В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мариинка - 2: от лукавого Назад
Мариинка - 2: от лукавого
Объявление о конкурсе на разработку фасадов Мариинки-2 петербургские архитекторы встретили здоровым смехом. Веселье вызвали и условия конкурса, и состав жюри. "Слушай, а давай мы с тобой что-нибудь нарисуем и подадим!" - предложил один из экспертов корреспонденту "Фонтанки", познакомившись с материалами конкурсной комиссии... Впрочем, всерьез принимать участие в создании будущего облика здания театра ведущие студии и мастерские города не собираются. Даже с учетом того, что стартовая цена контракта 300 млн рублей.

Конкурс на разработку фасадов и кровли, а также интерьеров будущего здания Мариинского театра объявили 15 июня. По указанию Владимира Путина новый облик "Мариинки-2" должен быть создан "в условиях жесткого контроля средств" и подогнан под уже сформированный цоколь. Конкурсная комиссия подошла к решению задачи нестандартно, чем и развеселила всю архитектурную общественность Петербурга.

Веселый смех начинается уже со слов "архитектурно-строительное решение" фасадов и кровли, а также интерьеров театрального здания. "Это как? - поинтересовался Рафаэль Даянов, руководитель архитектурной мастерской "Литейная часть-91". - Есть архитектурный проект, а строительное решение - что такое? Архитектор должен определять, как именно будет строиться здание?" "Я не знаю такого понятия, - пожала плечами Людмила Лихачева, специалист "Студии-44". - Если мы откроем СНИП, то там такого термина попросту не существует, поэтому не совсем понятно, что именно требуется от нас". Юрий Земцов, руководитель студии "Земцов, Кондиайн и партнеры" попросту расхохотался так, что комментарии оказались излишни.

Заинтриговали архитекторов и пояснения, данные заместителем министра культуры Павлом Хорошиловым по поводу выражения "тендер с элементами авторского видения". По его словам, участники конкурса "имеют право" раскрыть предлагаемое ими архитектурное решение в виде демонстрационного материала, а заказчики обещают "учесть" полученное впечатление. "А кто в жюри-то входит?" - заинтересовался Земцов и, познакомившись со списком, резюмировал: "Ну, хорошо, хоть два архитектора есть".

Напомним, итоги конкурса будет подводить комиссия во главе с Александром Авдеевым - именно на него и возложена персональная ответственность за развязку всей затянувшейся истории. Кроме министра культуры в состав жюри входят Валерий Гергиев, главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев, президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владимир Попов, почетный президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский, и. о. ректора Санкт-Петербургской консерватории Сергей Стадлер, президент Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая, делегируют своих представителей глава Сбербанка Герман Греф и Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (она же выступает и организатором конкурса).

"У меня нет вопросов по поводу участия Митюрева, Гнедовского, Попова и Швидковского, - заметил Даянов. - Но все остальные не имеют к архитектуре никакого отношения. Я бесконечно уважаю, к примеру, Стадлера, но как скрипача. При чем тут проект театра?" По мнению этого эксперта, очень велика возможность повторения предыдущей истории. "Надо, чтоб побеждали качественные проекты, а не красивые картинки", - полагает он. И напоминает: "Победа проекта Перро на предыдущем конкурсе - это ведь и было чистой воды торжество вкусовщины". "На мой взгляд, это не конкурс, а некая смесь тендера с необязательным архитектурным предложением", - заметила Лихачева, правда, добавив, что для более обширного комментария ей надо детально познакомиться с документацией.

Вызвали сомнения у общественности и слова о том, что состязаться за право создать будущий облик театра намерены 6-10 команд. "Откуда они возьмутся?" - удивился один из архитекторов. На сегодня достоверно известно о том, что к обсуждению предложены работы канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, а также представителя Всероссийского общества охраны памятников москвича Алексея Денисова. Как утверждают в Минкультуре, проявляет к конкурсу интерес и глава российского Союза архитекторов Андрей Боков.

"Очень плохо информировали о конкурсе не только общественность, но и официальных лиц, - заявил Святослав Гайкович - руководитель архитектурной мастерской "Студия 17". Единственным официальным источником оказалась телеграмма, которую получил председатель Петербургского союза архитексторов Владимир Попов, о том, что он включен в жюри конкурса". По поводу условий эксперт не смог сказать ничего. "Я не видел документов, но, судя по публикациям в СМИ, то это не открытый конкурс, а полная лажа",- сообщил он. По мнению Гайковича, " конкурс на строительство Мариинки-2 прошел мимо Петербурга". В свою очередь Владимир Попов, будучи членом жюри, признался корреспонденту "Фонтанки", что он не может ни слова сказать про задание, выданное архитекторам-участникам, поскольку тоже в глаза не видел конкурсной документации.

В Петербурге же пакета документов будущего конкурса даже не видели. Более того, во многих студиях не знали о том, что в состязании можно поучаствовать. "Так конкурс же закрытый!" - изумились в мастерской Евгения Герасимова, но заявили, что участвовать не собираются. "Ой, а он, оказывается, теперь стал открытым!" - неожиданно обнаружил для себя Юрий Земцов, которого тоже, по его словам, "не звали". "Я не видел пакета документов, и не знаю, кто может принимать участие, - заметил Даянов. - Мне никто не предлагал". В частном разговоре один из архитекторов высказал мнение, что затеянная процедура - откровенное лукавство, затеянное для того, чтобы пролоббировать определенную команду. По неофициальным данным, канадских архитекторов, симпатии к которым не скрывает Валерий Гергиев, уже представили главе Сбербанка Герману Грефу.

Напомним, отказаться от проекта французского архитектора Доминика Перро, выбранного на конкурсе в 2003 году, вынудили выводы Главгосэкспертизы. В 2006 году ведомство не согласовало его проект рабочей документации, и был объявлен конкурс на доработку. Контракт с Перро остановлен. Позже стало известно также, что проект французского архитектора содержит около 400 ошибок и не может быть выполнен. В апреле 2009 года министр культуры РФ Александр Авдеев, курирующий стройку, сообщил, что концепция и документация по строительству надземной части второй сцены Мариинского театра в Петербурге будет определена к лету. По его же словам, к июню будет полностью закончен фундамент здания.

По данным проверки Счетной палаты, приведенным в марте этого года, вторая сцена Мариинского театра может обойтись федеральному бюджету в 18 миллиардов рублей.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

www.fontanka.ru

16.06.2009

Док. 614989
Перв. публик.: 16.06.09
Последн. ред.: 07.12.09
Число обращений: 0

  • Попов Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``