В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Если врач не пьет и не курит, то он может оперировать до глубокой старости` Назад
`Если врач не пьет и не курит, то он может оперировать до глубокой старости`

Наталия Маргиева, 18 декабря 2009 г.

     Фото: Владимир Суворов "Известия"

Фото: Владимир Суворов "Известия"

Своим видом, подтянутым и энергичным, Лео Бокерия излучает оптимизм. Даже не верится, что 22 декабря главному кардиологу страны исполняется 70 лет. "А вы и не верьте, - подмигивает Лео Антонович, - пальцы тренирую каждый день". Бокерия до сих пор практикующий врач, жизни людей он готов спасать круглосуточно. Вот и интервью он назначил после утренней операции, встретив нас в стерильном зеленом халате и шапочке.

известия: Лео Антонович, как планируете отмечать грядущую дату? Масштабно - в институте или в узком кругу с близкими?

лео бокерия: Помню, как накануне моего сорокалетия мой учитель Владимир Иванович Бураковский предложил: "День рождения надо отпраздновать". Но, как известно, сорок лет отмечать нельзя. Об этом я сказал Бураковскому. Он только рассмеялся над суеверием: "Тебе можно, я разрешаю". С тех пор каждый свой день рождения я отмечаю в институте. От этой традиции не отступлю и в этот раз. 22 декабря планирую выполнить две операции. Потом в три часа дня у нас ученый совет, где я выступлю с докладом "Мир моей хирургии". После этого немного времени для поздравлений, а в конце - ужин в кругу друзей и родных.

и: Наша коллега в прошлом году попала в ваш институт на лечение. А потом долго удивлялась: "Как там много красивых хирургов-грузин!" Это что - случайность или закономерность?

бокерия: Да, грузинские мужчины всегда пользовались успехом у русских женщин (смеется ). Но в центре их не так много, как кажется. Впервые о солидной грузинской "компоненте" нашего института мне намекнул президент Российской академии медицинских наук Валентин Иванович Покровский, когда посмотрел 20-минутный фильм, посвященный сорокалетию института. "Фильм хороший, но перебор с грузинами", - сказал он мне после просмотра. Я удивился: "Где вы их там увидели?" Начали отматывать пленку, а я стал перечислять всех "грузин", мелькавших на экране: "Это дагестанец, это азербайджанец, это чеченец..." В итоге насчитали только одного грузина. Для людей, не разбирающихся в тонкостях кавказской внешности, все представители южных народов на одно лицо. А когда-то мои "доброжелатели" запустили байку: Бокерия даже ученый совет проводит на грузинском языке.

и: Как проходит ваш обычный день?

бокерия: Вчера у меня, например, было шесть операций. Вошел в операционную в начале девятого, а в свой кабинет попал лишь в полседьмого. Оперируем мы пять дней в неделю.

и: Свободное время у вас бывает?

бокерия: Менее занятым я себя чувствую только в командировках. В других городах я посещаю картинные галереи, музеи. Очень много хожу пешком - час-полтора. Последние годы не очень стремлюсь к приемам и светским ужинам. Хожу лишь на обязательные вечера.

и: Как считаете, до какого возраста хирургу следует оперировать?

бокерия: Интересно, что год назад мне такой вопрос никто не задавал. Наверное, это так юбилей подкрадывается. Родные и близкие тоже напоминают о предстоящем событии. И я стал себя ловить на мысли: "Черт возьми, мне действительно безумно много лет!" Совершенно очевидно, что кардиохирург с моим стажем очень многое умеет и знает. Но состояние его здоровья является залогом успешной работы. Он должен выдерживать длительные нагрузки (ведь операции, как правило, многочасовые), обладать хорошей памятью, позволяющей запоминать всевозможную информацию, и отличным зрением. Если врач не пьет, не курит, не употребляет в больших количествах кофе, то он может проводить операции хоть до глубокой старости. В институте и в стране есть врачи намного старше меня, но тем не менее блестяще оперирующие. Хочу подчеркнуть, что в этом вопросе на первый план выходит огромная проблема - стране не хватает кардиохирургов. Вот в США самая лучшая школа по подготовке кардиохирургов.

