В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Жук: `Предназначение человека - приумножать добро. Все остальное - технологии` Назад
Игорь Жук: `Предназначение человека - приумножать добро. Все остальное - технологии`
Высокопрофессиональный компьютерщик-график Игорь Жук в то же время известен и как неординарный ученый, чьи исследования в области астрофизики стали классикой, и как сценарист, и наконец, как яркий исполнитель авторских песен. Сам же он не считает свои многочисленные таланты и увлечения чем-то особенным, а лишь одним из способов жить в полную силу и привнести в этот мир что-то хорошее.

"&": Игорь, вы, несомненно, творческая личность. Интересно, что заставило вас пойти учиться на физический факультет?

И. Ж.: Мне было очень трудно выбрать специальность: и литература, и живопись, и физика - все манило. Как оказалось, все совместимо. И человек может несколько раз в жизни поменять специальность. Только интереснее будет.

А что касается физического факультета, то ничего странного в моем выборе нет, ведь физика - это тоже творчество. Меня всегда привлекала астрофизика, но поскольку во Львовском университете такой специальности не было, а родители не отпустили далеко от родных мест в 15 лет (я закончил школу раньше), пришлось учиться на физическом. Потом в Киевском институте теоретической физики закончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию.

"&": То есть открывались перспективы стать серьезным ученым?

И. Ж.: Скажем так: я им побыл. Те работы, которые опубликованы и у нас, и за рубежом (совместно с профессором Перагосом), в узком направлении астрофизики стали своего рода классикой. Так что свою лепту в науку я внес.

"&": Что же заставило вас кардинально поменять профессию?

И. Ж.: В последний год работы над диссертацией увлекся компьютерами. Даже на наших "древних" машинах можно было изучать компьютерную графику. А поскольку теоретическая физика перестала быть такой уж востребованной наукой, то возникли трудности с работой. Я понял, что физикой мне вряд ли удастся серьезно заниматься дальше. К тому же появилась возможность всерьез работать с компьютером: мои друзья организовывали соответствующую фирму. И хотя тогда еще было неизвестно, что из этой затеи получится (фирма создавалась в трудных условиях, узким количеством энтузиастов, и тогда мы и подумать не могли, что станем одной из ведущих компьютерных компаний Украины), я не задумываясь ушел с государственного места работы. И сегодня об этом совершенно не жалею.

"&": То есть о физическом образовании вы "благополучно" забыли...

И. Ж.: Не совсем. Чтобы работать с компьютерной графикой, нужно не только художественное, но и математическое мышление, понимание процессов. Техническое образование помогает мне лучше чувствовать инструмент.

Сейчас графика на компьютере очень популярна, но то, что происходит, это на 80-90% эксплуатация встроенных возможностей программного обеспечения. А для меня дисплей в первую очередь мольберт: электронный, сложный, но мольберт.

"&": Живопись - лишь одно из ваших многочисленных увлечений. Давно рисуете?

И. Ж.: Да, со школьных лет. А моя аспирантская комнатка была своеобразной картинной галереей. Потом меня взяли к себе в мастерскую киевские художники Галина Зубченко и Дмитрий Прешедько. Они меня научили серьезной живописи, несколько лет я, как в древние времена, был учеником при мастерской. Это очень пригодилось в теперешней работе.

"&": А музыка, увлечение авторской песней?

И. Ж.: Музыка тоже была с раннего детства. За это прежде всего я должен благодарить родителей, давших мне возможность жить чем-то большим, чем жили мои сверстники в селе. Иногда отказывали себе в чем-то материальном, но зато у меня были скрипка, аккордеон. Изучал их самостоятельно - в музыкальную школу не ходил (благодаря чему, может быть, и сохранилась любовь к музыке).

Со школы писал стихи, больше "в ящик стол". Был этап открытия для себя поэтов, в основном, русских (украинские тогда были менее доступны): Цветаевой, Мандельштама, Пастернака. На последних курсах университета обнаружил, что существует очень интересное явление - вроде и поэзия, но поется под гитару. Услышал Бориса Вахнюка, Владимира Высоцкого...

Я не знал, что это называется авторской песней, не знал, кто такие барды, но хотелось и себе попробовать. На последнем курсе университета купил гитару, выучил три аккорда и начал довольно быстро сочинять "стихи под гитару". Но только в 1981-82 гг. попал в круги представителей киевской авторской песни. Там очень многому научился. Под три аккорда можно было все сыграть, а там я выучил четвертый и пришлось совершенствоваться дальше.

