В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Китаева, главный дизайнер телеканала `Культура` Назад
Елена Китаева, главный дизайнер телеканала `Культура`
Телевизионный дизайнер, художник, оформитель (называйте, как хотите) - лицо не публичное, в том смысле, что миллионам незнакомое, но зато эти миллионы, не подозревая о том, знакомы с его работами.

Создает визуальный образ телеканала "Культура", творит оригинальную концепцию его оформления художник, стилист и дизайнер Елена Китаева (в творческой среде больше известная как Мао).

Елена Китаева на телевидении с 1996 года. Сначала это был телеканал НТВ (помните смешные заставки - силач, медведь, ребенок - и все с зелеными шарами, они сыплются отовсюду, этакий зеленый дождь, и от этой исключительной игры света захватывает дух, будто летишь с горки с неимоверной высоты). Затем в 1998 году Лена Китаева работает на РТР, откуда переходит на "Культуру" и становится главным дизайнером.

За это время оформление телеканала "Культура" было отмечено национальной телевизионной премией ТЭФИ (в 2002, 2004 и 2005 гг.). В 2004 году Елена Китаева избрана академиком ТЭФИ.

В 2005 году на I Евразийском конкурсе "Облик телеканала - 2005" главный дизайнер телеканала Елена Китаева получила награду в номинации "Лучшая эфирная идентификация канала".

Дизайн сайта телеканала "Культура" - также творение Елены Китаевой.

Елена Китаева вышла в финал конкурса ТЭФИ-2006 в номинации "Художник-постановщик". В ноябре 2006 года Елена Китаева получила медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Елена Китаева - финалист "ТЭФИ-2007" (оформление студии программы "Разночтения").

Дизайнер Китаева - это не только телевизионные проекты. Она участница многих выставок, как персональных, так и групповых (в Моcкве, Амстердаме, Осаке, Кельне, Нью-Йорке, Чикаго, Варшаве, Париже и др.). Так в 1997 году Елена Китаева в соавторстве с Леонидом Парфеновым провела акцию по возвращению российским деньгам индивидуального лица, итогом которой стала выставка "Новые деньги", а в 1996 году совместно с Ренатой Литвиновой были представлены работы, объединенные общим названием "Девушка и смерть".

Вот что сама художница рассказывает о себе и своей работе:

Корреспондент: Лена, если бы вам лет 10 назад сказали, что вы - модный и гордый дизайнер - станете служить на телевидении, вы бы удивились?

Елена Китаева: Я бы отнеслась спокойно, потому что не принимаю снобистского деления на "высокий" и "низкий" дизайн - мол, плакаты и книги делать хорошо, а проектировать унитазы или оформлять вечерний выпуск новостей плохо и не престижно.

Корр.: Но профессиональные дизайнеры, во всяком случае, в России, не зря сторонятся телевидения. Существует же большой зазор между тем, что хочет видеть массовый зритель, и тем, что хотите делать вы как независимый автор?

Е.К.: Проблема этого зазора есть в любом искусстве...

Корр.: Но ТВ - не "любое" искусство. Скажем, журнал можно пролистать медленно или быстро, подряд или избирательно, а тв - императивно. Оно невероятно мощно навязывает сообщение, сам ритм и порядок получения информации. Но и масса зрителей, в свою очередь, имеет огромную силу. Поэтому тут конфликт сторон гораздо острее.

Е.К.: Если дизайнер хочет провести "свою историю", то это можно сделать. Навязать можно почти всё. Пусть сначала зрители будут ненавидеть - потом все равно примут. Привыкнут.

Корр.: Значит можно работать абсолютно свободно, придумывать лихие авангардные вещи и просто навязывать их?

Е.К.: Нет, нельзя. Само осознание того, где я работаю, диктует определенные условия. Я же не занимаюсь свободным творчеством. Я выполняю некий заказ и, кстати, считаю, что умение качественно ответить на задачу подтверждает подлинный класс дизайнера.

Корр.: А как выглядит задача? У канала есть, наверное, какая то концепция?

Е.К.: Все происходит на уровне интуиции руководителей каналов. Они говорят: сделайте "тепло", "по-домашнему", "для бабушек" или "строго", "официально" ... А я должна соответствовать...

Корр: Лена, но вы же профессионал с большими амбициями. Не тоска ли годами обслуживать вкусы теленачальников? Почему вы не пытаетесь совершить революцию на ТВ, перекроить всю эту систему?

