Подкомитет Госдумы по совершенствованию межбюджетных отношений поддержал вчера проекты документов, которые должны помочь регионам смягчить последствия кризиса. Это новые правила распределения дотаций бюджетам субъектов и правила предоставления субъектам бюджетных кредитов.
Документы - плод совместной деятельности правительства, депутатов и сенаторов - должны быть рассмотрены рабочей (трехсторонней) группой по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Напомним, что по данным Министерства регионального развития, в 31 регионе в этом году возникнут проблемы финансирования текущих расходов бюджетов, в 38 регионах частично смогут профинансировать какие-то капитальные вложения и лишь около 13 регионов в целом смогут выполнить принятые расходные обязательства.
Помощь регионам оказывается в первую очередь в виде межбюджетных трансфертов.
Их достаточно большое количество. Одних субсидий - более 80.
До кризиса Минфин предлагал сократить количество форм и видов перечислений средств субъектам РФ из федерального бюджета, сосредоточившись на выравнивающей финансовой помощи и предоставив регионам больше прав в использовании межбюджетных трансфертов. Теперь же с сокращением доходов федерального бюджета на 4,2 трлн рублей, естественно, не могут не сократиться и межбюджетные трансферты.
Для нормализации положения в числе прочих мер на поддержку регионов в федеральном бюджете- 2009 заложено 300 млрд рублей.
Но помощь центра будет точечной. Половина этих денег придет в регионы в виде кредитов от Министерства финансов. Ставка по ним будет льготная - до 2,5%.
По словам директора департамента межбюджетных отношений Минфина Ларисы Ерошкиной, к действующим кредитам (покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, и осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий), добавляются в результате еще два.
Это кредиты на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта РФ, а также на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения).
Это означает, что бюджетные кредиты смогут получать даже регионы-доноры, включая Москву, в случае возникновения дефицита горбюджета (по прогнозу он может составить во втором квартале 2009 года около 100 млрд рублей).
Что касается дотаций, то они будут предоставляться не всем, а только тем регионам,
уровень фактической бюджетной обеспеченности, которых на 10% выше среднероссийского показателя.
Еще одним условием должно стать отсутствие просроченной кредиторской задолженности на начало месяца по социально значимым расходным обязательствам (заработной плате, обеспечению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, выплатам ежемесячных пособий на детей, расходам на обязательное медицинское страхование и т.п.)
Правила не являются догмой.
Они могут меняться, например, в случае изменения макроэкономических показателей. В этом случае Минфином по согласованию с рабочей (трехсторонней) группой по совершенствованию межбюджетных отношений, могут быть изменены отдельные критерии предоставления финпомощи.
В целом депутаты с новыми правилами согласились.
Член комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина обратила внимание на то, что правила содержат норму, по которой "Министерство финансов вправе запрашивать иные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении бюджетного кредита". "Необходимо четко прописать, какие это сведения", - заявила Раиса Кармазина.
Лариса Ерошкина пообещала, что Минфин это замечание учтет.