В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российскую вакцину против СПИДа испытывают добровольцы Назад
Российскую вакцину против СПИДа испытывают добровольцы
Единственная в мире вакцина против СПИДа со встроенными иммуностимуляторами, разработанная в Институте иммунологии Росздрава, подходит к новой стадии клинических испытаний.
Рахим Хаитов: `Сами того не подозревая, мы применили нанотехнологический подход`

В 2003 году завершились провалом испытания вакцины против СПИДа AIDSVAX (разработка американской компании VaxGen), первой и пока единственной в мире прошедшей все экспериментальные и основные клинические тесты. В сентябре 2007 года остановлены клинические испытания кандидатной вакцины MRKAd5 HIV-1. Разработавшие её учёные из компании Merck констатировали печальный итог: количество заражённых людей среди добровольцев, на которых тестировалась вакцина, превысило число заражённых в контрольной группе. В Национальном институте здоровья США зазвучали призывы свернуть деятельность по созданию препаратов против ВИЧ-инфекции.

Однако кардинальных мер за призывами не последовало. Помимо потерпевшего фиаско препарата компании Merck в мире существуют порядка 30 кандидатных вакцин против СПИДа, созданных по принципиально иным методикам. И каждая из них имеет шанс стать тем самым `щитом`, который спасёт человечество от смертельного вируса.

Надежды возлагают и на препарат, изготовленный специалистами Института иммунологии Росздрава в рамках проекта Роснауки `Разработка постгеномных технологий создания иммунобиологических препаратов для лечения и профилактики инфекционных и соматических заболеваний`.

К вакцине от СПИДа через нанотехнологии 80-х годов

В Институте иммунологии, `выросшем` из лабораторий отдела иммунологии Института биофизики Минздрава СССР, уже четверть века изучают иммунную систему человека.

`Исторически институт располагал хорошей научной и экспериментальной базой, — рассказывает его директор, академик РАН и РАМН Рахим Хаитов. — Мы быстро вышли на передовые позиции в мире по изучению иммунных реакций, и приступили к созданию вакцин против разных заболеваний`.

Тогда, 25 лет назад, специалисты института работали в содружестве с группой химиков из МГУ им. Ломоносова, которую возглавлял ныне покойный академик Виктор Кабанов. `Сами того не подозревая, мы применили нанотехнологический подход: стали синтезировать полимерные молекулы, — продолжает академик Хаитов. — Пришли к выводу, что взаимодействие полимеров с лимфоцитами приводит
На этом аппарате сотрудники лаборатории биотехнологии очищают белок
к активации последних: белые кровяные тельца начинают интенсивно вырабатывать антитела и убивать инфицированные клетки`.

Несмотря на то, что на основе этих исследований нельзя было создать вакцины, поскольку первые синтезированные полимеры не разрушались в организме человека и представляли таким образом опасность, в мире признали правомерность данного подхода к усилению иммунных реакций. В ведущих зарубежных журналах появились десятки статей, в которых наши соотечественники описывали механизм действия полимеров-иммуностимуляторов. Но, как давно решил для себя Рахим Хаитов, самое сенсационное фундаментальное открытие не имеет смысла, если оно не способствует получению прикладных результатов.

В 1983 году в институте начались работы по синтезу нетоксичного для организма полимера и созданию на его основе вакцины. От классического, пастеровского, пути, при котором в качестве прививки в организм вводятся инактивированные вирусы, советские исследователи отказались. `Любая вакцина, созданная таким образом, действует через активацию Т-лимфоцитов, которые как раз являются главной мишенью вирусов, — поясняет Рахим Хаитов. — Получается, что, “подстёгивая” иммунитет классическим способом, мы, наоборот, способствуем размножению вирусов СПИДа и ряда других, например, гепатита С и В`.