и: В чем мы отстаем от американцев?

бокерия: А мериканский кардиохирург только в 37 лет получает право на самостоятельную практику. Получается, что обучается он своей профессии в среднем 16 лет. А у нас нет достойной системы подготовки. Даст хирург Иван Иванович разрешение своему выпускнику Васе оперировать в 25 лет, и он будет оперировать. И никого не будет волновать, что этот молодой врач не защитил ни кандидатской, ни докторской. Ведь научные диссертации нужны не для лишнего подтверждения своего статуса. Во всем мире кардиохирургия строится на профессуре - обновление знаний идет невероят-но быстро. Если врач не будет успевать за этим процессом, то устранять дефект межжелудочковой перегородки он будет так, как это делали пятьдесят лет назад. У нас существуют ординатура и аспирантура. Но ординатура - это лишь первое знакомство со специальностью. Главная задача человека, обучающегося в аспирантуре, - защита диссертации. У нас нет понятия резидентуры - непрерывного образования, когда врач по нескольку лет обучается общей хирургии, торакальной и кардиохирургии. Еще мне даже по штатному расписанию не хватает среднего персонала. Нужно, например, чтобы на каждых двух новорожденных в реанимации было три медсестры. А у нас на шесть младенцев лишь две сестры.

и: Сердечные болезни по-прежнему считаются проблемой пожилых?

бокерия: Совершенно очевидно, что за последние годы инфаркт "помолодел". По оценкам зарубежных авторов, в нашей стране пока такие исследования не проводились, у инфаркта два пика - он чаще всего сражает людей в 39-44 года и в 49-54 года.

и: За последнее время вы провели много уникальных операций - имплантировали одновременно два искусственных желудочка, одному больному вживили искусственное сердце. По сути мы уже приближаемся к исполнению заветной мечты - созданию "запчастей" если не для всего организма, то его важнейших органов?

бокерия: Золотым стандартом для людей с критической сердечной недостаточностью является пересадка сердца. Но сердец мало. А у нас еще действует запрет на детскую трансплантологию. Пациентов же с сердечными заболеваниями только в Соединенных Штатах несколько миллионов. Поэтому сейчас все усилия направлены на усовершенствование искусственного сердца. Подавляющее большинство вопросов решено, остался один - как снабжать энергией такое сердце. Все аппараты, которые имплантируются человеку вместо настоящего сердца, имеют провод, выходящий наружу. И из-за него рано или поздно в организм проникает инфекция. Нужно научиться "подзаряжать" искусственное сердце снаружи - тогда дело действительно сдвинется с мертвой точки.

и: А что вы думаете о чудесном выздоровлении Ханны Кларк - девочки с двумя сердцами, которой подсадили донорское сердце, чтобы заработало свое собственное? Такая операция - будни трансплантологии или большое чудо?

бокерия: Да нет там никакого чуда. Такие операции проводились и раньше и досконально описаны в медицинской литературе еще Кристианом Барнардом. Просто об этом случае написал один профессиональный журнал, а пытливый корреспондент, прочитав материал, распространил это как ошеломляющее событие. Донорское сердце помогало девочке всего несколько месяцев, потом полностью восстановило свою функцию родное.

и: Кстати, замечаю, что часто на Западе успешно проведенная операция врачами преподносится как сенсация.

бокерия: Да, случается. Причем выглядит это так: показывают на одном из российских каналов в новостном сюжете, как мы оперируем новорожденного малыша с пороком сердца. Нам потом звонят, поздравляют. А через пару месяцев из Америки или Европы как о сенсации рассказывается о том же самом. Недавно в Берлин повезли нашего ребенка на операцию, давно применявшуюся в стране. И преподнесена она была как уникальная, не имеющая аналогов в мире. А в нашем центре по этой патологии накоплен огромный опыт.

