В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Мокшанцев: `Я не люблю свой кинематограф` Назад
Олег Мокшанцев: `Я не люблю свой кинематограф`
"Я не люблю свой кинематограф" - так начал рассказ о себе заслуженный артист РСФСР Олег Евгеньевич Мокшанцев. "Почему же?" - поинтересовался я. "Картин много, а особо выделить какую-то сложно. Прилично работал в двух-трех, но такой роли, чтоб можно было сказать "ах!", за всю жизнь не было". Случилось так, что Мокшанцев пришел в кинематограф уже в довольно зрелом возрасте. Режиссеры чаще всего приглашали его на роли положительных героев, используя интеллигентную внешность актера. Мокшанцеву пришлось воплощать на экране секретарей бюро или парткома, людей в милицейских или армейских погонах, командующих фронтом. Все это было профессионально сыграно, но удовлетворения самому актеру не приносило. Помимо работы в кино Олег Евгеньевич много лет отдал Театру-студии киноактера, на сцене которого, в отличие от экрана, исполнил много главных ролей. Даже с развалом труппы в начале девяностых годов Мокшанцев не покинул родной театр и остался верен ему до конца жизни.

Олег Мокшанцев родился 30 декабря 1924 года в Москве. Его родители встретились и поженились в 1917 году, в эпоху глобальных перемен в стране. Настроенные революционно, этот дух они пронесли через всю жизнь. Жили они у Яузовских ворот, где теперь разбит шикарный сквер со стелой в память пограничников. А тогда на этом месте был гвоздильный завод, рядом стояли водонапорная башня, заводские цеха и строения. Мокшанцев-отец и его сосед по квартире работали на этом заводе. Отец был главбухом, а сосед - главным инженером. Когда завод закрыли, им дали по две комнаты в одной квартире в бывшем административном здании, где семья Мокшанцевых прожила 50 лет.

В их дворе, как и во многих других в то время, царил особый дух, особая атмосфера. Все, жившие в нем, были друзьями. Там прошло детство Мокшанцева, детство, пропитанное дружбой пацанов, живущих в этих домах.

После седьмого класса Олег поступил в артиллерийскую спецшколу, но ее не закончил, так как началась война. В 1941 году всех эвакуировали в Прокопьевск, где у Олега начались проблемы со здоровьем, и он вернулся в Москву.

Приехав обратно, Мокшанцев работал на заводе, на тяжелом станке 1907 года выпуска - точил мины, был мастером-наладчиком оборонного цеха. От постоянного напряжения у Олега болели руки. Утром, вставая на работу, он их с трудом разгибал об стол, они были желтыми от чугуна.

Шла война. Все друзья и ровесники Олега уходили на фронт. В конце концов не выдержал и Мокшанцев - пошел в военкомат и попросил, чтобы ему сняли бронь. Его отправили в армию, где в марте 1943 года он окончил Владимирское пехотное училище. Олегу присвоили звание лейтенанта и должность заместителя командира минометной роты.

Мокшанцев попал в резерв под Калугой, где просидел полтора месяца. Всем, кто там находился, было очень неловко - шла война, а они отдыхали, купались и ходили за грибами. Получив разрешение командира полка, Олег, вместе со своим другом, младшим лейтенантом Колей Судовым, отправился на передовую. Прибыв в дивизию, Мокшанцев попал в стрелковый взвод, и в этот же день пошел в атаку.

Воевал Мокшанцев всего три месяца. Однажды ему пришлось лежать в засаде прямо напротив немецкого снайпера. Пролежав два с половиной часа, Олег повернулся к связному, и в этот момент снайпер в него выстрелил. Пуля вошла в нос, покалечила зубы, вышла через подбородок и попала в плечо.

После госпиталя Мокшанцева отправили в Москву. В тот момент мать Олега жила одна вместе с младшим сыном (с мужем она развелась еще в 1939 году). Чтобы не быть обузой для матери, Мокшанцев попросил оставить его в армии. Но так как в строй из-за ранения он уже не мог попасть, его отправили в противовоздушную оборону, где до октября 1945 года Мокшанцев командовал разведротой в 324-м батальоне противовоздушной обороны.

