В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Тенгиз Бегишвили: Революции роз 6 лет Назад
Тенгиз Бегишвили: Революции роз 6 лет
Основным мотивом революции роз явилось фальсификация парламентских выборов 2 ноября 2003 года. В ходе революции Эдуард Шеварднадзе сложил полномочия, и руководство страной перешло к Михаилу Саакашвили.

Главной и наиболее общей предпосылкой к революции стало недовольство управлением страной Эдуардом Шеварднадзе. Недовольство населения было вызвано накопившимися претензиями к правительству, связанными с тяжёлым экономическим положением в стране, коррупцией среди государственных служащих и пр. Ситуация осложнялась стремлением этнических меньшинств к независимости, выразившееся в де-факто независимом существовании Абхазии и Южной Осетии.

Политический и социально-экономический кризис в Грузии достиг своего пика накануне президентских выборов 2 ноября 2003 года.

Политическим блокам Шеварднадзе "За Новую Грузию" и Абашидзе "Союз за демократическое обновление Грузии" противостояли "Объединённое народное движение" Михаила Саакашвили и "Демократы Бурджанадзе", возглавляемые бывшими спикерами грузинского парламента Нино Бурджанадзе и Зурабом Жвания, скончавшегося 8 февраля 2005 года, при странных обстоятельствах.

Парламентские выборы в Грузии были проведены 2 ноября 2003 года и, по официальным данным, завершились победой Шеварднадзе и его союзников, но оглашённые результаты не были признаны международными наблюдателями и противниками Шеварднадзе. Михаил Саакашвили демонстративно заявил, основываясь на данных социологических опросов, о своей победе, его утверждения поддержало Международное Сообщество свободных выборов местная наблюдательная группа. Опираясь на представленные данные, Саакашвили выдвинул требование провести новые выборы и призвал грузинских обывателей выйти на улицы и поддержать его.

К середине ноября в столице Грузии Тбилиси начались массовые демонстрации, затронувшие впоследствии другие регионы страны. Толпы людей молодёжной организации "Кмара" скандировали свои лозунги, многие общественные организации, например, Институт свобод Грузии также проявили завидную активность в шумных протестах. Вместе с тем, правительство Шеварднадзе получило поддержку Аслана Абашидзе.

Протесты оппозиции достигли своего пика 22 ноября, в первый день заседания нового грузинского парламента, легитимность которого была поставлена под сомнение. В тот же день оппозиционеры во главе с Саакашвили с розами в руках захватили здание парламента, прервали выступавшего с речью Шеварднадзе и вынудили его покинуть зал в сопровождении телохранителей. Затем президент ввёл в стране чрезвычайное положение и призвал на помощь войска и полицию в районе своей резиденции в Тбилиси. Однако даже элитные подразделения полиции отказались поддержать его. Вечером 23 ноября в день Святого Георгия в Грузии, Шеварднадзе провёл встречу с оппозиционными лидерами Саакашвили, Жванией и Бурджанадзе, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию на собрании, устроенном российским министром иностранных дел Игорем Ивановым.

После встречи Шеварднадзе объявил о своей отставке. Это вызвало настоящую эйфорию на улицах Тбилиси. Более 100 000 митингующих отмечали победу с фейерверками и рок-концертами.

Нино Бурджанадзе, спикер грузинского парламента, стала И.О. президента до тех пор, пока не был проведён новый тур голосования. Тем временем Верховный Суд страны аннулировал итоги президентских выборов. 4 января 2004 года в Грузии были проведены новые президентские выборы, на которых победу одержал Саакашвили, принявший присягу Президента 25 января того же года. 28 марта 2004 года были проведены и новые парламентские выборы, на которых победу одержали "новые демократы", поддерживаемые Саакашвили.

За эти 6 лет власть грузинского президента Михаила Саакашвили держится, в первую очередь, на полицию и лож, потому что только человек, полностью лишенный стыда, может утверждать, что все хорошо, после потери 20% территории, и намереваться оставаться на своем посту.

Саакашвили после 7 ноября 2007 г, когда он дубинками, резиновыми пулями, водометами и слезоточивым газом разогнал мирный митинг и блокировал все медиа, после этого ни Саакашвили, ни те люди, которые были в правительстве, не имели никакого морального права оставаться у власти, но они до сих пор остаются в правительстве.