Е.К.: Именно это мы и делали, когда я пришла работать на НТВ в 1996 году. Видите, как все телевизионное забывается, как мгновенно уходит из памяти. Кажется, что так как сейчас было всегда. А ведь произошла самая настоящая революция - мы прорвали допотопность советского ТВ. Фактически были разбиты все догмы телеоформления: мы начали использовать супермодные шрифты, создали такую стилистику, когда заставки похожи на компьютерные интерфейс, и заменили разноцветицу на лаконичную и узнаваемую цветовую гамму.

Наша команда стала приучать зрителей к новой графической эстетике, которая оказалась очень жизнеспособной и, кстати, актуальна до сих пор, хотя мы давно перешли на другой канал. Сейчас при упоминании НТВ у любого человека в голове возникает целый шлейф картинок... Это здорово.

И, кстати, я же не рабыня на телевидении: у меня масса независимых проектов, каждый год выставляю на самых престижных мировых биеннале свои плакаты, делаю выставки.

Корр.: Скажите, а плакаты, книжный дизайн отличаются от теледизайна? Для "бегущих картинок" есть свои особые приемы?

Е.К.: Нет. Принципы и приемы те же, что в современном графическом дизайне, который взламывает плоскость и создает иллюзию движения. Не зря многие художники работают сериями - то есть тема развивается из одного листа в другой, как из кадра в кадр.

Корр.: И все-таки, почему именно телевидение? Может быть, там художникам платят большие деньги, которые помогают осуществлять самые разные желания и планы, в том числе и творчестве...

Е.К.: Я и до работы на ТВ зарабатывала много, и с деньгами было все нормально. Так что дело тут не в каких-то оглушительных гонорарах... Понимаете, это просто еще один уровень сложности. С нами работала группа из 40 компьютерных исполнителей: мы выдавали горы эскизов - за год я делала более 6000 заставок, а для каждой заставки нужны десятки рисунков. Весь этот безумный непрекращающийся эфир - работа совсем другая по масштабу, чем проектирование визиток или даже плакатов. Огромные затраты - и финансовые, и умственные - превращаются в прах. Ощущение бессмысленности порой бывает ужасно: если обо всем этом думать, то можно заработать творческую анорексию, когда просто тошнит от работы.

Корр.: Как же вы с такими мыслями работаете на тв столько лет?

Е.К.: Ну, я утешаюсь тем, что профессия, например, нефтяника еще более странная - он вообще берет из земли черное золото, которое превращает в дым, портит окружающую среду. Это уж просто демонизм какой-то.

Корр.: А может быть, вас соблазняет власть, которую дает телевидение, колоссальное влияние на тех, кто каждый вечер видит на экране ваши заставки? Ведь вы вкладываете в мозги миллионов придуманные вами образы: в какой другой области дизайнер работает для такой огромной аудитории. Это может вскружить голову...

Е.К.: Да знаю я, что происходит с людьми, которые поддаются на соблазны телевидения. Наблюдаю все эти взлеты и падения. Жуткие, между прочим, судьбы: сегодня они короли, завтра - пыль. Нет, нет, я от этого свободна. И потом, сейчас я вкладываю в чей-то мозг образы, а завтра я уйду - и Сидоров сложит, а послезавтра - Петров. Телевидение как волосы: состригли - отрастают снова. Важно это понимать и свою роль не переоценивать.

Корр.: Кстати, пока мы тут беседуем, ваш телевизор работает без перебоя...

Е.К.: Народ смотрит сериалы, а я - борьбу новостных каналов, кто кого больше заляпает грязью. А вообще телевизор - это же космос, черная дыра. Представляете, земной шар - и в каждой квартире дырка в этот космос. Впечатляет. И затягивает.

Корр.: У вас в квартире - прямо среда тотального дизайна. Все от пепельницы и вилки до холодильника и телевизора - дизайнерские вещи. Чувствуется, что вы обосновались здесь надолго. А не было идеи уехать из России? Ведь с дизайном у нас, как с футболом, - пока не очень получается. Существует даже мнение, что здешний современный дизайн (и телевизионный тоже) - это клонировние западного.

Е.К.: Про клонирование - все правильно. Но потому-то художникам и нельзя уезжать - тут надо стараться. Я вообще страшный патриот. Пугаю обычно корреспондентов тем, что громко пою им "Русское поле". А запад я не люблю. Приезжаешь - кажется, что там все красивые и загорелые, а через какое то время понимаешь, что они карлики, кривые, шепелявые, злые...

