В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тюмень: от фискальных набегов малый бизнес спасет осведомленность Назад
Тюмень: от фискальных набегов малый бизнес спасет осведомленность
От излишних фискальных набегов малый бизнес спасет осведомленность. Предприниматели должны знать, насколько санкционирован визит того или иного контролера и где следует искать защиты от недобросовестных визитеров.

Такой вывод сделали участники прошедшего накануне в Тюмени круглого стола, посвященного взаимоотношениям фискальных органов и предприятий малого и среднего бизнеса, который провели в Тюмени депутат Госдумы РФ Екатерина Семенова и Главный федеральный инспектор в Тюменской области Андрей Руцинский.

Мероприятие прошло в областной думе при поддержке Тюменского городского отделения партии "Единая Россия".

В круглом столе приняли участие начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тюменской области Ольга Загвязинская, представители территориальных подразделений федеральных агентств и служб, осуществляющих контроль за деятельностью малого и среднего бизнеса, а также представители предпринимательского сообщества.

Открывая дискуссию, Екатерина Семенова заметила, что массовые проверки являются основным бичом для малого бизнеса. В связи с этим в апреле был принят закон N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который устанавливает, что проверки могут проводиться один раз в три года.

Первые итоги его реализации в России обсуждались 27 июля на встрече президента России Дмитрия Медведева с генеральным прокурором Юрием Чайкой. Они констатировали, что для предпринимателей закон пока не совсем понятен с точки зрения его реализации - насколько они защищены от тех набегов, которые осуществляются недобросовестными работниками фискальных органов. Необходимо обеспечить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информации, содержащей требования законодательства.

Как заметил Андрей Руцинский, в этих целях территориальным органам государственной власти в мае было рекомендовано скорректировать ежегодные планы проверок и разместить их на официальных сайтах в сети Интернет, что в основном было сделано.

Фонду поддержки стратегических исследований и инвестиций УФО поручено организовать на базе тюменского технопарка круглый стол по обмену опытом работы в сфере развития инфраструктуры малого бизнеса с участием руководителей региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов.

Главные федеральные инспекторы должны сформировать сводный план комплексных проверок, проводимых контролирующими органами, чтобы исключить избыточность контрольных акций и дублирование функций.

Эта работа проведена, однако в должном виде система заработает только с 1 января 2010 года, поскольку планы проверок фискальных органов уже сверстаны на год и утверждены федеральными структурами в Москве.

Андрей Руцинский также заметил, что на сайте полпреда президента в УФО в ближайшие дни появится анкета для представителей малого и среднего бизнеса.

"В этой анкете впервые можно будет открыто заявить о количестве проводимых проверок на предприятиях и выразить свое мнение об их объективности. Предусмотрены варианты как анонимного ее заполнения, так и открытого. Мы будем анализировать, делать выводы и проводить работу с руководителями тех контрольно-надзорных органов, в адрес которых будет больше всего нареканий", - заметил главный федеральный инспектор.

В соответствии с 294 законом внеплановые проверки фискальных органов должна согласовывать прокуратура. Как рассказала начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области Ольга Загвязинская, этим занимается специально созданное подразделение в составе возглавляемого ею отдела. Решение о выдаче согласия или об отказе в проведении проверки подписывается первыми лицами прокуратуры, в основном прокурором Тюменской области.

По данным федеральной прокуратуры, за 2 месяца по стране поступило более 11 тыс. обращений контролирующих органов о согласовании внеплановых выездных проверок. В более чем 40% случаев прокурорами отказано в согласовании. В Тюменской области в органы прокуратуры поступило 78 заявлений, из них согласовано 44 проверки. По 16 заявлениям даны разъяснения о том, что согласования в данном случае не требовалось. По 17 - принято решение об отказе в проведении проверок.

"Доля отказов в Тюменской области ниже, чем по России - чуть больше 20%, - но и это нас устраивать не может", - заметила Загвязинская.

Основными причинами отказов в проведении проверок являются отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предоставление в органы прокуратуры неправильно оформленных документов, а также планируемая проверка юридического лица, которое не относится к категории малого и среднего бизнеса. Последняя причина вызвана отсутствием реестра предприятий малого и среднего бизнеса и четких критериев их определения.

Ольга Загвязинская отметила, что закон в сегодняшнем виде содержит очень много исключений из общих правил в сферах законодательства, на которые он не распространяется - это налоговый, валютный, таможенный, бюджетный контроль и ряд других надзорных мероприятий. При этом проверки налоговыми органами применения кассовых аппаратов тоже рассматриваются как государственный финансовый контроль и не требуют согласования в органах прокуратуры.

В структуре внеплановых проверок Роспотребнадзора, не подлежащих согласованию с прокуратурой, ведущее место занимают проверки по обращениям потребителей. Как отметила руководитель территориального управления Роспотребнадзора Галина Шарухо, характер жалоб за последний год изменился.

"Если в прошлом году на первом месте были жалобы на качество непродовольственных товаров, сложной бытовой техники, то в 2009 году - жалобы на услуги ЖКХ, бытовое обслуживание, долевое строительство, нарушение сроков ввода домов в эксплуатацию. В среднем 50% жалоб ежегодно подтверждаются", - рассказала она.

В связи с этим Екатерина Семенова предложила управлению Роспотребнадзора теснее сотрудничать с отраслевыми ассоциациями, проводить с ними семинары, чтобы они были в курсе тех жалоб и обращений граждан, которые поступают в отношении предприятий отрасли, и могли на них реагировать.

"Такое взаимодействие может дать больше результатов по работе с жалобами и обращениями граждан" - заметила Екатерина Семенова.

Сами предприниматели, на удивление, не слишком сетуют на избыточность фискальных набегов, но указывают на сложности в процедуре проверок. Так, председатель некоммерческого партнерства "Торговое единство" Валерий Кораев заметил, что проверяющие отказываются показывать предпринимателю жалобу, на основании которой проводится внеплановая проверка, либо не выносят предупреждение, а сразу выписывают штраф при нарушении.

При этом он заявил, что против проверок "выступают, как правило, нечистые на руку предприниматели".

В завершение круглого стола Екатерина Семенова предложила создать рабочую группу из представителей контролирующих органов, на которые распространяется 294 закон, и предпринимательского сообщества. Эта рабочая группа должна выработать некую памятку для предпринимателей, в которой будут прописаны действия в случае внеплановой проверки: какие документы необходимо предоставить контролеру и куда обратиться, если есть сомнения в правомочности проверки.
    
ИИ "NewsProm.Ru"

29.07.2009

Док. 617983
Перв. публик.: 29.07.09
Последн. ред.: 23.12.09
Число обращений: 0

  • Руцинский Андрей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``