В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Юрий Ирхин: Современные проблемы взаимодействия государства, православной церкви и общества в России: опыт Всемирного Русского Народного Собора (1) Назад
Юрий Ирхин: Современные проблемы взаимодействия государства, православной церкви и общества в России: опыт Всемирного Русского Народного Собора (1)
Хорошо известно, что каждая религиозная система отражает условия культуры человечества в определенный период и в определенном месте, и поэтому имеет свою собственную тональность. Данное положение справедливо и по отношению в России. Многие религиозные объединения в определенной степени инкорпорированы в современное российское общество, а отдельные являются "ровесниками" российского государства. В силу этого точек активного соприкосновения между ними множество: сфера формирования моральных, нравственных, семейных, общественных, гражданских и патриотических ценностей, сфера предотвращения и разрешения межрелигиозных конфликтов, благотворительности, обеспечения национальной безопасности (правоохранительные органы, армия, силовые структуры, боевые условия), образование, культура. Особое место в этом ряду играет взаимодействие Российского государства и Русской Православной Церкви.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отмечал, что "У русской православной церкви сложился уникальный опыт партнерства с государством, что стало результатом утверждения в российском обществе демократических принципов открытого и свободного вероисповедания. Многовековое сотрудничество наций, религий и культур являются и основой, и отличительной чертой нашей государственности".

Русская Православная Церковь является ведущей, традиционной и самой влиятельной церковной организацией России; объединяет наибольшее количество верующих. По обобщенным данным верхние пределы численности ведущих религиозных групп Российской Федерации выглядят следующим образом: православные христиане - 86,5% (126 млн. человек), в том числе старообрядцы разных толков - 0,8% (1 млн. чел.); мусульмане - 10% (14,5 млн. чел.); армяно-григориане - 0,8% (1,1 млн. чел.); язычники - 0,5% (670 тыс. чел.); католики - 0,35% (480 тыс. чел.); лютеране и меннониты - 0,3% (430 тыс. чел.); баптисты - 0,3% (430 тыс. чел.); буддисты - 0,25% (380 тыс. чел.); пятидесятники - 0,2% (300 тыс. чел.); иудаисты - 0,15% (230 тыс. чел.) (2).

Русская Православная Церковь (РПЦ) является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

Важнейшим событием в современной истории православного движения явилось объединение Русской Православной Церкви Московской патриархии и Русской Православной Зарубежной Церкви (3).

Важную роль в православно-церковном объединении сыграли, соответственно, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Глава Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополит Лавр, успевшие совершить это великое деяние буквально в последние годы своих жизней, на завершении долгого земного служения Богу, православной церкви, людям.

В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. В тот особый год в ней насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.

В прошедшее с тех пор время продолжалось дальнейшее развитие Русской Православной Церкви, многих институтов и сторон ее жизни. По данным на декабрь 2008 г. в Русской Православной Церкви насчитывалось:

- 157 епархий (прирост по сравнению с 1988 г. - на 90);
- количество приходов равнялось 29263 (прирост - 22370);
- общее число духовенства составило 30670 человек;
- функционировало 804 монастыря (из них - 244 женских);
- в Москве действовало около 900 храмов и часовен.

Ныне в Русской Православной Церкви функционирует 87 духовных школ (5 Духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 семинарий, 39 духовных училищ и пастырские курсы в Красноярской епархии). При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Преподавание ведется в 11 тысячах воскресных школ (4).

В 90-е годы XX в. в Российской Федерации, да и в ряде других постсоциалистических стран, наблюдались: увеличение количества православных верующих, заметный рост интереса к истории и деятельности РПЦ, вплоть до моды. Быстрыми темпами возникали и развивались православные институты.

В современных условиях темпы роста верующих уменьшились, а число, регулярно посещающих православные храмы (общины) снизилось до стабильного уровня 80-х годов XX в. Ныне РПЦ ставит вопрос не столько о количестве своих членов (в отличие от церковных институтов и собственности), сколько о качестве их подготовки и участия в церковной жизни.

Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.