В 1993 году учёные частично решили свою задачу — синтезировали безопасный для живого организма полимер полиоксидоний, и на основе его молекулы, химически `сшитой` с вирусным белком, создали экспериментальную вакцину против отдельных заболеваний, связанных со сбоями иммунной системы. Испытания препарата прошли успешно: провакцинированные мышки приобрели иммунитет к естественным для них недугам — гриппу и брюшному тифу.

Следующим этапом исследований стало создание вакцины для человека. Уже отработанным путём учёные попытались синтезировать средство для профилактики одной из самых изученных и распространённых инфекций — гриппа. Препарат `собирали` из трёх молекул — выращенных в курином эмбрионе белков вирусов гриппа А и B и полиоксидония. `Это было первое в мире средство, стимулирующее иммунную реакцию с помощью синтетического полимера, — поясняет академик Хаитов. — Испытания в государственном контрольном Институте им. Тарасевича показали, что оно создаёт сильный иммунный ответ и не имеет побочных эффектов. Этой вакциной, зарегистрированной как “Гриппол”, на протяжении восьми лет предохраняются от опасной инфекции миллионы людей в России и странах бывшего Союза`.

В проекте `Разработка постгеномных технологий создания иммунобиологических препаратов для лечения и профилактики инфекционных и соматических заболеваний`, помимо ГНЦ `Институт иммунологии` Росздрава, участвуют: НПЦ `Медицинская иммунология`, ГНИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича Минздрава России, ВНЦ молекулярной диагностики и лечения, Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН, НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН

По этой же методике в рамках инициированного Роснаукой проекта `Разработка постгеномных технологий создания иммунобиологических препаратов для лечения и профилактики инфекционных и соматических заболеваний` создаётся и вакцина против СПИДа. По условиям контракта, учёные должны изготовить не только её, но ещё 10 лекарственных препаратов, на что им отводится три года и 210 миллионов рублей. `Для сравнения: в США на те же самые цели уходит 10-15 лет и 300-500 миллионов
В отделе иммуногенетики разрабатывают технологию диагностики инфекционных заболеваний
долларов, — вздыхает Рахим Хаитов. — Но отказываться от работы мы не собираемся`.

При создании вакцины против СПИДа учёные использовали тот же нанотехнологический принцип, что и в разработках противогриппозного иммунного средства. `Мы синтезировали рекомбинантный химерный белок, содержащий фрагменты поверхностного и внутреннего консервативных белков вируса СПИДа, и полученное вещество связали с иммуностимулятором, способным замещать Т-лимфоциты даже при подавленном иммунитете`, — рассказывает академик Хаитов.

Проверки на мышах и кроликах подтвердили способность вакцины стимулировать организм к выработке предотвращающих проникновение вируса антител и клеток-киллеров, убивающих уже инфицированные клетки. По результатам её доклинических испытаний ГНИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича и Министерство здравоохранения РФ выдали Институту иммунологии разрешение на проведение клинических испытаний с участием добровольцев.

`СПИД — это тигр, а вакцина — охотник`

Главная сложность новой фазы эксперимента состояла в поиске здоровых людей, которые согласились бы ради научного прогресса испытать действие вакцины против, пожалуй, самого страшного из непобеждённых заболеваний. Их набирали из так называемого контингента риска. `После вакцинации у этих людей должны появиться антитела к вирусу, — поясняет Рахим Хаитов. — Мы им выдаём сертификат, подтверждающий, что антитела образовались в результате введения вакцины, и что вируса в организме нет. Но всё равно люди боятся…`.

Увы, на первом этапе невозможно добиться абсолютной чистоты эксперимента. `Сам факт вовлечения даже самых отъявленных наркоманов в процесс тестирования препарата способствует тому, чтобы они вели себя осторожнее, — поясняет руководитель лаборатории биотехнологии и центра СПИДа Института иммунологии Игорь Сидорович. — Да и методика испытаний несовершенна: сотни людей делят на вакцинированную и невакцинированную группы и смотрят, в какой вновь заразившихся больше. Обычно в статистике “играют” один-два человека. По таким данным невозможно сделать однозначные выводы. Поэтому решающей всегда является последняя фаза испытаний, с участием инфицированных людей`. Создатели вакцины предполагают получить к концу года разрешение контролирующих органов на продолжение испытаний.

