В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Невидимые ролики кандидатов Назад
Невидимые ролики кандидатов
Отношение политиков к предстоящим выборам, результат которых предрешен, настолько пассивно, что рекламные телевизионные ролики смотрятся гораздо скучнее, чем в предыдущие кампании. Аудитория реагирует не менее пассивно - большинство зрителей вообще не видело предвыборные ролики.

Нынешняя предвыборная кампания отличается от всех предыдущих беспрецедентной вялостью. Почтовые ящики пусты - в них нет бесчисленных агитматериалов партий, уличные баннеры с политической рекламой не пестрят яркими слоганами, и даже телеэфир, который во время предвыборной гонки обычно превращается в поле ярких теледебатов и агрессивной рекламы политических движений, выглядит буднично и уныло.

Такой спокойной и безальтернативной предвыборной кампании в России еще не было.

Причина отсутствия ажиотажа очевидна - результаты выборов понятны уже сейчас, абсолютным лидером всех рейтингов является партия "Единая Россия", которая при этом еще и подпортила телевизионщикам предвыборную "картинку", отказавшись участвовать в теледебатах. Этим партия власти лишила теледебаты изюминки - остальным партиям спорить не с кем и не о чем. Поэтому у партий осталась одна возможность заявить о себе - это их рекламные телевизионные ролики.

Однако аудитория на такую рекламу реагирует весьма пассивно. По данным ВЦИОМ, влияние политической телевизионной кампании пока очень невелико.

Большинство респондентов (от 59% до 86% - в зависимости от партии) не видели (или не запомнили) телеролики партий.

Такой результат нисколько не удивляет гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова. Он полагает, что аудитория в эту предвыборную кампанию менее активно реагирует на политическую агитацию по двум причинам. "Во-первых, утрачен эффект новизны, - сказал он "Газете.Ru". - Во-вторых, сам статус выборов не очень важен. Люди сейчас не считают, что решается судьба страны, поэтому и воспринимают этот процесс очень пассивно". При этом Федоров отмечает, что потребителями телерекламы являются в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые считают, что выборы очень важны. Они и являются основными реципиентами политической рекламы, поскольку молодежь и люди среднего возраста на нее обращают гораздо меньше внимания.

Несмотря на пассивность этих реципиентов, политические партии все-таки воспользовались своим конституционным правом и разместили на телевидении свои рекламные ролики. Ролики эти, по оценкам всех экспертов, выглядят гораздо бледнее, чем ролики предыдущих предвыборных кампаний. "Среди нынешних роликов я не видела ничего выдающегося, - говорит руководитель клуба политического просвещения "Регион-клуб" Мария Пранова. - Все ролики примерно одного уровня - неплохо поставлены, технологически смонтированы, но избирателя они не трогают, потому что не касаются эмоциональных аспектов и вообще выглядят аморфно". "Единая Россия" сделала хорошие ролики, - говорит дизайнер телеканала "Культура" Елена Китаева. - Мне понравилось, что они сделали личную историю с малым количеством графики, там говорят люди с ненатужными лицами, нет раздражающих элементов. Их реклама выглядит убедительно".

Такая похвала от одного из лучших теледизайнеров отечественного телевидения подтверждается и результатами ВЦИОМ. По данным исследования, 36% опрошенных уже посмотрели ролики ЕР. "Единая Россия" возглавляет и список лучших роликов - по данным ВЦИОМ, 71% видевших телеагитацию отдают предпочтение именно роликам ЕР. И только 16% аудитории ролики партии не понравились.

Ролики "Справедливой России" половина опрошенных оценивает со знаком "плюс", треть - со знаком "минус". Ролики ЛДПР, КПРФ и СПС получают 38-39% положительных оценок и несколько больше - 43-47% - отрицательных.

Самыми слабыми зрителям показались ролики "Яблока": они понравились 27% опрошенных, не понравились - 57%.

По словам Валерия Федорова, предпочтения телезрителей зависят от двух аспектов. "Во-первых, от качества самих роликов, во-вторых, от установок людей, которые уже определились со своим выбором, - говорит Федоров. - Под влиянием ролика изменить свои политические симпатии готовы далеко не все, поэтому главная задача агитации в том, чтобы убедить колеблющихся проголосовать за определенную партию". При этом, по данным ВЦИОМ, количество не определившихся с выбором составляет 15%, и они как раз наименее активно смотрят политические ролики, да и телевизор вообще.

В "Регион-клубе", занимающемся сбором данных в регионах, другие показатели. По словам Марии Прановой, не определились с выбором пока 50-60%, и телевидению вряд ли удастся привлечь эту пассивную аудиторию к политическому процессу. "Отсутствие теледебатов, прямых обращений к избирателям и постановочность роликов, скорее, охлаждают, чем подогревают интерес зрителей к политагитации", - говорит эксперт. По данным того же исследования ВЦИОМ, телезрителям, пока не определившимся с выбором, чаще всего нравятся ролики "Единой России" (57%), "Справедливой России" и "Патриотов России" (по 50%).

Возможно, причина такого результата именно в неумении найти контакт с телеаудиторией. "Убого выглядят все ролики, - анализирует телекартинку директор компании Alexander Consulting Group Александр Твердов. - При этом политики не обращаются к своей аудитории. К примеру, ролики партии Барщевского ("Гражданская сила". - "Газета.Ru") вообще направлены не на их аудиторию, поэтому они не отрабатывают своей задачи. Аграрную партию почему-то рекламирует рабочий - это вообще странно и невразумительно".

Наиболее целенаправленная реклама, пожалуй, у Демократической партии, ролики которой призывают к европейским ценностям, рисуют фантастическую картину будущего, в котором Россия входит в состав ЕС, НАТО упраздняется, объединенные европейские силы выступают единым фронтом против США и российские футболисты легко выигрывают у сборной Англии.

Однако расслабляться политикам пока рано. "У партий сейчас две задачи. Одна - привлечь новых сторонников, это особенно важно для тех, у кого пока нет уверенности в преодолении 7-процентного барьера, - говорит Федоров. - Вторая задача важна для "Единой России" - ей не надо повышать популярность, но нужно обеспечить явку своих сторонников. Многие готовы голосовать за ЕР, но вполне могут и не прийти на выборы".

Остальным партиям стоит задуматься о том, чтобы поагитировать другими способами. "На этих выборах политические ролики абсолютно бесполезны, - уверен Твердов. - Самый лучший рекламный ролик - это информационный репортаж в выпуске новостей. В выходные вот Владимир Жириновский в новостях доил корову - и это лучший агитационный ролик".

20.11.2007
www.gazeta.ru

Док. 611643
Перв. публик.: 20.11.07
Последн. ред.: 24.11.09
Число обращений: 0

  • Китаева Елена Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``