По данным ВЦИОМ большинство россиян относят себя к последователям православия, но скорее, к как культурно-исторической традиции и вовсе не обязательно верующим. Среди женщин - православных больше, чем среди мужчин (на 15%). Среди мужчин доля неверующих, соответственно, выше, чем среди женщин.

Невоцерковленная аудитория выступает за государственное предпочтение Русской Православной Церкви (55%), оговаривая, что Президент не обязательно должен быть верующим, но желательно, чтобы уважал Церковь и помогал ей (45%). Только 34% опрошенных граждан считает, что государственная власть должна относиться равноудаленно ко всем конфессиям. Причем процент считающих так, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге несколько больше, чем в регионах.

О новом Патриархе Кирилле, избранном в 2009 г. знают 68% опрошенных, из них 88% относится к его выбору положительно. Почти половина респондентов выразила к нему уважение, треть питает надежды на его патриаршество.

Чаще всего православная религия выступает для россиян в качестве национальной традиции, веры предков (39%). Почти каждый четвертый (26%) считает религию следованием моральным и нравственным нормам. Для каждого пятого - это часть мировой культуры и истории. 17% считают религию личным спасением, общением с Богом (в феврале 2006 г. к такому мнению склонялись 22%). Каждый десятый приравнивает религию к соблюдению религиозных обрядов и участию в церковной жизни, 7% - к предрассудку.

Социологические опросы говорят о том, что многие россияне придерживаются в отношении православных догматов выборочного подхода, полагая, что некоторые из этих норм должны соблюдаться, а другие - нет. Лишь треть опрошенных градан выступает за безусловное и неукоснительное следование нравственным традициям РПЦ.

Что касается нравственного влияния РПЦ, то, с одной стороны, несомненно, сохранение Церковью духовных традиций, а с другой - общество не воспринимает Церковь как высшего судью в нравственных вопросах и считает, что семья, а не РПЦ или государство должна воспитывать детей в силу неизбежно развивающейся секуляризации.

По данным опросов ВЦИОМ около 44% россиян полагают, что Русская православная церковь (РПЦ) должна выступать в роли хранителя многовековых канонов и традиций, нежели, как считают 32% опрошенных, меняться в соответствии с духом времени, чтобы отвечать запросам меняющегося общества. Первая точка зрения наиболее характерна для последователей православия (50%), жителей малых городов (51%) и респондентов с начальным или неполным средним образованием. С ними наиболее солидарны и те, кто считает, что людям следует придерживаться принятых православием нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними (67%). Ко второй точке зрения чаще склоняются православные (34%) и верующие вне конфессий (36%), а также жители обеих столиц (40%) и россияне со средним специальным, высшим и неполным высшим образованием (34-35%). Это мнение также разделяют те, кто считает, что некоторые из нравственных норм, на которых настаивает РПЦ, приемлемы для современного человека, а некоторые - нет (47%), и те, по чьему мнению, современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами, на которых настаивает РПЦ (44%) (5).

Данные опроса также показали, что россияне разделились в отношении к тому, что РПЦ настаивает на незыблемости традиционных нравственных норм и неприятии человеческой греховности. Так, 35% респондентов полагают, что некоторые из нравственных норм, на которых настаивает РПЦ, приемлемы для современного человека, а некоторые - нет, а 30% уверены, что людям следует придерживаться принятых православием нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними. Наименьшая доля опрошенных (14%) высказывают мнение, что современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами, на которых настаивает РПЦ. Доля затруднившихся с ответом на этот вопрос за три года увеличилась почти втрое - с 8% до 21%.

О том, что современные люди не способны и не должны жить в соответствии с теми традиционными нормами, на которых настаивает РПЦ, чаще заявляют неверующие (25%) и 18-24-летние (18%). Последователи православия и 25-34-летние респонденты наиболее склонны считать, что некоторые из этих норм приемлемы для современного человека, а некоторые - нет (39% и 41% соответственно). Точку зрения, согласно которой людям следует придерживаться принятых православием нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними, чаще высказывают последователи православия (35%) и россияне в возрасте от 60 лет и старше (43%).

