В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Чмыхало: `Хватит преклоняться перед Западом` Назад
Анатолий Чмыхало: `Хватит преклоняться перед Западом`
"Россия сейчас в национальном капкане - это мина замедленного действия, поставленная большевиками при разгроме российской государственности ещё в 17-м году", - считает известный красноярский писатель Анатолий ЧМЫХАЛО.

- МЫ делим нации на какие-то культурные особенности, ищем различия, а на самом деле все народы связаны одной историей. Объединяться надо не по национальному признаку, а территориальному. Этот путь в своё время выбрал Александр I вместе со Сперанским, создавая губернии. Сейчас Россия пытается вернуться к укрупнению регионов. И это правильно. Я много лет прожил в Хакасии и не признаю лозунгов "Хакасия для хакасов". О чём речь, если там 500 тысяч русских и всего 40 тысяч хакасов?

Когда-то у немцев была цель - разделить Россию на мелкие государства. Эту задачу выполнили в мирное время, бескровно и навсегда. По пьяни бывший президент распустил Союз. Так в одночасье мы из братьев превратились во врагов.
Символы дружбы и дорога смерти

- АНАТОЛИЙ Иванович, вы сказали о национальном капкане. Действительно, когда-то мы были мощной страной, но растеряли её вместе с бывшими союзными республиками. Как восстановить отношения, чтобы из врагов вновь стать если не братьями, то хотя бы добрыми соседями?

- Увидел однажды по телевизору, как два президента - Путин и Назарбаев - целовались. Меня взорвало. Мы это уже проходили. Взял и написал обоим письма. О том, что в истории наших взаимоотношений есть поучительные факты, которые являются символами настоящей дружбы народов. В качестве примера привёл случай, который произошёл с моей семьёй в начале 30-х годов на границе Алтайского края с Казахстаном. У соседей в те годы разгулялась эпидемия чумы и малярии. Чтобы выжить, казахи бежали в алтайские степи. Однако алтайцы, боясь распространения страшной болезни, не пускали их в свои сёла, поставив вооружённые пикеты.

- Страшно представить эту дорогу смерти...

- Казахи устилали свой путь трупами. Если бы тогда кто-нибудь из жителей приютил, их могли убить односельчане. Мама в то время работала дояркой, но в колхоз её не брали, потому что отца объявили врагом народа, нас считали людьми низшего сорта. В доме - нищета страшная. Однажды, возвращаясь с вечерней дойки, мать услышала детский писк в канаве. Бросилась туда и увидела 6-летнего казачонка, он был настолько истощён, что торчали кости, обтянутые кожей. Она понимала, что если сельчане узнают, её не пощадят, но подобрала мальчонку и огородами принесла к дяде, который жил на краю деревни. Спрятав пацана в бане, полгода его выхаживала, потом через казахскую семью, жившую в деревне, его переправили в Казахстан.

Вспомнив эту историю, я предложил двум президентам установить на границе между Россией и Казахстаном памятник русской матери, которая держит казачонка на руках, как символ настоящей дружбы двух народов. Сразу оговорился, это должен быть памятник не моей матери, а простой русской женщине, которая в трудное время пошла на подвиг, поборола страх за судьбу собственных детей и спасла чужого ребёнка.

- И что ответили президенты?

- Назарбаев ничего. Через месяц пришёл ответ из аппарата Президента России, мне сообщили, что моё письмо отправили в Алтайский край. Ещё через какое-то время пришло письмо из моего родного села. Глава сельсовета писал, что они знают о подвиге моей матери, но в бюджете нет денег, чтобы поставить ей памятник.

Меня не поняли, а письмо, видимо, толком и не прочитали. А ведь дружба между народами познаётся в беде, это не тогда, когда главы государств слюнями друг друга мажут.
О войне написано много дерьма

- В РОМАНЕ "Плач о России" вы пишете, что в стране сегодня плетутся тайные заговоры. И пока Россия слаба, её можно растоптать, стереть с лица земли. Но есть ещё Запад, который тоже влияет на устройство нашей страны...

- Каждый шаг в сторону Запада - это шаг к потере суверенитета. Не хватит ли поклонов - они достаточно унизили нас перед лицом всего мира. Когда-то надо проявить наш непредсказуемый, волевой характер. Россия сама себя распяла, вынянчив свору заговорщиков и предателей. Сегодня мы не знаем, как избавиться от терроризма. А ведь явление это в России пошло от удушенного Павла Первого. В советское время необразованная сволочь в политбюро тоже вершила судьбами людей.

- Написав всё это, рискуете вызвать гнев последователей коммунистического режима. Помните, как возмущались ветераны, когда вышла книга Астафьева "Прокляты и убиты"?

- Вообще, о войне написано много дерьма. Витя написал одну из лучших своих книг, но в ней 50% - художественный вымысел. Писал по рассказам и письмам ветеранов. Конечно, есть отдельные главы, где он абсолютно прав, но, чтобы писать о войне, её надо видеть. Витя не видел, он был в 500 км от передовой, куда даже самолёты не залетали. А ранение в ногу получил, подорвавшись на мине во время сбора трофеев на полях. Мы, конечно, с ним очень много спорили. Советский Союз - единственная страна, которая считает себя победителем, потеряв на войне в 10 раз больше, чем все страны, вместе взятые. В крови 43 млн. погибших мы могли всю Германию утопить. Это страшно...
Завещание с покаянием

- ГОВОРЯТ, писатель вместо завещания после себя оставляет книги. Недавно у вас вышел двухтомник "В царстве свободы", которую вы назвали своеобразным покаянием.

- Я из другого века, из тех самых мамонтов, которые уже уходят с земли. Это счастье, что я дожил до своей последней книги. Боялся, что не напишу её, так как последние несколько лет меня преследовали болезни и трагедии. Когда умерла жена Валентина, которая в моей жизни значила очень много, у меня сердце остановилось. Слава богу, спасли в 20-й больнице. Думал, с ума сойду. Помог Пётр Пимашков, с которым меня уже около 20 лет связывает настоящая дружба. Он мне предложил поехать на родину. И эта поездка действительно стала целительной.

Но с тех пор я стал бояться одиночества. Сейчас у меня ноги болят. Сказалась сидячая работа. Спуститься вниз и подняться по лестнице тяжело. Вот теперь общаюсь с кошкой Дарьей. Если бы меня сейчас спросили: чем я больше озабочен - судьбой России или кошки? Ответил бы: "Конечно, Дарьи". Мы с ней затворники. Я люблю её до бесконечности. А о судьбе России пусть думают другие.


Ольга ЛОБЗИНА

enisei.aif.ru

30.04.2008

Док. 615959
Перв. публик.: 30.04.08
Последн. ред.: 09.12.09
Число обращений: 0

  • Чмыхало Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``