"&": Помните свое первое выступление перед публикой?

И. Ж.: Да, очень хорошо. Это было связано с моим вхождением в Киевский клуб авторской песни. Через несколько недель известный бард Владимир Каденко пригласил меня выступить где-то в районе Пятихаток, где был слет инспекторов по туризму (а в те времена авторская песня "вырастала" в лесах, подальше от цензуры, поэтому эти люди были для меня авторитетами). Конечно, ноги подгибались и голос дрожал. Но приняли меня хорошо.

"&": Вы вспомнили о цензуре. Интересно, она как-то повлияла на ваше творчество?

И. Ж.: К сожалению, разгар цензуры я застал. Клуб в "Арсенале" был под эгидой всех мыслимых комитетов, официальных "нянек". В те годы существовало такое понятие как "литовка": тексты песен нужно было утверждать и в горкоме комсомола, и в управлении по культуре, без этого человек не мог выйти на сцену даже перед залом из десяти человек. Но мы находили способы чтобы одурачить цензоров.

Например, когда проходили концерты в Москве (где цензура была особо жесткая), чтобы усыпить бдительность цензоров, тексты подсовывались им в особой последовательности (сначала - "безобидные", а под конец - "крамольные"). Причем особое внимание уделялось названию. Оно должно было быть нейтральным. Были и абсурды. Например, цензор загубил абсолютно лирическую песню из-за фразы "Ты похожа на правду, которая всем надоела" (а вдруг подумают, что это газета "Правда"?).Потом началась перестройка. Я был инициатором развала клуба и создания нового, который долго не признавали на официальном уровне. А потом грянул Чернобыль. Мы разбирались в физике, а потому жен и детей вывезли подальше, а сами остались со своими гитарами в Киеве. И чтобы быть хоть чем-то полезными, стали ездить с концертами в зону.

"&": Но вы-то понимали, насколько это может быть опасно...

И. Ж.: Было очень страшно. Но со страхами нужно бороться. И к тому же там мы были нужнее всего. Ведь в то время в зону даже киномеханика затащить было невозможно. А когда мы стали к ликвидаторам добровольно приезжать, они почувствовали, что, значит, еще не совсем "смертники", если к ним едут с концертами. В 1986 г. вместе с друзьями мы дали 40 концертов в зоне. Ту публику, конечно, ни с кем не сравнить. Самая дорогая "чернобыльская" награда - их признательность. Помню, солдаты из "кашляющих" полков специально зажимали рты руками, чтобы не глушить концерт.

"&": Наверное, в то время появились песни на Чернобыльскую тематику?

И. Ж.: Появились, но немного. Ведь петь-то надо было не о рентгенах, а о чем-то человеческом, близком ликвидаторам.

"&": Игорь, а как вообще рождается песня?

И. Ж.: Всегда спонтанно. Какое-то слово зацепилось, и "процесс пошел". Обычно это бывает на ходу - по пути на работу, с работы. Потом уже записываю, появляется "рабочая" мелодия. А дальше - техническая работа над словом и музыкой.

"&": Не возникало ли мысли профессионально заняться музыкой?

И. Ж.: Смотря что называть профессионализмом - предпочитаю все делать профессионально. Но чтобы мой кусок хлеба зависел от того, что сочиняю, - не хочу. Если в компьютерной графике это вполне понятно - я делаю работу, которая позволяет мне как художнику шлифовать свою технику, то с музыкой так не получится. Если я начну сочинять свои песни для денег, песен может и не быть.

Сейчас можно не зависеть от публики, то есть не думать о том, продастся ли моя песня. Можно писать для души и умного слушателя. Ведь пока наше общество не настолько хорошо устроено, чтобы можно было быть свободным в творчестве и вместе с тем обеспечивать этим творчеством свое существование. Хотя иногда песни дают мне возможность заработать дополнительный кусок масла к хлебу. Но это не планируется заранее и не носит постоянного характера.

"&": Увлечение музыкой не мешает работе?

И. Ж.: Наоборот. Ведь музыка и графика очень родственны. Когда-то я даже снимался в качестве главного героя в научно-популярном фильме "Цветомузыка". Там я просто рисовал музыку.

"&": Чтобы успеть так много сделать, и к тому же в разных сферах, нужно быть очень трудоспособным...

И. Ж.: Нет, я ленивый - всегда хочется выехать на интуиции и таланте. Но когда деваться некуда, становлюсь трудолюбивым.

"&": Отталкиваясь от утверждения, что отдых - это смена деятельности, рискну предположить, что ваши многочисленные увлечения и являются отдыхом.