Созидательное участие церкви в общественных процессах осуществляется в рамках благотворительных, культурных, просветительских программ, попечения о военнослужащих, заключенных, больных и др. Оптимальным здесь представляется механизм социального партнерства государства и религиозных организаций.

Всемирный Русский Народный Собор

Важной и уникальной формой взаимодействия Русской Православной Церкви с властью и обществом является Всемирный Русский Народный Собор, выступающий и одним из крупнейших российских общественных форумов.

Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) существует с 1993 г. и играет немалую роль в формировании гражданского общества России. В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.

По уставу ВРНС Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания. С момента создания Собора и по 5 декабря 2008 г. Главой был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1 февраля 2009 г. Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителем Главы ВРНС являются председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев. Ответственный секретарь ВРНС - О.В. Ефимов.

В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. В работе VI Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося в декабре 2001 г. и посвященного теме "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох", принимал участие Президент России В.В. Путин.

21 июля 2005 г. Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано Представительство ВРНС при ООН, призванное обеспечить взаимодействие Собора и этой международной организации.

В 2006 г. создан Правозащитный центр ВРНС (во исполнение решения его X съезда). Основной задачей Правозащитного центра выступает сотрудничество с государственными, общественными и иными организациями в области охраны прав, свобод и достоинства человека по следующим направлениям деятельности Центра: правовая защита религиозных чувств верующих, противодействие распространению, публикации, широкой продаже и т. д. продуктов СМИ, телевидения, городской уличной рекламы, и т. д. своим содержанием оскорбляющих чувства верующих и человеческое достоинство; отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни; сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру; противодействие преступлениям на национальной и религиозной почве; защита личности от произвола властей и работодателей; попечение о правах военнослужащих; охрана прав ребенка; забота о лицах, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях; защита жертв деструктивных сект; недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека; противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию. Выделяется также "Защита в установленном действующем законодательством порядке гражданских, этнокультурных и иных прав и интересов русских, проживающих за пределами территории Российской Федерации" (п.2.9 Устава Собора).

Всемирный Русский Народный Собор изначально был призван стать широким общественным форумом, местом встречи людей, придерживающихся различных политических убеждений, но объединенных общей заботой о будущем России. Деятельность Собора находит живой отклик среди многих наших соотечественников; в настоящее время в России действует несколько его региональных отделений.

На первом Всемирном Русском Народном Соборе, заместитель Главы ВРНС профессор В.Н. Ганичев огласил следующие программные "соборные" цели:

- проанализировать потери и обретения в важнейших сферах жизни;
- определить главнейшие цели и ценности русского национального бытия;
- заявить о понимании русскими своей роли в мировой истории;
- наметить пути укрепления единства русского народа, защиты прав и интересов соотечественников, установления на российской земле гражданского мира, межнационального и внутринационального согласия.

Со времени создания Всемирного Русского Народного Собора состоялось двенадцать соборных съездов. Последний по времени "Собор детей и молодежи" прошел в Москве 20-22февраля 2008 г. и был посвящен теме "Будущие поколения - национальное достояние России".


Съезды Всемирного Русского Народного Собора
(Номер съезда, дата, тематика соборных съездов)

I съезд 26-28 мая 1993 г. "Российская соборная мысль".

II съезд 1-3 февр. 1995 г. "Через духовное обновление к национальному возрождению".

III съезд 4-6 дек. 1995 г. "Россия и русские на пороге XXI в."

IV съезд 5-7 мая 1997 г. "Здоровье нации".

V съезд 6-7 дек. 1999 г. "Россия накануне 2000-летия Христианства. Вера. Народ. Власть".

VI съезд 13-14 дек. 2001 г. "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох".

VII съезд 16-17 дек. 2002 г. "Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России".

VIII съезд 3-5 февр. 2004 г. "Россия и православный мир".

IX съезд 9-10 марта 2005 г. "Единство народов, сплоченность людей - залог Победы над фашизмом и терроризмом".

