В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Д.Ловцов, Е.Лепихина: Систематизация информационных провоотношений в области средств массовой информации Назад
Д.Ловцов, Е.Лепихина: Систематизация информационных провоотношений в области средств массовой информации
Рассматривается детальная функциональная классификация и систематизация информационных правоотношений в области деятельности СМИ, выявлены основные проблемы и нерешённые вопросы, возникающие в тех или иных видах таких правоотношений, существенные для обоснования правового статуса участников информационных правоотношений.

В настоящее время происходит объективная модернизация отечественного правоведения в целом и отрасли информационного права в частности, в ходе которой всё чётче проявляется тенденция концептуального перехода к системным представлениям о праве, что соответствует общемировой тенденции (1). В связи с этим представляется актуальным систематизировать возникающие в области деятельности СМИ информационные правоотношения (2) с целью выявления и уточнения основных специфических проблем и нерешённых вопросов, существенных, в частности, для обоснования правового статуса участников информационных правоотношений и др.

Участникам современных сложных многоаспектных информационных отношений в средствах массовой информации (периодических печатных издательствах, телерадиокомпаниях и др.) в своей деятельности приходится, как правило, одновременно выступать с позиции нескольких разнородных сторон их правового статуса, что обусловливает главные особенности и противоречия последнего. В частности, российские телерадиокомпании (ТРК) выступают сразу в трёх правовых качествах: юридические лица; редакции средств массовой информации (СМИ); обладатели лицензии на телерадиовещание.

Правовой статус участников информационных отношений в ТРК как юридических лиц представляет интерес, главным образом, в связи с его коллизией как со статусом СМИ, обладающего лицензией на телерадиовещание, так и со статусом редакции СМИ, что выражается в смешении данных понятий.

Так, например, согласно соответствующему Закону (3) о СМИ средство массовой информации - это форма распространения периодической массовой информации. Нормы законодательства и практика не всегда учитывают эту специфику, обязывая к каким-либо действиям СМИ, т.е. форму распространения, а не конкретное юридическое лицо. Юридическое лицо по отношению к СМИ может выступать лишь в качестве учредителя, редакции, распространителя и издателя.

Также эта коллизия вызывает ряд сложностей при совмещении статусов юридического лица и редакции СМИ. Закон о СМИ не предусматривает обязательного статуса юридического лица для редакции СМИ, устанавливая специфические требования к форме принятия и содержанию устава редакции СМИ, которые никак не согласуются с подобными нормами, относящимися к деятельности юридических лиц той или иной организационно-правовой формы. Подобная несогласованность норм законов часто ставит организации, осуществляющие подготовку и выпуск в свет массовой информации, в сложные ситуации при попытке объединения этих двух качеств своего правового статуса.

Информационные правоотношения в СМИ как редакции. Правовой статус участников информационных отношений СМИ как редакциях регулируется Законом о СМИ, иными нормативно-правовыми актами различного уровня (в частности, нормами избирательного законодательства, законодательства об освещении деятельности органов государственной власти, гражданского, административного и уголовного законодательства, правовых актов, посвящённых защите различных типов и видов тайн (4) и др.). Это говорит о многообразии и "несистематизированности" норм, регулирующих данную группу информационных правоотношений (ИП), в которой можно выделить следующие три основные подгруппы (см. рисунок):

права и обязанности, связанные с доступом к информации;

права и обязанности, связанные с подготовкой информации к распространению (или с содержанием информации);

права и обязанности, связанные с распространением информации.

Правоотношения в сфере доступа к информации. В сфере доступа к информации права и обязанности работников СМИ складываются из:

права требовать доступа к информации;

обязанности воздерживаться от доступа к информации;

необходимости прохождения специальной процедуры доступа к определённым видам информации.

Первая группа характеризует особый статус журналиста, закреплённый в ст. 47 Закона о СМИ и охраняемый, в том числе, уголовным законодательством.