Актерская профессия всегда привлекала Олега Мокшанцева. Еще учась в школе, он посещал драмкружок, а затем занимался в армейской самодеятельности. Поэтому когда летом 1945 года Олег случайно увидел объявление в газете о наборе на актерский факультет ВГИКа, то сразу же решил попробовать свои силы в поступлении. В сентябре, еще в погонах, он стал посещать занятия во ВГИКе, а демобилизовался только в октябре.

Олег поступил на курс к талантливым педагогам - Ольге Ивановне Пыжовой и Борису Владимировичу Бибикову, где стал по возрасту одним из самых старших. Он учился вместе с Нонной Мордюковой, Тамарой Носовой, Сергеем Гурзо, Екатериной Савиновой, Вячеславом Тихоновым, Владимиром Ивановым. Многие из них успели прославиться еще до окончания института, снявшись в "Молодой гвардии" у Сергея Герасимова. Олегу же в этом фильме места не нашлось, поэтому известность к актеру пришла намного позже.

Окончив ВГИК в 1950 году с красным дипломом, Олег Мокшанцев был распределен в Театр-студию киноактера, а осенью этого же года откомандирован в Германию для работы в Театре Группы советских войск, где провел четыре года. Сам актер считал работу в этом театре хорошей школой, так как там приходилось много выступать. Распорядок дня был таков: утром - репетиция, в 16-17 часов - выезд. Семь спектаклей в неделю, в понедельник - выходной. Театр работал, в основном, для советской армии, крайне редко играли спектакли для немцев. Всю неделю артисты выступали для офицерского состава и их семей. Репертуар театра был армейский, патриотический. Но ставилась и классика. Олег Евгеньевич был занят в "Егоре Булычеве" в роли Алексея Достигаева, в "Платоне Кречете" играл Аркадия.

Живя в Германии, Олег Евгеньевич познакомился со своей будущей супругой Лидией Петровной, которая работала там переводчицей. Они поженились в 1951 году и с тех пор никогда не расставались.

В 1954 году Мокшанцевы вернулись в Советский Союз. Олег Евгеньевич был восстановлен в Театре-студии киноактера и сразу же приглашен режиссером Николаем Фигуровским на одну из центральных ролей в фильм "Повесть об агрономе" по произведению Галины Николаевой. На картину возлагались большие надежды, в адрес съемочной группы приходили хвалебные телеграммы от самого Ивана Александровича Пырьева, который тогда был директором "Мосфильма". Но случилось так, что обиженные молодые режиссеры написали министру культуры на Пырьева письмо, что, он зажимает молодежь и не дает им работать - и министр, соответственно, проявил себя. Картину прикрыли. Фигуровский был отстранен от постановки, а материал приказали "смыть". Позже другой режиссер по другому сценарию и с другими актерами снял эту картину, но успеха она не имела.

В 1956 году режиссер Винярский пригласил Мокшанцева на роль Солонина в приключенческую картину "Координаты неизвестны", рассказывавшую о подвиге экипажа корабля "Кремль" во время Великой Отечественной войны. Съемки проходили в Одессе, в самые штормовые месяцы - октябрь, ноябрь и декабрь, и были очень тяжелыми. В 1957 году фильм вышел на экраны, но особых лавров не снискал. Тем не менее, работа Олега Евгеньевича была замечена, и режиссеры стали приглашать его на небольшие роли и эпизоды, в основном, героического плана. Он снялся в фильмах "Случай на шахте восемь", "На дорогах войны", "Золотой эшелон".

В 1961 году Мокшанцев сыграл интересную отрицательную роль в фильме Владимира Басова "Битва в пути", снятого по роману все той же Галины Николаевой, где актер предстал в образе главного технолога Уханова, противоположности главного героя картины Бахирева в исполнении Михаила Ульянова. Олегу Евгеньевичу удалось создать сложный противоречивый образ - за милой улыбающейся маской Уханова скрывался расчетливый карьерист, который добивался своего любыми путями. За эту работу актер получил много хороших отзывов, лучший из которых прозвучал из уст главного технолога Харьковского тракторного завода, который после премьеры фильма сказал актеру: "Знаете, после просмотра картины мне не хочется подавать вам руку".

