В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Прошло сто лет, и юный град...` Назад
`Прошло сто лет, и юный град...`
Новый альбом известного петербургского фотографа Сергея Компанийченко позволяет совершить прогулку по Петербургу Карла Буллы

Презентация альбома "Петербург сквозь столетие" состоится сегодня. Разумеется, в салоне Карла Буллы на Невском, 52. Дата выбрана не случайно - Компанийченко не скрывает, что сделал себе подарок к 55-летию. К работе этой фотограф шел много лет. Бесконечно влюбленный в город на Неве, он стал одним из лучших его фотолетописцев. Не случайно Компанийченко - один из двух петербуржцев, удостоенных премии "Золотой глаз" - высшей награды фотографического сообщества России. Сергей получил ее "за продолжение традиций сохранения исторического образа Санкт-Петербурга в профессиональной фотографии".

Идея альбома, казалось бы, простая и понятная - найти те точки, с которых снимал город один из отцов отечественной фотографии великий Карл Булла. И с этих точек сделать снимки, чтобы увидеть, как за сто с лишним лет изменился город. Однако от идеи до ее конкретного воплощения оказалась дистанция огромного размера. Работа с перерывами длилась шесть лет.

Компанийченко вообще товарищ вдумчивый. Привык работать скрупулезно. Достаточно вспомнить его глобальную, 15 лет жизни стоившую работу - два валаамских альбома, которые вряд ли кому уже удастся превзойти. Так было и в этом случае. Начал с архивов, где перелопатил едва ли не все наследие Буллы. Человек этот был фантастически трудолюбив и плодовит: после себя он оставил около СТА ТЫСЯЧ негативов, сделанных на стеклянных пластинках. Разумеется, поставленной Сергеем задаче отвечали далеко не все из них. Сразу отпадали две крайности: виды, которые остались абсолютно неизменными, и те, что изменились до полной неузнаваемости. Зачем, скажем, снимать "сталинский" дом, стоящий на месте бывшего Литовского замка?

Несколько месяцев упорной работы, и вот наконец отобраны сто с небольшим снимков. Началось самое увлекательное - прогулки по городу... вместе с Карлом Буллой.

- Каково вообще ощущение от проникновения в творческую лабораторию великого мастера? - не удерживаюсь я от вопроса.

- Неоднозначное, - со свойственной ему прямотой признается Сергей. - С одной стороны, человек, конечно, обладал изумительными профессиональными способностями. Находил великолепные ракурсы, точно выстраивал кадр. Но... все это часто губилось ограниченными техническими возможностями. Его аппаратура весила около ста килограммов! На каждую съемку ездил на извозчике. А съемки часто велись с крыш и балконов. Тут уже не поэкспериментируешь, нужный свет не подождешь или не поищешь. Пришел, все оборудование затащил - надо снимать. Поэтому его снимки порой бесценны лишь как документ эпохи, а не как произведения фотоискусства...

Попасть в точки, откуда снимал Булла, тоже оказалось делом нелегким. С "хозяевами" крыши или офисного помещения еще можно договориться, а как, скажем, попасть в комнату частной квартиры? А ведь дело происходит в центре города, где часто располагается элитное жилье... Булла в свое время был представителем редкой, почти экзотической профессии, к тому же человеком широко известным. Пустить его в свою квартиру для съемки люди почитали за честь. А Компанийченко пустили только один раз...

Случались проблемы и другого рода. Даже когда нужная точка была найдена, снимать с нее оказывалось чрезвычайно сложно - нужный объект заслоняли разросшиеся за эти годы деревья. Часто мешали и строительные леса. Хотя иногда они, наоборот, помогали, обеспечивая возможность попасть в желанную точку съемки.

Прогулки по городу "вместе с Буллой" принесли Компанийченко множество больших и маленьких открытий. Пристальное изучение того "как было и как стало" навевало порой мысли не самые веселые. Лицо старого Петербурга порой изуродовано до неузнаваемости. И, увы, не только войной, но и мирными перестройками и сносами ценнейших объектов, прежде всего церквей. На их месте возникали безликие "кубы" и "стекляшки"...

А вот сюжет и вовсе детективный. Васильевский остров, 13-я линия, дом 52 - бывшее здание приюта и богадельни французского благотворительного Общества взаимного вспомоществования французских жителей Санкт-Петербурга, построенное по проекту знаменитого архитектора Сюзора. После войны в нем была детская больница, потом она переехала, и здание долгие годы стояло заброшенным. В 2006 году было принято решение о его реконструкции. Вместо этого здание полностью снесли и построили заново, переместив метров на 15 ближе к проезжей части. Разумеется, за счет находящегося перед ним сквера. Если данная "реконструкция" согласована с КГИОПом, то, пожалуй, надо это все называть уже совсем другим словом. К счастью, вездесущий Компанийченко успел снять еще старый фасад. И решил оставить в альбоме именно его.

Были, разумеется, и открытия в пользу современного города. Старый Петербург, к примеру, был порой обезображен огромным количеством назойливой и крикливой рекламы. Сейчас все выглядит гораздо достойнее. Исчезли печные трубы и поленницы дров. Вместо лошадей на улицах - современный транспорт. А там, где в кадр у Буллы попал городовой, у Компанийченко мистическим образом возник современный гаишник...

Закончив фотографическую работу, Сергей проделал еще и исследовательскую. К каждой паре фотографий дал подробный комментарий. Перелопатил для этого кучу книг, справочников, архивных документов. На это ушел еще год. Зато в итоге возникла полная ясность: что за объект, кто его построил и что там стало потом. Оказалось, что узнавать это не менее интересно, чем разглядывать сами фотографии.

И вот наконец уникальный альбом, изданный в Финляндии, можно взять в руки. Книга увесистая - целых два кило. Начав листать, оторваться от нее абсолютно невозможно. Здесь и смеешься, и плачешь, и негодуешь. И начинаешь любить свой город еще сильнее. Хотя, казалось бы, куда уж сильнее...

09.12.2008

www.spbvedomosti.ru

Михаил РУТМАН

Док. 612357
Перв. публик.: 09.12.08
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 0

  • Компанийченко Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``