В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда начнется выход из кризиса? Назад
Когда начнется выход из кризиса?
Международные экономические организации, правительства, центральные банки, транснациональные корпорации и исследовательские центры вот уже пол года чуть ли не ежемесячно меняют макроэкономические прогнозы. Главные макропрогнозисты - Международный валютный фонд и аффилированный с ним Всемирный банк - считают, что "мировая экономика приближается к худшей за последние 80 лет рецессии". В январе МВФ сообщил, что мировой экономический рост в 2009 г. составит 0,5 процента, а всего через месяц глава МВФ Стросс-Кан заявил, что фонду придется понизить этот прогноз в результате худших, чем ожидалось, показателей четвертого квартала 2008 г.

Но как бы ни были важны макропрогнозы международных организаций, для рынка важнее прогнозы его участников - корпораций. Их мнения отражают так называемые консенсус-прогнозы, публикуемые, в частности, Международными информационными агентством Reuters и Bloomberg, журналом The Economist. Сравним оценки корпорациями роста ВВП в США, опубликованные в начале марта и в середине февраля 2009 г.

Так прогноз по ВВП США в феврале 2009 года от Рейтер был -1,0%, на 2010 2,7%, а журнал The Economist в феврале говорил о том, что в 2009 году ВВП будет -2,0%. Мартовские прогнозы показали другие ожидания: так Рейтер в марте сообщил о том, что по ВВП США в 2009 году в будет -1,4%, а в 2010 2,6%, The Economist в тоже время писал о том, что ВВП США будет -2,2% в 2009 году и 1,9% в 2010. Данные по Reuters.

Оптимизма у корпораций поубавилось, даже если не считать довольно скромный прогноз снижения темпов роста в последнем прогнозе для США уходившего 2008 г., когда уменьшение ВВП на 2009 г. предсказывалось в полтора раза меньше. А МВФ в осеннем прогнозе и вовсе предрекал, хоть и минимальный, но рост их ВВП.

Вот почему представляются крайними заявления политиков от финансовых и денежных регуляторов и о "тяжелой" рецессии, грозящей затянуться по крайней мере на три года, и неуместный оптимизм корпораций, заявляющих, что видят признаки выхода из кризиса чуть ли не через пару-тройку месяцев.

Макропрогнозы с учетом изменения деловой активности указывают на то, что циклическое свертывание предпринимательства, вызывающее падение темпов экономического роста, скорее всего, не закончится, по крайней мере, до начала 2010 г. Мировой кризис зародился в США из-за надувания валютного пузыря, но выход из кризиса зависит не только от США, но и от того, насколько эффективно мировое сообщество сможет противостоять валютной экспансии крупнейшей экономики. Одно можно сказать определенно: сложившееся положение не устраивает больше не только развивающие международные биржевые площадки крупнейшие страны, но и традиционно считавшиеся ведущими развитые страны.

С экономической точки зрения вызывает крайнее беспокойство недооценка стремительного развития дефляционных процессов. Макропрогнозисты почему-то полагают, будто после периода дефляции, прогнозируемой на 2009 г. для США, Японии, Китая, Швеции, Швейцарии, Юж. Кореи, Тайваня, Таиланда цены на их потребительских рынках ни с того, ни с сего начнут повышаться. А вот опыт Японии показывает, что из дефляции гораздо труднее выбраться, чем ограничить инфляцию, и дефляция чревата затяжной экономической стагнацией.

Когда-то бум высоких технологий породил безосновательную надежду, что этот сегмент производства позволит, если не прекратить, то хотя бы сгладить экономические циклы. Но история последних трех десятилетий убедительно подтвердила вывод Дж.Стиглица - циклические подъемы и спады становятся все круче и сопровождаются экономическими "шоками" невиданной силы.

Экономика теряет управляемость. Разговоры о реструктуризации мировой финансовой архитектуры - так наукообразно называют доминирование США в мировой валютной системе - весьма плохо согласуются с происходящими на этом направлении противодействия кризису событиями. Вслед за крахом созданных США валютно-финансовых отношений, терпит крах валютно-кредитная политика МВФ. Дело дошло до того, что МВФ запросил у Европейского союза 250 млрд. долл. и 100 млрд. - у Японии, и получит их. Это позволит увеличить ресурсы фонда до $500 млрд. Для чего нужны эти средства? Отчасти, Стросс-Кан указал на это, заявив, что "мировой экономический спад окажет серьезное слияние на Африку и может свести на нет достижения последнего десятилетия на континенте". Понятно, чьи "достижения" имеются в виду.

Следует иметь в виду, что в затягивании кризиса объективно заинтересованы слишком многие. Так, для американского правительства крайне важно при сохранении огромного дефицита платежного баланса по счету текущих операций (почти 700 млрд. долл.), требующего поддержания на соответствующем уровне заимствований, низкого курса доллара, обеспечивающего выгодные условия торговли для американских экспортеров. В условиях кризиса и обрушения фондовых рынков создаются условия для невиданных по масштабам спекуляций фондовыми ценностями. Особенно разрушительной эта тенденция является для стран, стремящихся развивать международные биржевые площадки. В этих странах кризис усиливает бегство капитала, до крайности обостряет недобросовестную конкуренцию, подстегивает коррупцию.

В России, чье углубление интеграции в мировое хозяйство оборачивается сегодня вовлечением в глобализирующийся финансово-экономический кризис, надежды на резервные фонды являются не слишком обоснованными. Программа социальной защиты населения от кризиса уже дает серьезные сбои. Направленные в банковскую систему средства из-за резкого ужесточения резервного администрирования зависают в балансах на счетах резервов под риски, которые на 1 января 2009 г. по сравнению с 1 января 2008 г. увеличились в 1,65 раза, и сегодня приближаются к триллиону руб., а размещение средств увеличилось в 1,46 раза и приближается к 20 трлн. руб. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что правительству удалось в 2008 г. несколько смягчить нежелание банков брать на себя существенно выросшие предпринимательские риски клиентов, но эти усилия не привели к перелому в противодействии кризису. Предприятия все более настойчиво требуют поделиться бюджетными средствами, а растущая безработица обостряет социальную напряженность, и оба этих фактора могут в конце-концов привести к макроэкономической нестабильности, выбираться из которой придется не один месяц.

При этом нужно помнить о том, что Мандел получил нобелевскую премию аккурат накануне не предсказанного им кризиса. Его модель не работает, что подтверждает и сегодняшний прогноз, если можно назвать прогнозом заявление о том, что кризис не закончится к середине 2009 г. Не надо быть макропрогнозистом, чтобы быть твердо уверенным в этом. Разнобой в мнениях экспертов свидетельствует о том, что вероятность продолжения кризиса в 2010 г. весьма велика.


11.03.2009

kommentarii.ru

Док. 609747
Перв. публик.: 11.03.09
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Варьяш Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``