И. Ж.: Да, отдых для меня - это прежде всего смена деятельности. Есть еще один замечательный способ отдохнуть - наша компания спонсирует анимационный фестиваль "Крок", а я являюсь членом жюри. На теплоходе во время фестиваля общаюсь с замечательными творческими людьми и отдыхаю душой. После этого краски жизни становятся свежее.

А самый лучший отдых для меня - вырваться в село к родителям. Может и вправду говорят, что родная земля возвращает силы?

"&": Вы часто и с особой теплотой вспоминаете своих родителей. Наверное, между вами до сих пор очень тесная духовная связь...

И. Ж.: Да, вы правы. Я очень благодарен им в первую очередь за то, что привили мне вкус к творчеству. В них самих заложена тяга к чему-то неординарному, к знаниям. И в нас это воспитали: в доме всегда было очень много книг. И первый телевизор в селе появился у нас.

Сейчас родителям приходится нелегко - тянут на себе воз сельского хозяйства. Но убедить отдохнуть их просто невозможно, хотя и я, и брат вполне в состоянии о них позаботиться.

"&": А своим детям вы передали те же качества?

И. Ж.: Надеюсь, что да. Мои дочери хорошо поют. Будут ли они писать песни и рисовать? В нашем сумбурном обществе трудно предугадать, какой род деятельности они выберут. В любом случае обе живут не менее интересно, чем я. И это меня радует.

"&": Как у каждого человека, у вас в жизни, наверное, бывают неприятности. Существует ли рецепт борьбы с ними "от Игоря Жука"?

И. Ж.: В первую очередь это... юмор. Человек, который с оптимизмом смотрит на жизнь и способен посмеяться (в том числе и над собой), сможет с достоинством выйти из любой трудной ситуации.

Когда мне плохо на душе - слушаю хорошую музыку, классику. Иногда забыть о неприятностях помогает работа. И конечно, общение с друзьями.

"&": У вас их много?

И. Ж.: Да, и это для меня очень важно. Ведь дружба - свидетельство того, что человек человеку не волк. Это хорошо, что есть люди, о которых хочется заботиться, с которыми хочется общаться. Мы ведь созданы для совместного творчества, взаимного общения, только сейчас почему-то многие об этом забыли...

"&": Каких людей вы цените?

И. Ж.: Талантливых, которые хоть что-то новое привносят в жизнь. Таких людей очень много, хотя часто они об этом даже не догадываются. Вдвойне приятно, если помогаешь человеку открыть в себе новый талант.

Интересны люди, способны что-то создавать. Люди дела, а не слова. Причем они не обязательно должны быть душой компании. Например, один из моих лучших друзей - эрудит и очень яркая личность Борис Бурда. Многие его не любят, считают хамом и грубияном. Но я-то знаю, что он никогда не обидит того, кто слабее, на него можно положиться в трудную минуту.

"&": А вы можете позволить себе грубость по отношению к окружающим?

И. Ж.: Нет, я вообще по натуре очень доброжелателен. Уверен: если желаешь добра другому, оно возвращается к тебе. Ведь что бы там ни говорили, главное предназначение человека в этом мире - приумножать добро. Все остальное просто технологии.

"&": Игорь, вы считаете себя счастливым человеком?

И. Ж.: Чтобы быть счастливым, нужно чувствовать вкус жизни, жить полно. Есть совершенно неоригинальное определение счастья: когда утром хочется бежать на работу, а вечером домой. Это у меня есть. Наверное, я счастливый человек...

СПРАВКА "&"

Игорь Жук родился в 1952 г. на Львовщине в семье сельских учителей.

Образование: окончил физический факультет Львовского университета и аспирантуру Института теоретической физики Академии наук Украины; кандидат физико-математических наук.

Место работы: график-дизайнер компьютерной компании Ulys systems.Увлечения: живопись, авторская песня, фотография, видеосъемка, компьютерная графика, футбол и др.

Авторство: труды по астрофизике, несколько научно-художественных книг для детей, около 300 песен, пособие для работы на компьютере Macintosh, пьеса для кукольного театра, сценарии 30 научно-популярных, учебных и научно-художественных фильмов, песни к историческим фильмам "Атаманщина", "Симон Петлюра" и др.Лауреат премии им. Василия Стуса.

12 марта 2000 , Автор: Людмила Ксенз
www.companion.ua

Док. 611226
Перв. публик.: 12.03.00
Последн. ред.: 23.11.09
Число обращений: 0

  • Жук Игорь Теодорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``