 


Классификация и юридическое содержание информационных
правоотношений в области СМИ

Сюда относятся следующие права:

-    искать, запрашивать и получать информацию;

-    посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

-    быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

-    получать доступ к документам и материалам за исключением фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую тайну;

-    копировать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения авторских прав;

-    производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки за исключением случаев, предусмотренных законом;

посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях. Основная проблема в реализации этой группы прав заключается скорее не в отсутствии правовой нормы, а в её неисполнении, когда журналистам приходится сталкиваться с необоснованными запретами доступа к освещению того или иного события. Решением такой проблемы могла бы стать более активная деятельность соответствующих сообществ (Союз журналистов, Национальная ассоциация телерадиовещателей и др.) в сфере оказания правовой помощи журналистам и отстаивания их интересов.

Вторая группа включает нормы, запрещающие получение информации. Прежде всего, законодательство запрещает доступ к той информации, распространение которой также запрещено. Например, зафиксированное в Законе о СМИ (ст. 47) ограничение на доступ к материалам, содержащим сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Однако очевидным демократическим достижением является тот факт, что подобных однозначных запретов достаточно мало. Большая часть ограничений в доступе к информации связана с необходимостью прохождения определённой процедуры.

Третья группа регулирует порядок доступа к информации, связанный с определёнными процедурными ограничениями. К ней относится, в частности, процедура аккредитации, регулирующаяся, прежде всего, ст. 48 Закона о СМИ, которая, будучи необходимой в ряде случаев, оставляет широкое поле для злоупотреблений и нарушения прав журналистов на доступ к информации.

Также, согласно пункту 4 Положения об игорном бизнесе (5) администрация казино вправе устанавливать собственные требования к посетителям и их поведению в казино, однако при этом посетителям должно быть безусловно запрещено производить на территории казино кино-, фото- и видеосъёмку других посетителей без их разрешения. К этой группе относится и установленный Правилами пользования Московским метрополитеном (6) (п. 2.11.13) запрет на производство кино- и видеосъёмки в метрополитене без письменного разрешения администрации.

Согласно пункту 10 Правил посещения Московского Кремля (7) кино-, фото- и видеосъёмочные работы на территориях Кремля, некрополя, в Мавзолее В. И. Ленина, на территориях Красной площади и Александровского сада проводятся с согласия Комендатуры. Для получения согласия в Комендатуру подается заявка, где должны быть приведены данные о лицах, осуществляющих кино-, фото- и видеосъёмку, а также о месте, времени и порядке их осуществления.

В данной группе одной из актуальных является проблема правомер-ности применения скрытой камеры при проведении журналистских рас-следований. Согласно статье 50 Закона о СМИ распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой видеозаписи, допускается, если:

1) это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) демонстрация записи производится по решению суда.

Как видно, данная норма регулирует не доступ к информации, а её распространение.

В настоящее время, до тех пор, пока применение подобной процедуры доступа к информации не нарушает прямых запретов или прав третьих лиц, решение данного вопроса находится в сфере этических норм.

Как видно, приведенные нормы не исключают возможность доступа абсолютно, а лишь ограничивают её получением разрешения соответствующей администрации либо иного правомочного лица (например, родственника ограниченно дееспособного лица при осуществлении съёмки в клинике).

Правоотношения в сфере подготовки информации к распространению. При подготовке информационных материалов к распространению участникам информационных отношений приходится учитывать множество ограничений (запретов), несоблюдение которых может привести к нарушению личных и общественных интересов и повлечь соответствующие меры ответственности. Условно среди них можно выделить шесть групп, включающие следующие ограничения:

-    защищающие честь, достоинство и деловую репутацию;

-    связанные с защитой охраняемой законом определённой тайны;

-    связанные с защитой авторских и смежных прав;

-    устанавливаемые в период избирательных кампаний;

-    связанные с необходимостью соблюдения лицензионных условий;

-    направленные на охрану интересов государственной и общественной безопасности (запрет экстремизма, терроризма и т.п.).

Каждая из перечисленных групп содержит ту или иную правовую проблему. Например, в сфере защиты чести и достоинства до сих пор судебная система не выработала стабильной практики, что конкретно является порочащей информацией, что является выражением мнения, а что - сообщением факта. Постановление Пленума (8) Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3, можно надеяться, поможет разрешить данную проблему, поскольку прямо отсылает в случае возникновения подобных спорных вопросов к правовым нормам Европейского суда по правам человека, которые, будучи основанными на принципе использования прецедентов в качестве источников права и, следовательно, являясь более гибкими, станут весьма полезными при рассмотрении таких весьма субъективных категорий.