Кроме того, за эти 6 лет проводилась антироссийская риторика и Саакашвили не смог наладить отношения с Россией. Более того, за эти 6 лет не было сделано ни одного шага в направлении Абхазии и Южной Осетии чтобы как-то примириться, улучшить отношения, найти общий язык. Несмотря на то, что Южная Осетия и Абхазия всегда предлагали Саакашвили подписать договор о не возобновлении военных действий, он не шел на это.

По всей вероятности, он давно готовился к военным действиям. И сейчас ситуация стала более напряжённей, так как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, следует отметить, что независимость Абхазии и Южной Осетии также признали Никарагуа и Венесуэла.

Саакашвили полностью контролирует средства массовой информации, убеждающие народ в том, что вот-вот начнется новая война. Кроме того, элита страны коррумпирована, и команда Саакашвили бесконтрольно манипулирует значительными средствами западных спонсоров. Грузия - полицейское государство, где арестовывают и запугивают людей. Происходят незаконные аресты, более 100 политзаключенных сидят в тюрьме по ложным обвинениям в хранении наркотиков и оружия.

Для Саакашвили очень важно дискредитировать оппозиционные партии и их лидеров. Саакашвили сделал всё, что бы иметь тотальный контроль над парламентом, получив конституционное большинство на фальсифицированных выборах, и тотальный контроль над СМИ и над судебную власть. Такая концентрация власти и полная безнаказанность привели к 7 августа: Саакашвили был убежден, что держит все в своих руках. И произошла трагедия.

Война на много лет отсрочила урегулирование ситуации в Южной Осетии. Единственный выход - начать прямой диалог с осетинами и абхазами, что невозможно, пока у власти остается Саакашвили, дискредитировавший себя. В настоящий момент Россия не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии, но со временем это возможно, если жители этих территорий захотят жить в Грузии, когда та станет нормальной, привлекательной страной с развитой экономикой и демократией.

Саакашвили с его воинственной риторикой, непредсказуемостью и безответственностью - главная опасность для стабильности в Грузии.

Президент Михаил Саакашвили должен уйти не только потому, что он в ответе за войну в Южной Осетии, но и потому, что он не сможет вывести страну из сложившегося военно-политического и экономического кризиса.


Грузии вообще повезло. Ни один президент после получения независимости республикой не смог нормально досидеть на своем кресле положенное время. На проспекте Руставели сначала стреляли, потом протестовали, теперь пускают слезоточивый газ. Жизнь до известной степени налаживается: люди - на материальном уровне - привыкли к новым условиям. Но никак не могут примириться со своим новым социальным положением.

В этом смысле массовые протесты в Тбилиси отнюдь не являются повторением розовой революции, только теперь направленной против ее же бывшего лидера. Напротив, они знаменуют начало нового этапа, когда уличные толпы перестают быть просто массовкой, используемой втемную для прикрытия верхушечного сговора.

То, что грузинская оппозиция не могла выдвинуть единого лидера, свидетельствует не о ее слабости (или, наоборот, силе), а лишь о том, что в обществе возникло осознание различия интересов и понимание того, что идеологии - не просто набор красивых слов, а важный инструмент управления, требующий бережного и осторожного отношения, что лидерам необходимо не только договариваться друг с дружкой о том, кто будет главным и как разделят портфели, но и отчитываться перед своими сторонниками, которых еще надо убедить в необходимости компромисса. Перед нами первые признаки появления гражданского общества. Или чего-то такого, что при благоприятных обстоятельствах, с течением времени, может быть, постепенно имеет шансы превратиться в гражданское общество.

Строго говоря, в большинстве стран постсоветского пространства политика в точном смысле слова (как борьба крупных общественных сил за свои интересы) была до недавнего времени просто невозможна. События, происходящие сейчас в Грузии, свидетельствуют о том, что положение начинает меняться.

Уверен, что Саакашвили всё же придётся уйти в отставку.

Генеральный директор Института Исследований Конфликтных Ситуаций, Вице-президент фонда единение русского и грузинского народов, Вице-президент фонда развития России - Тенгиз Бегишвили

22.11. 2009 г.
www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 610968
Перв. публик.: 22.11.09
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 0

  • Шеварднадзе Эдуард Амвросиевич
  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Бегишвили Тенгиз Михайлович
  • Бурджанадзе Нино Анзоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``