстоящем десятилетии важнейшими приоритетами станут коммуникации, продовольствие и торговля. Если с этой точки зрения посмотреть на экономическую политику государства и частного капитала в России, то окажется, что она, если прямо и не противоречит, то во всяком случае, и не совпадает с указанными направлениями. Повышение цен на углеводороды не решит проблему навигации в развивающемся мировом хозяйстве, и более того, может даже опасно затормозить экономический рост, в самом деле, обернувшись "ресурсным проклятием".

Учитывая сказанное, можно с известной долей уверенности предположить, что экономический рост в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться ревальвацией национальной денежной единицы, а не ее девальвированием.

Варьяш Игорь Юрьевич, д.э.н., профессор Финансовой академии при Правительстве РФ

kommentarii.ru

28.10.2009

Док. 609696
Перв. публик.: 28.10.09
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Варьяш Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``