Вагиф Гасанов:
`Представьте, что СПИД — это тигр, а вакцина — охотник. Мы запускаем в организм только кусочек вируса, или, образно говоря, “хвост тигра”, чтобы в будущем “охотник” знал, как примерно должен выглядеть объект его охоты, и был настороже. Естественно, кусочек вируса, так же как и хвост тигра отдельно от тигра, не может быть опасным`

Теоретически рисков для тестируемых пациентов быть не должно. `Мы вырезаем кусочек ДНК из вируса (либо самостоятельно создаём что-то похожее на этот кусочек) и вводим его в организм, — Игорь Сидорович
Игорь Сидорович: `Решающей будет последняя фаза испытаний`
рассказывает научный сотрудник лаборатории биотехнологии Института иммунологии Вагиф Гасанов. — Представьте, что СПИД — это тигр, а вакцина — охотник. Мы запускаем в организм только кусочек вируса, или, образно говоря, “хвост тигра”, чтобы в будущем “охотник” знал, как примерно должен выглядеть объект его охоты, и был настороже. Естественно, кусочек вируса, так же как и хвост тигра отдельно от тигра, не может быть опасным`.

`Новые нормы ГК настораживают`

Несмотря на то, что созданная в институте вакцина от СПИДа уже признана международным научным сообществом и вошла в медицинские справочники-бюллетени, в Институте иммунологии её с осторожностью называют кандидатной. `В мире на разных стадиях клинических испытаний находятся порядка тридцати вакцин против вируса иммунодефицита человека, — говорит Рахим Хаитов. — И нет уверенности, что хотя бы одна из них будет реальной. Пока с полной ответственностью можно говорить только о том, что разработанный нами препарат — единственная в мире вакцина против СПИДа, содержащая встроенный иммуностимулятор, и первая отечественная вакцина против СПИДа, разрешённая для проведения клинических испытаний с участием добровольцев. Возможно, она будет оказывать не только профилактическое, но и лечебное действие`.

Впрочем, даже если последняя стадия экспериментов завершится успешно, непосредственные авторы вакцины не смогут на неё претендовать. По условиям контракта, права на препарат получат Министерство образования и науки, Институт иммунологии и предприятие-производитель вакцины. `Имена конкретных людей, чьими силами разрабатывался препарат, нигде не указываются, — с сожалением говорит академик Хаитов. — Ситуация с правами очень запутанная. Настораживает, что новая четвёртая часть Гражданского кодекса позволяет государству передавать права третьему лицу. Эта норма может обернуться неприятным сюрпризом`.

Рахим Хаитов:
`В мире на разных стадиях клинических испытаний находятся порядка тридцати вакцин против вируса иммунодефицита, и нет уверенности, что хотя бы одна из них будет реальной. Пока с полной ответственностью можно говорить только о том, что разработанный нами препарат — единственная в мире вакцина против СПИДа, содержащая встроенные иммуностимуляторы, и первая отечественная вакцина против СПИДа, разрешённая для испытаний на людях`

В контексте `непредсказуемости` государственной политики Рахим Хаитов припомнил федеральную программу создания вакцин нового поколения, красиво стартовавшую в 1996 и печально финишировавшую в 2004 году, — в самый ответственный момент выяснилось, что деньги на испытания уже созданных препаратов в бюджете программы не заложены. `Пришлось дожидаться более светлых времён, — говорит директор Института иммунологии. — Вот и сейчас ждём`.

Наталья Быкова, STRF.ru
Фото: Викентий Ковалевский, для STRF.ru

17 апреля 2008

www.strf.ru



Док. 613682
Перв. публик.: 17.04.08
Последн. ред.: 02.12.09
Число обращений: 0

  • Хаитов Рахим Мусаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``