Ограничения, связанные с защитой охраняемых законом тайн, распространяются на следующие сведения:

-    составляющие государственную тайну (9) .

-    служебные, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

-    составляющие тайну следствия и судопроизводства;

-    о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;

-    связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (профессиональная тайна: врачебная (10), нотариальная, адвокатская и др.);

-    связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна) (11);

-    о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Проблема заключается в том, что как бы добросовестно журналист не относился к подготовке своих публикаций, ни он, ни редакция не в состоянии квалифицированно установить: относятся ли сведения, содержащиеся в передаче, к тому или иному виду тайны.

Для решения данной проблемы представляется целесообразным ответственность за разглашение тайны возложить только на "секретоносителя", т.е. на того, кто официально получил доступ к секретным сведениям и добровольно дал обязательство их не разглашать. К сожалению, этой точки зрения придерживаются далеко не все, что может повлечь весьма серьёзные последствия для СМИ в целом. В соответствии же со ст. 4 Закона о СМИ запрещается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Ограничения, связанные с защитой авторских прав, содержатся в ст. 42 Закона о СМИ, согласно которой редакция обязана соблюдать права на используемые произведения. Также основным нормативным актом, регулирующим авторские и смежные права, является Закон (12) об авторском праве. Нарушение авторского права может быть просто неприятным событием, а может стоить больших денег и даже повлечь уголовную ответственность.

Сложность заключается в том, что не каждое неразрешённое использование работы, защищённой авторским правом, является нарушением. Действующее законодательство считает некоторые случаи "справедливым использованием" (например, "новостной" репортаж, критика, исследование, преподавание и академический подход). Однако нельзя считать любое использование "справедливым". Для определения "справедливого использования" суды рассматривают следующие четыре фактора:

1. Цель и характер использования (включая определение, было ли использование коммерческим, благотворительным или образовательным).

2. Характер работы, защищённой авторским правом (использование выразительных и неопубликованных работ вряд ли будет считаться справедливым использованием в отличие от использования фактов).

3. Объём и значение использованной части работы, защищённой авторским правом (т.е. использование с точки зрения качества и количества: например, если было использовано 200 слов из книги, состоящей из 10 000 слов, но эти 200 слов составляют основу книги, такое использование будет считаться несправедливым).

4. Влияние использования на потенциальный рынок или ценность работы, защищённой авторским правом (если использование негативно влияет на потенциальный рынок для продажи работы, использование будет считаться несправедливым).

Ограничения, устанавливаемые в период избирательной компании содержатся как в Законе о СМИ, так и в различных нормативных актах, посвященных избирательному процессу, прежде всего, в Законе (13) о гарантиях избирательных прав.

Деятельность СМИ в период избирательных кампаний также осложнена рядом условий и дополнительных запретов. Законодательство содержит ряд требований к информационным материалам, посвящённым избирательным кампаниям и размещаемым в СМИ. Это, прежде всего, их объективность и достоверность. Кроме того, они не должны нарушать равенство кандидатов, политических партий, избирательных блоков; в информационных телепрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев; информационные блоки не должны оплачиваться кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками; в информационных блоках не должно отдаваться предпочтение каким бы то ни было кандидату, политической партии, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объёму печатной площади, отведённой для таких сообщений.

Однако основную сложность составляет то, что, СМИ, не прошедшие установленную законом процедуру "допуска к избирательным мероприятиям", а также в некоторых иных случаях, не вправе размещать агитационные материалы. При этом само понятие агитации в законе сформулировано весьма широко и размыто. Конституционный суд (14) в этом отношении сузил возможности государственных органов считать практически любой материал, связанный с избирательной кампанией, агитационным, однако установил для этого субъективный критерий "агитационной цели", что не привело к однозначности толкования закона.

Ограничения, связанные с необходимостью соблюдения лицензионных условий содержатся, прежде всего, в Законе о СМИ и в Постановлении (15) о лицензировании телевизионного вещания.

