В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Страховому бизнесу необходима пятилетняя стратегия развития Назад
Страховому бизнесу необходима пятилетняя стратегия развития
На прошедшем 18 июня в Госдуме круглом столе на тему "Законодательное обеспечение развития страхования в РФ" выступил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Кигим.

Он констатировал, что страховой бизнес лишен возможности прямо рекламировать свои услуги. Тем самым, по его мнению, функция социальной защиты граждан страховым бизнесом исполняется недостаточно. Тем не менее, за последние годы он доказал, что является надежным партнером государства и общества: выплаты гражданам постоянно растут, к тому же силами страховых компаний создан гарантийный фонд в области страхования. Реализация в России "европротокола" станет еще одним шагом к усилению социальной защиты граждан РФ, считает А.Кигим.

"Требовать нужно не только от страхового сообщества, но и от других заинтересованных сторон - МВД, медицинских учреждений, Минтранса. Страховые компании могут являться и контролёрами качества работ и услуг там, где существуют стандарты их оказания. Страховой бизнес не стремится к этой ответственности, но он должен иметь возможность доказательно отстаивать в судах свою позицию. Крупные компании напрасно гордятся IPO и сверхдоходами: эти доходы и финансовые возможности получены за счет недоплаты гражданам за социальную ответственность. Ответственность за гибель 4,5 тысячи человек в год на дорогах и более миллиона пострадавших в ДТП должны нести и другие участники рынка", - считает А.Кигим.

Генеральный директор Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов назвал основным недостатком обязательного медстрахования (ОМС) двойственность системы. Он считает, что образцом ОМС должна стать современная система страхования рисков, и в ряде регионов этот опыт уже принес хорошие результаты.

Также, полагает Д.Кузнецов, необходимо принять меры к повышению финансовой устойчивости страховых компаний, чётко зафиксировать права и обязанности всех участников страхового процесса. Д.Кузнецов позитивно оценил информационное взаимодействие с РСА и региональными организациями страховщиков на особо опасных объектах. Следует обеспечить взаимную интеграцию системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и ОМС. На последнюю сейчас негативно влияют закон о персональных данных, затрудняющий взаимодействие с медучреждениями, и закон о закупках товаров и услуг для госнужд, отметил Д.Кузнецов.

"Страховики в этих условиях просто вынуждены играть тарифами на понижение!" - заключил он.

Первый вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Алексей Ферапонтов отметил недостатки действующих с 1997 года ФЗ N116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ФЗ N117 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в которых декларируется обязательное страхование эксплуатантов.

При вопиющей изношенности многих объектов в РФ 300 тыс. квалифицированы как "опасные", причем 42 тыс. из них являются АЗС, а 30 тыс. - гидротехническими сооружениями. Их следует обязательно страховать, считает А.Ферапонтов, и закон об этом получил поддержку Президента РФ.

"На среднюю страховую выплату по газоснабжению, равную примерно 11 млн рублей, можно переселиться в гостиницу и переждать последствия ликвидации аварии", - подчеркнул А.Ферапонтов.

Президент НП "Национальная страховая гильдия" Ирина Алёхина заявила, что добровольное страхование на сегодня носит "весьма условный характер".

"Страховщики сделали всё, что можно, капитал разделен, законодательство приведено в соответствие с международными нормами. Остальное - дело государства. В России лишь 0,02% ВВП приходится на страхование жизни, в развитых странах Запада - от 40 до 80%. Нельзя сказать, чтобы граждане России и бывшего СССР не знали, что это такое. В советские годы страхование вводилось во многом принудительно, но к 1990 году в РСФСР 78,3% граждан страны были охвачены страхованием от несчастных случаев, в том числе на транспорте - 45%. У страховщиков нет возможности заключать договоры по некоторым видам рисков, мы существенно проигрываем здесь западным партнерам, услуги которых более привлекательны", - сказала она.

И.Алёхина считает, что страховщики действуют в слишком жёстком инвестиционном коридоре при отсутствии подлинно рыночных механизмов. В частности, один переход на МСФО представляет собой "мину замедленного действия" по отношению к конкурентоспособности российских страховых компаний. Важным здесь является и вопрос о валютном регулировании.

"Клиент должен почувствовать себя инвестором, иметь возможность делать взносы в любой валюте.

Страховому делу в России нужна долгосрочная, пятилетняя стратегия развития. Приказы Минфина N100 и N149 должны быть изменены, это приподнимет страховщиков "над инфляционным барьером", - подчеркнула И.Алёхина. У кредитных организаций до сих пор отсутствует возможность включать страховые выплаты в баланс минуя налогообложение. Тем самым, считает И.Алёхина, создается чудовищный дисбаланс. В сфере налогообложения не действуют даже оглашенные либеральные нормы закона.

Директор Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Виктор Щербаков рассказал о проблемах сельскохозяйственного страхования. Он отметил, что страхование урожая является одним из самых сложных страховых инструментов, и без него сельское хозяйство не может самостоятельно справиться с природными катаклизмами и техногенными авариями. В России охвачены сельскохозяйственным страхованием лишь 10-15% объектов, застраховано только 28% посевных площадей на сумму 6 млрд рублей. Субсидий в 2006 году выплачено на 2,8 млрд рублей.

Основной ФЗ N264 о развитии сельского хозяйства определил основные риски, однако установил, что на субсидирование может быть истрачено не более половины бюджета, что снизило сумму субсидий с 1 млрд до 340 млн рублей.

В.Щербаков подчеркнул, что выплата 100% страхового взноса существует только в России, и это положение должно быть отменено. Страхованию на селе мешает разобщенность и нездоровая конкуренция, сочетающая демпинг и очернение конкурента. При заключении договоров страхования на селе 10% средств автоматически отходит на счёт дебиторской задолженности, в связи с чем встает вопрос введения института франшизы и процедуры перестрахования.

Сельское хозяйство России хотело бы иметь в своем распоряжении специальный закон, где оговаривались бы общие правила игры и не выпадали бы такие риски, как "пожар" и "вредители полей", заменяемые сегодня "землетрясением" и "селем", что для равнинной части страны, нет нужды говорить, является по крайней мере редким и незаурядным явлением.

Закон должен предусматривать, что в чрезвычайной ситуации страхование должно временно становиться обязательным, заключил В.Щербаков.

Участники круглого стола сформировали конкретные предложения законодателям, исполнительной власти в области страхования, являющемуся эффективным инструментом экономического развития страны и нуждающемуся в опеке и внимании государственных органов.

19.06.2007

allmedia.ru

Док. 618451
Перв. публик.: 19.06.07
Последн. ред.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Ферапонтов Алексей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``