В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Петрушин: `Количество компаний, желающих стать резидентами ОЭЗ, растет` Назад
Андрей Петрушин: `Количество компаний, желающих стать резидентами ОЭЗ, растет`
К сентябрю 2009 года бюджетные затраты на создание инфраструктуры на территории особых экономических зон в России оцениваются в 37,9 миллиарда рублей. Резиденты уже реально вложили порядка 21 миллиарда. О преференциях, количественном и качественном составе инвесторов, предполагаемых изменениях в законодательстве "Вестнику" рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей ПЕТРУШИН.    
    


- Андрей Станиславович, насколько удачным оказался первый опыт создания и функционирования особых экономических зон в России? Дайте краткую оценку основных итогов деятельности агентства с 2005 года.

- Не секрет, что особые экономические зоны (ранее - свободные экономические зоны) в России создаются с третьего захода. Поэтому называть 2005 началом и первым опытом было бы не совсем верно. А за последние четыре года создан эффективный механизм частно-государственного партнерства, который работает на развитие реального сектора экономики.

Режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах не сводится к таможенным и налоговым льготам. Сегодня это комплексная структура, которая позволяет не только создать привлекательные для инвесторов условия ведения бизнеса, обеспечивающие рост экономики в определенных сегментах, а соответственно, и рост поступлений в бюджет, и новые рабочие места, но при этом не лишена контрольных функций. РосОЭЗ контролирует исполнение соглашения между государством и компанией-инвестором - резидентом ОЭЗ с тем, чтобы компания осуществляла именно заявленную (инновационную, промышленную, туристическую) деятельность, и в том объеме, который был предусмотрен бизнес-планом, а не использовала свой статус в качестве вывески для получения льгот.

- Но все же на какие преференции может рассчитывать резидент ОЭЗ?

- Особый режим предпринимательской деятельности на этих территориях включает в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, на территориях особых экономических зон за счет средств федерального и регионального бюджетов создается полный комплекс объектов инфраструктуры. Резиденты инвестируют непосредственно в производство, имея под рукой все необходимые условия для его размещения.

- Уточните объем уже вложенных бюджетных инвестиций и средств инвесторов.

- Затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ по состоянию на 1 июля 2009 года составили 37,9 млрд. рублей, в том числе 21,6 млрд. - из федерального и 16,3 млрд. рублей - из региональных бюджетов.

Объем заявленных резидентами инвестиций составляет 212,5 млрд. рублей, из которых уже реально вложено 20,7 млрд. Объем произведенной продукции и услуг на территориях особых экономических зон составил 13,6 млрд. рублей.

И это за сравнительно небольшой для экономики период. Компании, открывавшие свои производства в 20062007 годах, только сейчас выходят на проектные мощности. В тот момент их насчитывалось несколько десятков, на сегодняшний день резидентами являются более 200 компаний.

- Нуждается ли законодательство о создании и работе особых экономических зон в какой-либо доработке?

- Создана вся нормативно-правовая база, необходимая для функционирования особых экономических зон и регламентирующая ведение бизнеса на их территориях. Разумеется, это не отменяет задачи ее совершенствования, и эта работа ведется. В частности, до начала летних каникул Госдума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Важнейшее нововведение законопроекта - снижение минимального порога инвестиций для вхождения в особую экономическую зону промышленно-производственного типа с 10 до 3 млн. евро, а также в портовых ОЭЗ - с 50 до 10 млн. евро. Это направлено на привлечение не только крупного, но и среднего бизнеса в ОЭЗ промышленно-производственного типа.





В законопроекте также предлагается расширить определение технико-внедренческой деятельности: разрешить резидентам не только размещать опытно-конструкторские, но и массовые производства продукции, которая соответствует Перечням критических технологий и Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники России. Этот шаг позволит инновационным и научно-техническим компаниям внедрять в массовое производство передовые разработки в рамках технико-внедренческих особых экономических зон.

- Сейчас в России создано 13 ОЭЗ разного типа. Планируется увеличение их числа?

- На рассмотрении в Правительстве России находится вопрос о создании трех портовых особых экономических зон: в Ульяновской области (аэропорт), Красноярском крае (аэропорт) и Хабаровском крае (морской порт).

- B чем преимущества ОЭЗ туристско-рекреационного типа для инвесторов и для тех регионов, в которых они созданы?

- Решение о создании в России ОЭЗ туристско-рекреационного типа было принято Правительством РФ 3 февраля 2007 года. За это время обеспечены условия для начала работы резидентов и строительства объектов особой экономической зоны. Завершено рабочее проектирование объектов инфраструктуры в ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Особый режим предпринимательской деятельности предусматривает предоставление налоговых льгот, создание благоприятного режима администрирования.

Польза для регионов заключается в том, что на их территории создается вся необходимая инфраструктура - от реконструкции аэропортов и строительства автодорог до электростанций и инженерных сетей. На базе этой инфраструктуры резиденты создадут туристический комплекс, способный реализовать потенциал уникальных природных мест России, вывести российские курорты на качественно новый уровень, увеличить долю внутреннего туризма, а следовательно, увеличить поступления в региональный и федеральный бюджеты.

- Заявки на участие в конкурсе по определению ОЭЗ технико-внедренческого типа подавали регионы Юга России, но победителями не стали. почему?

- Заявки на конкурс по определению технико-внедренческих зон подавали Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край. Однако уровень их проработанности не позволил этим регионам победить в конкурсе.

- Интересуются ли западные инвесторы проектом ОЭЗ? Каково процентное соотношение отечественных и зарубежных резидентов?

- В ОЭЗ всех типов по состоянию на 1 сентября 2009 года зарегистрировано 202 резидента, в том числе 26 - с участием иностранных инвесторов из 16 стран, среди которых Германия, Франция, Бельгия, США, Япония, Южная Корея.

Мировой финансовый кризис в целом не поменял планы по реализации проекта особых экономических зон в России. Количество компаний, желающих инвестировать средства в ОЭЗ, ежемесячно растет.

Если говорить о зарубежных инвестициях, то только в этом году в ОЭЗ пришли такие крупные иностранные компании, как Air-Liquide (Франция), Yokohama (Япония). Это означает, что иностранные инвесторы даже в условиях кризиса готовы вкладывать значительные средства для дополнительного роста и развития ОЭЗ, видя в этом для себя перспективу.

Справка

Сейчас в России создано 13 особых экономических зон трех типов:
две ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецкой области и Республике Татарстан;
четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа - в Москве (г. Зеленоград), Московской обл. (Дубна), Санкт-Петербурге и Томске;
семь туристско-рекреационных ОЭЗ - в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия.

Автор: Елена Устинова


N 6 (30) (2009)
www.donbiz.ru

Док. 610513
Перв. публик.: 19.06.09
Последн. ред.: 19.11.09
Число обращений: 0

  • Петрушин Андрей Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``