В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Земля через космический объектив, или Путешествие к звездам Назад
Земля через космический объектив, или Путешествие к звездам
Фотовыставка космонавта-испытателя Юрия Батурина "Короткое свидание с Землей" состоялась в Центральном Доме журналистов.


 

 

Автопортрет в невесомости

Творческий итог первого полета Батурина на орбитальный комплекс "Мир" в 1998 году, воплощенный в фотографиях, впервые был показан в московском Политехническом музее на следующий год. Вызвав живой интерес у публики, выставка, задуманная вначале как акция разовая, превратилась в "долгоиграющую", с годами не теряющую своей актуальности. Санкт-Петербург, Калуга, Ижевск, Нижний Новгород, Дубна, Чебоксары, Елабуга, Улан-Удэ, испанская Валенсия, Ереван, Душанбе, Анкара, Любляна... - это далеко не полный список городов, где экспонировалась космическая выставка, дополненная в 2001 году работами, сделанные во время второго полета Батурина - на Международную космическую станцию.

- Мои первые космические фотографии - не географические карты, и Земля на них - отнюдь не фрагменты школьного глобуса, - говорит Юрий Батурин. - Это не местности с конкретными названиями (хотя есть и такие), а, скорее, впечатления...
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Впечатление - 1

"Космический импрессионизм - попытка сохранить и передать впечатление.
Что такое импрессионизм в космосе? Писсарро утверждал, что импрессионисты рисуют воздух. Им для этого пришлось сделать творческий переворот: "скачок" в восприятии: первый план (людей, предметы) сделать фоном для воздуха. Здесь это естественно: все, кроме станции и корабля, становится фоном атмосферы. Впечатление может быть и от техники, и даже от пустоты. Свет или мазок света среди тьмы чем-то похожи на воздух. Свет бывает воздушен. Корма корабля в световом отблеске - впечатление..."


(Из полетного дневника)


 

 

 

 

 

 

 

 



Впечатление - 2

Батурин признался, что самые дорогие его сердцу места, те, где он родился и вырос, оказались не так живописны из космоса, как они выглядят на Земле. И, наоборот, безлюдные и безводные пустыни смотрятся ярко и красиво:
- Тверская область, покрытая густыми лесами, из космоса казалась серо-бурым покрывалом. Лишь Волга смотрелась величественно. Везде крайне интересны места встречи воды и суши. Озера и горы. Разные фактуры, оттенки. Я много фотографировал пустыни. Они всегда разные. Так, Сахара разительно отличается от Такла Макан или Гоби. Со временем я научился по цветам, виду барханов понимать, что за пустыня подо мной даже без навигационного компьютера.


- Самые популярные по "рейтингу" места у космонавтов - это, конечно, родные места, - добавляет летчик-космонавт России, герой России Сергей Волков. - Я недавно вернулся из полета, и мои впечатления еще довольно яркие. Сейчас на станциях хорошие объективы, и 200-, и 800-кратные. Совсем другая оптика, техника, возможности, чем были в 1998-м. Юрий Михайлович был пионером выставок космической фотографии, именно по его работам мы учились. Помню, как в первый раз пришел на его выставку. Я еще ни разу не был в космосе. Смотрел и думал: "Неужели все так фантастически красиво, как на его фотографиях?" Теперь, побывав в космосе, могу определенно сказать, - да. Именно так. Конечно, каждый видит космос по-своему, но нас немного - в мире всего человек 500 летавших, не больше. И фотографии Юрия Батурина представляют интересную часть нашего видения.

Производить съемку в космосе дело непростое. И притягательное для любого профессионала-фотографа. Помню, как одна моя приятельница-фотограф рассказывала про свой сон, в котором ее пригласили на космическую станцию сделать фотографии Земли из космоса.

- Во сне я так развернулась в своей фантазии, -
вздыхала она, - все беспокоилась, что батарейки в фотоаппарате сядут, решала, какой объектив лучше в открытый космос взять. Приснится же такое, только расстраиваться...

Все космонавты, отправляющиеся в полет, проходят обязательное обучение фото- и видеосъемке. Но стать настоящим фотохудожником дано далеко не каждому. Когда передвигаешься со скоростью 28 тысяч километров в час, когда находишься в состоянии невесомости, и слово штатив вызывает легкую улыбку, - сделать отличный кадр "немного" тяжелее, чем в обычной, земной жизни. Нужно научиться фиксировать себя в безопорном пространстве и быстро (при такой-то скорости!) реагировать на объект съемки. Батурин признается, что он благодарен, прежде всего, своей маме, которая еще в двенадцатилетнем возрасте подарила ему на день рождения простенькую "Смену -3". Любовь к фотографии пришла сразу, с первого кадра. Снимал все, что видел вокруг, отрабатывал навыки на окружающих.

- Благодаря тому, что пленку не жалел, у меня остались пусть в небольшом количестве уникальные (теперь им уже полвека) фотографии моих бабушки и дедушки, родственников и школьных друзей... Пожелтевшие, некачественные, иногда не в фокусе, с плохо промытым фиксажем, но такие дорогие сердцу.

Постепенно я привык важные события фиксировать не только в блокноте, но и снимать их на фотоаппарат и видеокамеру. Работал скорее как фоторепортер. Ничего особо художественного в тех съемках не было, чисто событийные работы.