"Форматом вещания" принято называть общую направленность программ вещателя, "под которую" ему выделяются частоты. И санкции за нарушение формата вещания могут быть весьма суровыми, вплоть до отзыва лицензии. Разрешение данной проблемы находится в сфере полномочий руководящего редакторского состава СМИ.
Ограничения, направленные на охрану интересов государственной и общественной безопасности, также содержатся, прежде всего, в Законе о СМИ. Действующая редакция Закона о СМИ в перечне информации, распространение которой считается злоупотреблением свободой (16) массовой информации и запрещено, указывает, что не допускается использование СМИ в целях осуществления экстремистской деятельности.

Запрещается распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесённых в списки II и III в соответствии с Законом (17) о наркотиках, в СМИ, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии с Законом о наркотиках нарушение запрета пропаганды таких средств может повлечь как привлечение к административной или уголовной ответственности, так и прекращение деятельности СМИ. С принятием Закона (18) об экстремизме круг недопустимой к распространению в СМИ информации существенно расширился.
Экстремистской деятельностью (в отношении СМИ) в соответствии с указанным законом признаются:

1) деятельность СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с ними до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности (действий).
В России запрещается распространение посредством СМИ экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Нарушение данного запрета является основанием для признания свидетельства о регистрации СМИ недействительным.

Также статья 15 Закона (19)о терроризме устанавливает следующее. При проведении контртеррористической операции (КТО) не допускается распространение информации:

1) раскрывающей специальные технические приёмы и тактику проведения КТО;

2) способной затруднить проведение КТО создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению КТО при её проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Как видно, несоблюдение установленных законодательством требований к данной подгруппе правоотношений влечёт за собой не просто меры ответственности, но и прекращение деятельности СМИ в целом.

Кроме изложенного, к указанной группе правоотношений помимо правоотношений, связанных с различного рода запретами, относятся, конечно, и правоотношения, связанные с одним из главных прав журналиста - правом на профессиональную самостоятельность при осуществлении своей деятельности. Здесь уместно привести также содержащуюся в одном из решений Европейского Суда по правам человека (20) резолюцию:

"В то же время методы объективного и сбалансированного репортажа могут существенно варьироваться в зависимости от других особенностей средства массовой информации. Ни данному Суду, ни национальным суда мне подобает подменять в этом вопросе своими собственными взглядами суждения прессы относительно того, к какой технике репортажа следует прибегать журналистам. В этом контексте Суд напоминает, что статья 10 защищает не только содержание выражаемых идей и информации, но и форму их передачи".

Правоотношения в сфере распространения информации. Данные правоотношения классифицируются, прежде всего, в связи со временем, объёмом и местом распространения, что регулируется, в частности, Законом (21) о рекламе, устанавливающим лимиты объёмов рекламы, жесткие временные рамки распространения рекламы отдельных видов товаров. Так, объём рекламных сообщений в телерадиокомпании не должен превышать 20% объёма вещания, реклама пива допускается только в период с 22 до 07 часов и др.

Данную группу правоотношений можно разделить на три подгруппы, включающие правоотношения, связанные с правом, с обязанностью и с запретом распространять информацию, соответственно.

Правоотношения, связанные с правом распространять информацию основываются не на определённой норме Закона о СМИ, а на совокупности его норм, в частности, на запрете цензуры, самостоятельности редакции, совокупности прав журналиста, включая его право излагать свои личные суждения и оценки.

Правоотношения, связанные с обязанностью распространять информацию, основываются на Законе о СМИ, согласно которому учредители вправе распространять информацию посредством СМИ в оговорённом в Уставе редакции порядке. Данные правоотношения для "государственных СМИ" регулируются также избирательным законодательством, согласно которому они обязаны бесплатно распространять агитационные материалы в период избирательных кампаний. Кроме того, согласно специальному Закону (22) государственные СМИ обязаны распространять информацию о деятельности соответствующих государственных органов.

Правоотношения, связанные с запретом распространять информацию вытекают из соответствующих правоотношений предыдущей группы. Ограничения, налагаемые законодательством на редакции СМИ при подготовке материалов, находят свое выражение в мерах ответственности, применяемых за распространение этих материалов.

