Елена Китаева - один из самых известных российских дизайнеров, лауреат премии "ТЭФИ", призер итальянского конкурса на оформление телеэфира, член Академии Российского телевидения. Но при этом Елена Китаева еще и художник, прославившийся в 90-ые годы своими проектами "Новая колода", "Девушка и смерть", и, особенно, совместным проектом с Леонидом Парфеновым "Новые деньги".
Из всех художественных направлений Китаева больше всего любит футуризм - Джиакомо Балла, Умберто Боччиони и, особенно, Фортунато Деперро и Оскара Шлеммера. Футуристы с их любовью к движению, скрежету металла, неодушевленным механическим предметам, вдохновили Китаеву на создание нового проекта - "Электромеханический балет". В двух экспозиционных залах, сами по себе и для себя, крутятся огромные черные и белые двухметровые деревянные балерины. Их вращают моторы со страшным скрежещущим звуком, и это сразу отсылает зрителя к экспериментальным фильмом Фернана Леже "Ballet mecanique" (1924 г.) и Марселя Дюшана "Анемик синема" (1925 г.), что особенно заметно в предпроектном эскизе выставки - оживленных анимацией геометрических фигурах.
В искусстве, как и в дизайне, для Китаевой чрезвычайно важна чистота формы. "Я исповедую формализм в чистом виде. Для меня главное форма, а не содержание. Потому что некие смыслы, тезисы, которые ты хочешь донести, формируются где-то глубоко, на подсознательном уровне. Нет нужды их проговаривать. Они просто не словообликаемы". Это высказывание Елены Китаевой чрезвычайно близко словам Фернана Леже "Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино - сценарий".
Стильный по цвету и форме, жесткий по дизайну и звуковому сопровождению проект Китаевой отличается от всего того, что происходит сегодня в российском современном искусстве. "Электромеханический балет" - это ода движению. Как таковому, Как самоцели. В нем есть креативность дизайна с его технологиями и новыми возможностями, и, одновременно, искренняя любовь к искусству, которое до сих пор является неистощимым источником многих дизайнерских и рекламных находок. Китаева создает "пространство, очищенное от деталей, нереальную реальность, где есть атмосфера чистоты и пустоты". Для дизайнера и художника Китаевой именно такое пространство является новым пространством культуры, раем, не захламленным избыточной визуальностью. И если зрителю, что-то покажется непонятным, просто смотрите и слушайте, не всегда все в этом мире надо объяснять словами.
30.04.2005
www.artstrelka.ru
Док. 611651 Перв. публик.: 30.04.05 Последн. ред.: 24.11.09 Число обращений: 0
Китаева Елена Николаевна
|