Соборные слушания 28 февр. 2006 г. "Права человека и достоинство личности. Соборно-общинный взгляд".

Х съезд 4 апр. 2006 г. "Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке" (Этот юбилейный съезд состоялся в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя).

ХI съезд 5-7 марта 2007 г. "Богатство и бедность: исторические вызовы России".

ХII съезд 20-22 февр. 2008 г. Собор детей и молодежи: "Будущие поколения - национальное достояние России".


За годы плодотворной деятельности ВРНС получил признание как авторитетный общественный форум, оказывающий заметное влияние на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, воспитание подрастающего поколения, решение актуальных задач социальной сферы в Российской Федерации.

Концептуальные документы соборных съездов

Среди важных документов и заявлений Собора в последние годы можно назвать "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" (принята Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г.), Отраженная в этом документе идея взаимообусловленного существования Церкви, нации и государства соответствует интересам современной России, в которой религиозные люди устремлены к упрочению общественного мира и согласия через верность своим духовным традициям, союз традиционных религий, широкое сотрудничество с инаковерующими и неверующими.

Следует отметить Соборное слово IX Всемирного Русского Народного Собора "Единство народов, сплоченность людей - залог Победы над фашизмом и терроризмом. "Богатство и бедность: исторические вызовы России"; Соборное слово VII ВРНС "Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России". "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох" и др.

Выделяется "Декларация о правах и достоинстве человека" X съезда Всемирного Русского Народного Собора. В ней констатируются следующие положения.

"Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает".

"Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права".

"Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества".

"Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и "изобретение" таких "прав", которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями".

"Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя. Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию".

"Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее".

Решения XII Всемирного Русского Народного Собора

XII Всемирный Русский Народный Собор состоялся в период с 20 по 22 февраля 2008 г. Девиз Собора - "Будущие поколения - национальное достояние России". Он собрало представителей Русской Православной Церкви, известных политиков, предпринимателей, деятелей науки и культуры. Впервые в истории ВРНС большинство участников форума составили молодые люди, прибывшие из многих регионов России. В его работе приняли участие более 7000 молодых людей.

На Соборе были заслушаны приветствия В.В. Путина и С.М. Миронова, доклады митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне патриарха Кирилла) в парадигме: "Вера - Отечество - Семья", митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра о проблемах работы с молодежью и др.

Во второй день Собора работало 26 площадок, из них собственно, церковных - шесть. 21 февраля в конференц-зале гостиницы "Даниловская" открылись слушания по доктрине "Молодое поколение России". В президиум вошли: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель правления фонда "Русский предприниматель" О.А.Костин, философ В.В. Аверьянов, отв. секретарь ВРНС О.В. Ефимов. На слушаниях присутствовали архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, управляющий приходами Московского Патриархата в США епископ Зарайский Меркурий, представители научной интеллигенции, деловых и политических кругов, Вооруженных сил Российской Федерации, православной общественности, средств массовой информации.

Открывая заседание, митрополит, ныне патриарх Кирилл отметил, что "Мы живем в эпоху, которую называют эпохой постмодерна, в эпоху, когда подвергаются сомнению базисные ценности исторических цивилизаций. Именно в эту эпоху, по всей видимости, нельзя заниматься политикой без ясной аксиологии. Такая политика всегда обречена на неудачу. И именно в эту эпоху смешения мыслей и идей, когда подвергается сомнению сама идея объективной истины, необходимо сопровождать любое стратегическое и тактическое планирование ясным пониманием - во имя чего, ради чего и на какой основе то или иное планирование должно осуществляться".

В Московской духовной академии состоялось заседание Форума молодых ученых "Наука и религия в третьем тысячелетии". Вместе со студентами академии на форум собрались более 500 учащихся из МГУ, МГИМО и др. В представленных на конференции докладах были затронуты как общие, так и частные вопросы взаимодействия науки и религии. Докладчики очертили существующие между религией и наукой расхождения и попытались найти пути их преодоления. В заключение форума главным редактором научно-богословского портала "Богослов.ru" была проведена его видеопрезентация, призванного, в частности, стать местом встречи светского и церковного научного мира.