В 1963 году на экраны страны вышел фильм "Над пустыней небо" режиссера Салимова, где Мокшанцев исполнил главную роль. Картина рассказывала о трудной и романтической профессии геологов. Сценарий был хороший, и Олег Евгеньевич согласился сниматься, не раздумывая. Съемки проходили пять месяцев в Ташкенте, в страшную жару. К сожалению, в процессе работы над фильмом, не сложились отношения между членами съемочной группы, что очень повлияло на конечный результат. У всех остался неприятный осадок после съемок. "Я об этой картине не вспоминаю, - говорил Олег Евгеньевич, - боюсь, как бы ее показали по телевидению".

Мокшанцев продолжал активно работать, снимаясь в нескольких картинах в год. Среди сыгранных им ролей: тренер Солуянов в спортивной комедии Ю. Чулюкина "Королевская регата", шофер Мигалкин, обвиняемый в убийстве, в фильме "По тонкому льду" Д. Вятича-Бережных, сподвижник Дзержинского Петерс в "Шестом июле" Ю. Карасика, Пономарев в советско-итальянском фильме М. Калатозова "Красная палатка", Рогдай в сказке А. Птушко "Руслан и Людмила", революционер Матвей Бежан в молдавском фильме "Гнев" режиссеров Н. Гибу и Л. Проскурова, Георгий Алексеевич Виноградов в промышленной драме В. Костроменко "Ответная мера", Суворов в драме Н. Скуйбина "Из жизни Потапова", рассказывающего о работе талантливого ученого.

Мокшанцеву довелось дважды сниматься в Германии. В 1970 году актер сыграл русского, приезжающего в гости к своему приятелю-немцу, в фильме "Предложение из Шенектеги", а в 1976 году - начальника лагеря военнопленных в фильме "Возвращение в чужую страну", который рассказывал о немцах, побывавших в плену в СССР и вернувшихся в Германию. Олег Евгеньевич так же участвовал в совместных постановках: советско-чехословацкой - "Соколово" и советско-польской - "Сохранить город".

В 1998 году Петр Луцик пригласил Мокшанцева в свой фильм "Окраина", в котором актер сыграл одну из последних своих ролей. Сам актер неоднозначно относился к этой своей работе, а саму картину считал неудачной.

Забавный казус произошел с последней работой Олега Евгеньевича в кино. Сам того не ведая Мокшанцев снялся в нашумевшем "Ночном дозоре". Его пригласил на небольшой эпизод режиссер Тимур Бекмамбетов, у которого актер ранее снимался в рекламе сока "Добрый". Роль заключалась в том, что некий пенсионер ходил в магазине и пытался что-то купить. Мокшанцев отснялся и уже было забыл об этом, как вдруг однажды от одного из своих коллег получил похвальный отзыв об этой своей работе. Дело в том, что Бекмамбетов не сказал актеру названия картины, поэтому о том, что это "Ночной дозор" Мокшанцев узнал уже после премьеры фильма.

Более пятидесяти лет своей творческой жизни Олег Мокшанцев отдал служению Театру-студии киноактера, в котором всегда был много и плодотворно занят. На протяжении нескольких лет Олег Евгеньевич был председателем месткома театра, а в конце 90-х годов, когда театр после развала стал вновь функционировать, Мокшанцев стал заместителем заведующего труппой.

Помимо актерской деятельности Олег Евгеньевич с 1950 года занимался дубляжом, на его счету около шестисот картин, самой известной из которых был "Блеф", где актер озвучил роль Энтони Куина.

Последние два года жизни Олег Мокшанцев тяжело болел. Настоящей трагедией для пожилого актера стала кончина любимой супруги в 2006 году. После этого он так и не смог оправиться и скончался 22 января 2007 года.

За долгую творческую жизнь Олегом Мокшанцевым был внесен свой посильный вклад в историю отечественного кино - им сыграны десятки ролей в кино и театре, озвучены сотни картин. В личной жизни были прожиты счастливые годы с супругой Лидией Петровной. Вместе они воспитали дочь, которая ныне работает дизайнером по обуви, живет в Ганджеу, работает в китайской фирме, воспитывает сына.

tremasov.ucoz.ru

19.08.2008

Док. 618574
Перв. публик.: 19.08.08
Последн. ред.: 29.12.09
Число обращений: 0

  • Мокшанцев Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``