Корр.: А русские люди - все стройные и добрые?

Е.К.: Да нет, меня просто злит, что на Западе мы - "второй сорт". Они там привыкли кого-то эксплуатировать - мексиканцев. Турок, поляков, и их бесит полноценность русских, они просто не желают признавать наши таланты. А я вот родилась недалеко от Палеха. Так там искусство прямо из земли прет. Люди с рождения пристегнуты к искусству цепью...

Корр.: Вы тоже с рождения?

Е.К.: Конечно. Сколько себя помню, красила, лепила, мастерила на балконе... И знала, что стану дизайнером задолго до института.

Корр.: дизайнер - профессия анонимная. Люди не знают вашего имени и даже имен самых главных кумиров вашего цеха. Не утомительно жить в замкнутом мире очень узких профессионалов? Вот, например, ваша подруга Рената Литвинова ведет светский образ жизни, часто показывается на обложках журналов, строит свой образ...

Е.К.: Рената - актриса, а во мне совершенно нет актерства, да и по поводу своей внешности я не обольщаюсь. Кстати, в детстве я очень хотела стать заметной - была командиром звездочки, председателем отряда, а сейчас мне, наоборот, хочется быть в одиночестве. Другое дело, что из очень узкого профессионального круга надо выходить и пробовать разное. Я вообще страшно подвижный человек. Мне все время кажется, что как художник я чего-то не успею, не испытаю.

Корр.: Лена, а вам никогда не хотелось бросить все и стать домашней женщиной?

Е.К.: (испуганно) Так я ведь готовить не умею.

Корр.: Готовить не обязательно. Можно просто гулять, покупать себе наряды, спать до часу дня, болтать по телефону с подругами.

Е.К.: Не смогу. Я когда отдыхаю - это похоже на обморок, а все остальное время работа меня крутит как белку.

Корр.: Вы работаете быстро и легко или медленно и трудно?

Е.К.: Быстро и легко - мучаюсь, а сразу делаю. Да иначе и нельзя. Объем работы все время увеличивается - и темп, темп. Очень, кстати, много хороших дизайнеров "слетает", не выдерживая темпа... Вот шрифты, как фасоны юбок, год-два - и в моду входят новые. А на телевидении вообще - реагировать надо молниеносно. И, к счастью, это очень соответствует моему темпераменту.

Корр. : Вы часто эксплуатировали тему русского авангарда 20-х годов и делали это достаточно удачно. Почти все ваши работы начала 90-х годов находятся как бы в энергетическом поле Лисицкого, Малевича... Этими классиками мирового дизайна вообще вдохновлялись многие. Но, пожалуй, конструктивизм и супрематизм уже "выжаты" досуха, их уже нельзя использовать так же непринужденно, как 10 лет назад. Чем вы теперь вдохновляетесь? И какие у вас планы на будущее?

Е.К.: На самом деле в России были только подступы к теме авангарда 20-х, в основном на уровне треугольничков и линеек. А там непаханое поле возможностей. Что до вдохновения... Я вообще приверженец глобального футуризма. Не просто люблю футуристов - Черникова или там Леонидова - я жадно подпитываюсь от будущего, как некоторые - от прошлого. У меня в голове даже бродят мечты о будущем равенстве народов...

Корр.: Погодите, про какое равенство речь?

Е.К.: Ну не как у коммунистов, когда все равны на среднем уровне, я мечтаю о равенстве на уровне гениев. Представляете все гении в разных областях. И еще я балдею от всех концепций, которые нам подкидывают футуристические фильм типа "Матрицы", - это вообще отдельная тема. Холодный прекрасный органический мир, в котором все такие замечательные, и меня никто не трогает. Очень вдохновляет. Да, и еще. Я никогда не строю планы. Как записная футуристка, я просто жду, что со мной произойдет. И если не пропустить небесный знак, то наверняка произойдет что-то интересное.

Корр.: А что за знак? Какой-нибудь примерчик приведите, пожалуйста...

Е.К.: Описать подробно не могу, но сама никогда не пропускаю. И другим не советую.

телеканал "Культура"

help-computers.ru

Док. 611645
Перв. публик.: 24.11.07
Последн. ред.: 24.11.09
Число обращений: 0

  • Китаева Елена Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``