Участники дискуссионной площадки "Духовно-нравственное образование и просвещение детей и молодежи" предложили Собору рекомендации по изучению в школах "Основ православной культуры", которые затем вызвали серьезную дискуссию и неоднозначное отношение в обществе.

В резолюции ВРНС о законодательной защите нравственности детей и молодежи в России говорится, что участники XII Всемирного Русского Народного Собора выражают обеспокоенность состоянием нравственного здоровья молодого поколения. Одной из его причин является ценностный кризис. Участники Собора обратились к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ с предложением скорейшего принятия законодательных актов, обеспечивающих защиту детей и молодежи от последствий нравственного кризиса. Среди них первоочередными предложено принять следующие Федеральные законы: "О защите общественной нравственности"; "О видеоиграх и компьютерных играх"; "О детской игрушке"; "Об организации и контроле свободного времени и досуга несовершенно-летних"; "О поддержке нравственных ценностей в отношениях полов"; "О защите несовершеннолетних от информационной продукции, причиняющей вред их нравственности, здоровью и развитию".

Было принято Соборное слово XII Всемирного Русского Народного Собора "Поколение наследников". В нем, в частности, говорится, что "новая эпоха дает Русской цивилизации возможность подняться и стать ключевой силой в формировании нового будущего. И участвовать в построении новой эпохи предстоит тем, кто сегодня молод. Поэтому молодежь страны - это ее важнейший "стратегический резерв". Инновационный путь по определению означает опору на умную, патриотичную, наступательную молодежь. Не нужно бояться продвижения молодых кадров на самые ответственные посты, причем не по "молодежной квоте", а по достоинству, таланту и перспективности". Были предложены следующие ориентировочные ценности:

- "Россия - могучая держава, страна великой культуры, источник мирового согласия";
- "Наш образ будущего: общество высоких целей, технологии новых возможностей, активная интересная жизнь";
- "Наш образ человека: добрый, жертвенный и целеустремленный, способный слушать и верный себе, верующий, мыслящий, инициативный".

Собор выразил озабоченность известными событиями, которые происходят в Косове. Собор принял также резолюцию, в которой засвидетельствованы общая приверженность единству братских славянских народов и стремление к сохранению единства Русской Православной Церкви.

В целом Собор стал неким постоянным социальным, политическим, идеологическим и коммуникационным пространством-площадкой, своеобразным дискурсом, объединяющим или включающим самых разных творческих людей, с разными взглядами, которым небезразличны судьбы России, воспринимающим страну как смысл своей жизни и основу для своего собственного жизненного, гуманистического проекта.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем первом обращении к народу выступил за продолжение диалога Церкви с российским государством на основе конституции. Он полагает, что идеальная модель церковно-государственных отношений еще с византийских времен характеризовалась симфонией в отношениях церковной и светской властей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что церковно-государственные отношения должны строиться "на конституционной основе" и служить "благу Церкви и государства". Предстоятель РПЦ приветствовал президента России Д.А. Медведева и премьер-министра В.В. Путина и выразил надежду на плодотворный диалог, который "содействует упрочению гражданского мира и согласия" (6).

________________________________________________________________________

1. Доклад проф. Ирхина Ю.В. на X Международной конференции ИНИОН РАН, РАГС и др. 27-28 дек. 2009 г. "Россия: ключевые проблемы и решения".

2. В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.В. Симонов, В.Э. Багдасарян, М.В. Виллисов и др. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. Коллективная монография. М.: Научный эксперт, 2009. C. 21.

3. Наибольшее количество приходов Русской Православной Зарубежной Церкви находится в Западной Европе (Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и др.), Канаде и США; она функционирует также в Австралии, Японии и Латинской Америке.

4. См.: Mospat.ru

5. См.: Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 10-11 января 2009 г. Опрошены 1 тыс. 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

6. РИА Новости.1.02.2009.

29.12.2009

www.viperson.ru

Док. 618575
Опублик.: 29.12.09
Число обращений: 0

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``