В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как защитить идею? Назад
Как защитить идею?
На каждом этапе развития идеи для ее защиты можно предложить разные способы.
    
Только что возникшую идею или идею направления, идею цели защитить трудно или даже невозможно ввиду ее недостаточной оформленности и конкретности. Но идею можно опубликовать и тем самым заявить о ее существовании, содержании и своем авторстве. При этом желательно, чтобы публикация сопровождалась какими-либо реквизитами. Важным элементом защиты здесь является частота и массовость публикаций - чем чаще и в большем объеме публикуется описание идеи, тем лучше защищены права автора общественным мнением.

Другими известными в данном случае способами являются:

- нотариальное заверение текста,
- отправка заказного письма самому себе.

Оба способа имеют недостатки - отсутствие факта обнародования, публикации, ограничение доступа к произведению, особенно во втором случае.

Для защиты идеи - принципиального решения также можно предложить публикацию и регистрацию, как в первом случае. Но в данном случае идею уже можно формализовать, выявить отличия от известного решения и в таком виде опубликовать и зарегистрировать. В результате использование вашей идеи можно будет легко распознать. Здесь нельзя будет претендовать на исключительные права, но право авторства и моральные права будут на стороне автора. Это престиж, популярность, продвижение.

И это немало!

Часто принципиальное техническое решение (при необходимой доработке) можно защищать патентованием, как изобретение, полезную модель или промышленный образец. Трудность патентования в таком случае часто заключается в необходимости заявления достаточно широкой области охранных прав.
    
Конструктивную идею уже можно защищать нормами патентного права. Это возможно, т.к. такая идея уже содержит элементы технического решения. На этом этапе важным является правильное патентное оформление. Возможно применение зонтичных патентных технологий и блокирующих пакетов.

В случае организационного решения защита, опять-таки, возможна с помощью норм авторского права.
    
Технологический подход к идее
    
Закономерности эволюции идеи позволяют рекомендовать технологический подход к ее развитию и защите. Возникшую идею следует согласовать с общим трендом развития соответствующей области жизнедеятельности и вписать в стратегию развития предприятия или направления деятельности. Такая адаптация идеи позволит легче перейти к ее конкретизации и практической ориентации. Правильно ориентированная идея может быть доведена до соответствующей формы защиты с меньшими затруднениями.
Как продать идею?
    
Чтобы продать идею надо ее сначала оценить эффект ее применения и затем определить стоимость. Естественно, что идею на первом этапе развития - идею направления или цели оценить чрезвычайно трудно. Оценка может быть только качественная. Тем не менее, общественная ценность таких идей может быть достаточно высокой, т.к. они совершенствуют и развивают творческую среду, способствуют развитию творческой общественной мысли, создают трамплин к количественным и качественным переходам в соответствующей отрасли деятельности. Поэтому авторам таких идей следует идти по пути их популяризации, расширения возможности публикаций, повышения своего престижа и популярности, продвижения и развития идеи.
    
Стоимость идеи - принципиального решения уже можно оценить по предполагаемому экономическому эффекту, области и объему применения. Конечно, оценка будет достаточно грубой, но уже можно составить бизнес-план и написать бизнес-предложение. Естественно, что такую идею уже можно предлагать и в случае ее актуальности продать. При этом следует иметь в виду метод защиты идеи и степень ее защищенности. В противном случае идею можно потерять. Вообще предварительно следует разработать технику продажи идеи. Эта техника будет индивидуальна для каждого случая, а может быть и для каждого покупателя.
    
В случае продажи конструктивной идеи экономический эффект ее применения можно уже рассчитать, т.к. известны параметры решения. Затем опять составление бизнес-плана и бизнес-предложения и далее маркетинговые технологии.
    
В заключение следует остановиться на возможности защиты и продажи идеи, как ноу-хау. Но в этом случае сущность идеи не должна быть раскрыта. Продажа ноу-хау, опять-таки, предполагает особые приемы защиты конфиденциальной информации и ознакомления с нею заинтересованных лиц.

Затронутые выше вопросы и проблемы нашли свое решение в проекте "Интегральная система защита интеллектуальных прав", представленном на специальном сайте - http://www.a-priority.ru/. На сайте возможна регистрация идей на различной стадии развития, проект предусматривает патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. В ряде случаев возможно патентование бизнес - и организационных решений.

Идеи законодательно не охраняются, но можно описать идею и стать автором произведения о своей идее, пусть небольшого. Опубликуйте и зарегистрируйте свое "произведение" - Вы сможете отстоять свои авторские права!

www.a-priority.ru

Док. 615869
Перв. публик.: 08.12.09
Последн. ред.: 09.12.09
Число обращений: 0

  • Питов Вадим Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``