В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Памяти Исаака Шварца Назад
Памяти Исаака Шварца
Не стало легендарного композитора отечественного кино

27 декабря не стало знаменитого композитора Исаака Шварца, автора музыки к более сотни фильмов и нескольким десяткам спектаклей. Среди режиссеров, с которыми работал Шварц - Товстоногов, Пырьев, Ромм, Швейцер, Герман, Лунгин. Многим он известен как автор песен и музыки в к легендарным "Белому солнцу пустыни" и "Звезде пленительного счастья" Владимира Мотыля, который решил поделиться своими воспоминаниями о легенде отечественной киномузыки с обозревателем "РГ" Валерием Кичиным.

"Об Исааке Шварце я мог бы говорить весь вечер. Потому что потерял не только большого композитора, соавтора многих моих картин, но и близкого друга. Мы часто и откровенно обменивались впечатлениями о прочитанных книгах, об увиденных спектаклях, что-то друг другу рекомендовали. Огромную роль в его жизни и творчестве сыграла его жена - Антонина, Тоня, с которой я только что говорил по телефону. Это была удивительная пара, очень правильное сочетание двух прекрасных людей. Она никогда не вмешивалась в его творчество, но очень ему способствовала. Она прекрасно чувствовала музыку, и это был союз духовно близкий и трогательный.

Для кино его кончина - невероятная потеря: ушел величайший кинокомпозитор. В прошлом году был его творческий вечер в Зале Чайковского. Меня просили выступить - я отказывался, потому что не люблю публичных выступлений и очень редко на них соглашаюсь. Но какая-то сила меня все-таки вывела к переполненному залу, и, наверное, это было лучшее, самое складное мое выступление - потому что меня вела любовь к этому человеку, этому большому музыканту.

Первая наша встреча была на фильме "Женя, Женечка и "катюша". Он очень любил Булата Окуджаву, который принял участие в создании сценария, даже писал песни на его тексты. Так что они были знакомы и раньше, но сблизились именно в процесс работы над этой картиной.

Его интуиция, его способность проникать в замысел режиссера мне всегда казались гениальными. Интуиция эта была настолько богатой и безошибочной, что мне не нужно было много слов. Обычно в работе с композиторами я подробно объяснял свой замысел - какую музыку я слышу для такой-то сцены. Это были очень талантливые композиторы, и я всем им благодарен - с музыкой у меня в фильмах вообще не было проколов. Но с Исааком Шварцем работалось совершенно иначе - это другой подход. Мы, повторяю, были близкими друзьями. И я приезжал к нему в Сиверскую не столько работать, сколько навестить. Ну, как я мог словами объяснить ему те чувства, которые мне были необходимы в фильме, и которые можно передать только музыкой! Ведь теперь представить себе "Белое солнце пустыни" или "Звезду пленительного счастья" без музыки Исаака Шварца, без его песенного и симфонического творчества - абсолютно невозможно. Кто-то точно сказал: где кончается слово - начинается музыка.

Встречаясь, мы с ним говорили совсем не о музыке. Говорили о литературе, о политике. И только иногда касались сценария, который он уже прочитал. Я никогда не спрашивал первым: ну что ты там написал? Он просто в ходе разговора садился за рояль и начинал импровизировать. Я ухватывался за услышанную мелодию: "Что это?! Это как раз то, что мне нужно! Это для нашего фильма?". "Пока не могу сказать..." - туманно говорил он. И начинал играть что-то еще более прекрасное, и снова как раз то, что было нужно для моей картины.

Я с осторожностью употребляю это слово: гений. Но здесь оно совершенно уместно: Исаак Шварц был гениален. Он мог вдруг ошеломить музыкой лирической, трогательной - как раз в той сцене фильма, которая, мне казалось, должна звучать напряженно и драматично. И он всегда оказывался прав. Он побеждал мою мечту, потому что драматическая сцена в сочетании с лирикой музыки становилась открытием и для меня самого.

Как-то великий Акира Куросава прилетел в Москву, чтобы послушать его музыку к фильму "Дерсу Узала". Прилетел задолго до обозначенного срока, Исаак Шварц его не ждал - он еще не закончил писать эту музыку. И продолжал ее сочинять, даже когда они вдвоем шли от гостиницы "Мосфильма" к студии - вдруг останавливался: "Подождите, подождите! Не трогайте сейчас меня!". Ему нужно было не спугнуть зазвучавшую в нем мелодию. Было ощущение, что музыка в нем рождалась всегда, в любой ситуации, он иначе не мог жить.

Болезнь не дала ему возможности принять участие в создании музыки для моего нового фильма "Багровый цвет снегопада". Я снова приезжал к нему в Сиверскую, он уже жестоко страдал от своих недугов. Но все равно проигрывал мне на рояле свои новые мелодии - продолжал работать. Я говорил: вот то, что мне нужно! Потом, во время прогулки, ему приходила в голову новая мелодия. Все было как всегда. Просто он был уже очень болен. И я приезжал к нему не за музыкой - просто навестил друга. И это была наша последняя встреча...

Вообще, сейчас никакие слова не смогут передать то, что я чувствую. Рядом с тобой был гений! Я думаю, его музыка будет жить гораздо дольше, чем мы можем представить. Он был скромным человеком, не любил шумихи и рекламы, но если собрать все им написанное - для фильмов, для исполнения в концертах, собрать песни, собрать симфонические произведения воедино, многим откроется, какой великий композитор жил среди нас.

И спасибо вам за этот звонок. Знаете, когда приходит большое горе, то пока не выскажешь наболевшее близким людям, оно будет непереносимо мучить душу..."


Валерий Кичин
Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 28 декабря 2009 г.

Док. 618298
Опублик.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Мотыль Владимир Яковлевич
  • Шварц Исаак Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``