Информационные правоотношения в СМИ как обладателя лицензии на телерадиовещание. Данные правоотношения связаны с наличием специального лицензионного порядка осуществления вещательной деятельности. Эту группу условно можно разделить на две подгруппы правоотношений, связанных с технологическими и с процедурными особенностями вещания, соответственно (см. рисунок).

Первая подгруппа включает в себя отношения со спутниковыми и кабельными вещателями и операторами связи, отношения в сфере сертификации. Эти правоотношения оформляются гражданско-правовыми договорами. Информационно-правовой проблемой, в особенности, для кабельных вещателей, для этой подгруппы правоотношений является нечёткое законодательное разграничение понятия "вещатель" между производителем информационного продукта и обладателем передатчика.

Вторая подгруппа связана непосредственно с необходимостью получения права на осуществление эфирного вещания, прохождения в этих целях соответствующих процедур (конкурс, лицензирование, пролонгация), соблюдения соответствующих условий вещания (лицензионные условия). Как обладатели лицензий на вещание ТРК имеют довольно узкие рамки возможностей хозяйственной деятельности, в частности, время, территория, частота и тематика вещания осуществляются исключительно в порядке, оговорённом в лицензии.

Таким образом, представлена детальная функциональная классификация и систематизация информационных правоотношений в области деятельности СМИ, рассмотрены основные проблемы и нерешённые вопросы, возникающие в тех или иных видах таких правоотношений, существенные для обоснования правового статуса участников информационных правоотношений.


_________________________________________________________________________________1. См.: Ловцов Д. А. Системология правового регулирования: исторические аспекты развития // История государства и права. 2009. N 18. С. 9 - 12.

2. См.: Ловцов Д. А. Информационные правоотношения: особенности состава и продуктив-ная классификация // Информационное право. 2009. N 1. С. 3 - 6.

3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

4. См.: Ловцов Д. А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия "тайна" // Информационное право. 2009. N 2. С. 12 - 14.

5. Положение о порядке функционирования заведений игорного бизнеса (с изменениями от 7 апреля 1997 г.; 2 февраля, 23 марта, 3 сентября 2004 г.), утв. Распоряжением Мэра Москвы от 29 февраля 1996 г. N 97-РМ "О порядке содержания казино на территории г. Москвы" // Вестник Мэрии Москвы. 1996. N 7.

6. Правила пользования Московским метрополитеном, утв. Распоряжением мэра Москвы от 28 октября 1994 г. N 533-РМ "Об упорядочении и приведении в соответствие с законодательством действующих городских нормативных актов, касающихся Правил пользования Московским метрополитеном" // Вестник мэрии Москвы. 1994. N 23.

7. Правила посещения Московского Кремля, утв. Приказом Федеральной службы охраны РФ от 18 октября 2001 г. N 336 "Об утверждении Правил посещения Московского Кремля" // Российская газета. 2001. 5 дек.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Российская газета. 2005. 3 мар.

9. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г.; 30 июня, 11 ноября 2003 г.; 29 июня, 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

10. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г.; 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.; 7 марта 2005 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

11. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

12. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" // Российская га-зета. 1993. 3 авг.

13. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г.; 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.; 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г.; 29 июня, 21 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.

15. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации" (с изменениями от 3 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3604.

16. См.: Ловцов Д. А. Телеканал "2x2": "свобода СМИ заканчивается там, где начинается информационная война" // Закон. 2008. N 11. С. 28 - 29.

17. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г.; 10 января, 30 июня 2003 г.; 1 декабря 2004 г.; 9 мая 2005 г) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

18. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

19. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изменениями от 7 августа 2000 г.; 21 ноября 2002 г.; 30 июня 2003 г.; 22 августа 2004 г.; 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.

20. Решение Европейского Суда по правам человека от 23 сентября 1994 года по делу Йерсилд.

21. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г.; 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г.; 9 мая, 21 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

22. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.

Д. А. Ловцов,
заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Е. Ю. Лепихина,
аспирантка кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия

28.12.2009,

www.viperson.ru



Док. 618308
Опублик.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Ловцов Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``