и: Вашей благотворительной программе "Прикоснись к сердцу ребенка", которую проводит Лига здоровья нации, десять лет. Вы доказали, что врожденный порок сердца излечим. Но лет 15 назад такие дети часто становились "отказниками"...

бокерия:
Да у нас буквально позавчера был такой случай! Пришли родители и принесли двухдневного ребенка со словами: "Вы его положите, но не оперируйте. Мы уже написали бумагу, что от него отказываемся". Трагедия, конечно. Но в начале 90-х "отказников" было очень много. Инициируя акцию, мы попытались обратить внимание родных детишек на то, что, будучи своевременно прооперированными, такие дети будут жить столько же, сколько их сверстники.

и: Как вы внутренне готовитесь к операции?

бокерия: Когда проходят типовые операции, а их большинство, мне просто надо быть в нормальной форме: не чихать и не кашлять. Есть очень сложные операции, которые во всем мире исчисляются единицами или десятками. В этом случае я начинаю поднимать весь багаж своих медицинских книг и фильмов.

и: Товарищ Сталин очень любил вино "Киндз-мараули". 100 граммов сухого вина в день - хорошее средство? И какое вино любите вы?

бокерия: Знаю, что любимым вином товарища Сталина было "Оджалеши". Этот сорт, кстати, вывел потомок Мюрата, который перебрался в Грузию и женился на княжне Мингрелии Саломе Дадиани, племяннице Нины Грибоедовой. Так что историческая родина знаменитых полусладких грузинских вин - Франция. Я лично с юности приучен к белому вину. У нас оно считается застольным, потому что легкое и быстро выводится из организма. В своей жизни был я и шампанистом, и коньякистом. В красном вине действительно есть вещества, полезные для организма, оно оказывает благотворное влияние на обмен веществ. Поэтому, если вы хотите, чтобы вино побыстрей ушло из организма, - пейте белое. А если вы причисляете себя к гурманам, то лучше употребляйте красное.

и: Ваши руки, можно сказать, виртуозно владеют скальпелем. А в житейском плане они на что способны? Готовить умеете?

бокерия: Я ничего не умею готовить, кроме чая. Ну, может, еще яичницу осилю. В вопросах кухни я наивный дилетант. Мама меня баловала, жена балует, поэтому на готовку я время не трачу. Вот Владимир Иванович Бураковский был гениальным поваром, он любил стоять у плиты, а потом, угощая блюдом собственного сочинения, смотреть тебе в глаза и спрашивать: "Ну как?" Даже сейчас жена, уезжая на три дня в командировку, наготовила мне кучу еды с записочками: "Это надо съесть во вторник, а это - в среду".

и: Лео Антонович, а что это за история, будто мама кормила вас грудью до пяти лет? Она, честно говоря, больше похожа на легенду...

бокерия: Нет, это абсолютная правда. Ведь годы моего раннего детства пришлись на Великую Отечественную войну. Открою такую маленькую тайну: мама не хотела меня рожать. До моего рождения у нее уже были две дочки. Моя старшая сестра рассказывает, что мама, узнав о беременности, всячески пыталась от нее избавиться. Пила какие-то горькие луковые настойки, прыгала с лестницы. Сестра всегда смеялась: "Вот почему ты умный". В действительности время было трудное, и я до пяти лет прикладывался к маминой груди. Продолжалось это до тех пор, пока родная сестра мамы не сказала: "Слушай, отучай ты его от этого занятия. Стыдно уже, мужик-то растет". И намазала ей грудь горчицей. Тетя потом рассказывала, что я прибежал с футбола, привычно потянулся к маминой кофте, попробовал и... стал плеваться. Больше маму я не тревожил.

 

Наталия Маргиева, 18 декабря 2009 г.

www.inedelya.ru



Док. 618363
Перв. публик.: 18.12.09
Последн. ред.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Бокерия Лео (Леонид) Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``