В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Что делать с `токсичными активами` в российской банковской системе? Назад
Что делать с `токсичными активами` в российской банковской системе?
Куда кривая вывезет


Очевидно, что в России, так же как в других развитых странах, выбран путь концентрации просроченной банковской кредиторской задолженности ("токсичных активов"). У России есть опыт создания такого рода организаций. Это - Бюро кредитных историй и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Логичнее всего предположить, что именно АСВ поручат разбираться с указанной просрочкой. Другой вопрос, на каких условиях АСВ подрядится выбивать долги из банков, предприятий и домашних хозяйств.

С сентября 2008 г. по июнь 2009 г. объем оказанных услуг финансового посредничества увеличился всего на о,4%, но процентные доходы и доходы от вложения собственных средств российских банков упали на пол процента. Удалось вдвое увеличить полученную прямую плату, но ценой 48-процентного увеличения промежуточного потребления.

Доля процентных и приравненных к ним доходов стала подавляющей в структуре доходов из-за повышения процентных ставок. С уровня 13,7% в сентябре 2008 г. рублевые ставки поднялись в апреле до 16,4%, а ставки в валюте - с 10,1% до 10,9%, соответственно, тогда как ставки рублевых кредитов для банков увеличились с 7,6% до 10,5%, а в долларах и вовсе снизились с 5,7% до 4,3. Расходы на применение встроенных финансовых инструментов и расходы от изменения курсов ценных бумаг выросли в разы, увеличив промежуточное потребление. Косвенное измерение услуг финансового посредничества показывает, что основная деятельность банков принесла им увеличение соответствующих доходов на мизерную величину меньше пол процента. Это произошло в результате роста просроченной кредиторской задолженности, все с большим трудом перекрываемой приравненными к процентным источниками доходов, в основном, от переоценки валютных ценностей.

Вливания в банковскую систему субординированных кредитов привели к тому, что с начала 2009 г. к июлю величина кредитного риска по активам снизилась примерно на 60 млрд. руб. Эти цифры рассчитаны на основе агрегирования данных, отраженных на балансовых счетах бухгалтерского учета. Указанная тенденция явным образом расходится с интенсивным ростом просроченной задолженности. С начала 2009 г. просроченная задолженность по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам увеличилась с 422 млрд. руб. до 782 млрд., или в 1,8 раза. На 6% из 66,9% снизился уровень самофинансирования предприятий - банковских кредитозаемщиков. Не приходится удивляться, что львиная доля просроченной задолженности приходится на нефинансовые предприятия.

Из сказанного напрашивается вывод о том, что поддержка банковской системы должна осуществляться, прежде всего путем привлечения на вклады и счета средств населения, и кредитования его нужд. Для предприятий необходимо выработать механизм контроля за целевым использованием бюджетных средств. Забытая сегодня совковая практика являвшихся уполномоченными государственными финансовыми контролерами банков быть может нуждается в частичном восстановлении. Государство могло бы каким-то образом расплачиваться с коммерческими кредитными организациями за выполнение этой функции.

Для экономического развития важно не только и столько то, какие предприятия обанкротятся, а то, какие предприятия станут получать все больше заказов и какие предприятия на новых направлениях экономической деятельности удастся организовать. Для последнего нужны кредиты. Будут ли они черпаться на денежном рынке, или непосредственно у банков, пока вряд ли кто-то скажет.

Отсутствует главное - выявление новых направлений экономической деятельности. Правительство, к сожалению, не готово не то что представить, но даже обсуждать новые направления экономической деятельности.

Кроме весьма туманной сферы нанотехнологий оно вообще говорить ни о чем не может. Публично обсуждается преимущественно текущее жизнеобеспечения страны: оборонка, пенсии, отверточное производство автомобилей и т.п. Весьма скупо говорится о западных программах развития новых направлений экономической деятельности. А без этого оценить возможный рост кредитования и риски увеличения просроченной задолженности практически невозможно.

Так что, пока живем по принципу: куда кривая вывезет. Это само по себе плохо, но еще хуже, что даже здесь приходится ориентировать на Запад - куда его кривая вывезет.

Из всего перечня вопросов, представляется наиболее актуальной проблема "размораживания" российского кредитного рынка.

Как уже упоминалось, он состоит из сегмента рыночных заимствований (облигационных займов и векселей), банковских кредитов и межбанковского кредитования. (Надо отметить, что в России весьма активен внебиржевой сегмент этого рынка). Ни один сегмент финансового рынка не подвергался стольким катастрофическим шокам, как МБК. Виновато и правительство, и банки, и финансовые спекулянты. Но больше всех - регуляторы.

Закон обязывает сохранять банковскую систему. Вот как раз последнее и оказалось невозможным. Компонент банковской системы - МБК все время разрушается из-за неуклюжих действий регулятора. Об этом следовало бы подумать правительству, взявшему на себя функцию мегарегулятора финансовой системы в целом. Ведь МБК - это системообразующий элемент рыночной банковской деятельности. Как показал исторический опыт, регулятор не может заменить его.

О восстановлении рыночного кредитования дадут знать операции рыночного МБК, вне зависимости, на биржевом или внебиржевом его сегменте. ЦБ РФ объявил о проведении мониторинга банковского кредитования. Будем надеяться, что он даст дополнительную информацию по этому вопросу. Восстановление МБК даст надежду на долгосрочный экономический рост.


24.07.2009

kommentarii.ru

Док. 609726
Перв. публик.: 24.07.09
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Варьяш Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``