Но вот перед моим первым полетом в космос мои друзья из Союза фотохудожников дали мне "рабочее задание": фотографировать Землю из космоса. И сделать это по возможности красиво.

У космонавтов время полета расписано буквально по минутам. Особо некогда подбирать, что хочешь - что не хочешь снять. Может, там, под тобой, и красиво невероятно, но работа не позволяет отвлекаться. А может и наоборот, вся Земля затянута облаками, а у тебя как раз лишняя минутка освободилась. Кстати, примечательно, что самое "безоблачное" место - Средиземноморье. Благословенное место! Сейчас, конечно, можно на компьютере нужную географическую точку задать. И он покажет, в какое время это заветное место корабль будет пролетать, под каким углом оно будет видно, есть возможность подготовиться. Но, в основном, все происходит спонтанно. Увидел, успел, снял - получилось! Или - не получилось.

"Во время эксперимента полтора часа сидел с глазами, закрытыми шлемом-маской... снимаю маску, и в иллюминаторе вижу... лестницу в небо. Поскольку мы оказались по ту сторону неба, ступени небесной лестницы символизировали возвращение домой. Библейская* точность воспроизведения поразила меня. Сфотографировал и затем несколько дней экспериментировал с этим сюжетом: солнечные батареи и разное освещение. Красиво. Особенно удачной вариацией показалась лестница в космос".
____________________
* Праотец Иаков лег отдохнуть, положил себе в изголовье камень и заснул. "И увидел во сне: вот лестница,.. а верх ее касается неба" (Бытие, 28, 12).


(Из полетного дневника)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лестница в небо

Свои кадры Батурин делал на обычный пленочный фотоаппарат, говорит - какой был доступен тогда в магазине, такой и купил. Главный критерий - хорошее качество снимка при как можно меньших весе и размерах фотоаппарата. Его приятель, забежав в ближайший фотомагазин, прикупил дюжину пленок и вручил Юрию.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Всемирный потоп

- Часто, вглядываясь в космические пейзажи, я сравнивал их с картинами мастеров. Некоторым художникам я даже посвятил свои работы. Больше всего, конечно, вспоминался Рерих. Особенно, когда пролетаешь над Тибетом и Гималаями. А однажды увидел почти точное воплощение наброска Леонардо да Винчи, который он сделал, рисуя картину "Всемирный потоп". Мне очень нравятся рисунки Мориса Эшера. У него как раз в 1998 году был столетний юбилей, и я решил посвятить ему работу, выбрал "Три мира". На рисунке Эшера в зеркале воды, обозначенном плавающими осенними листьями (первый мир - мир поверхности), отражаются стоящие на берегу деревья (второй мир - наш), но также просматривается и мир подводный - в нем плавают рыбы. Я долго экспериментировал с похожим сюжетом. На наружной крышке иллюминатора, словно на машине, есть "зеркальце заднего вида". Повернул его и поставил перпендикулярно иллюминатору, дабы в зеркале, маленьком, как фотография, отразились сразу и земной закат (первый мир), и космос (второй мир). А зеркальная поверхность искусственна, она - символ третьего мира, рукотворного,- техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Три мира



"А как заглянуть в зеркало вселенной? У Борхеса есть мысль о том, что, как личность становится личностью благодаря памяти, так же и вселенная: вечность - это зеркало, в котором отражаются и судьбы людей, и история".

(Из полетного дневника)



Многих интересует, как меняется восприятие фотографа, получившего опыт космической фотографии. Батурин отвечает так:
У меня часто спрашивают, как мне кажется, отличаются ли фотографии, сделанные в первом и втором полетах? Ответ: да! Несколько лет назад на международной выставке в московском Манеже мне предоставили два стенда - один напротив другого. На первый я поместил фотографии первого полета, на другой - второго. И сам удивился, насколько картины увиденного отличаются друг от друга. Даже стиль съемки стал иным. Наверное, со временем (и не только в космосе) человек учится видеть второй слой. Ко второму полету я уже знал, что и как хочу снимать. Восторженность от первого впечатления ушла, появилось внимание к деталям.

На выставках ко мне иногда подходит молодежь и говорит, что это, мол, "фотошоп". На это я только улыбаюсь. У меня в отличие от цифровых фотоаппаратов, есть железное доказательство - пленка. Здесь все "натуральное", без искусственного приукрашивания. Я же снимал еще в прошлом веке.

Юрий Батурин признался, что продолжает активно фотографировать:

- Так как я могу наблюдать за жизнью космонавтов изнутри, то пользуюсь моментом. Фотографирую своих коллег и уверен, что лет этак через 20-30 эти кадры станут уникальными именно потому, что они схватили мгновения повседневной жизни людей необыкновенной профессии. В космонавты попадают только личности. А рассматривать уникальную личность через объектив так же интересно, как и Землю через иллюминатор.

Татьяна Белоножкина

фото Юрия Батурина

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Справка:
В августе 1998 года Юрий Батурин выполнил свой первый полет в качестве космонавта-исследователя на орбитальный комплекс "Мир" вместе с Геннадием Падалкой и Сергеем Авдеевым, вернулся на Землю вместе с Талгатом Мусабаевым и Николаем Будариным.



В 2001 году выполнил второй полет в качестве бортинженера космического корабля "Союз ТМ-32"/"Союз ТМ-31" на Международную космическую станцию по программе первой экспедиции посещения вместе с Талгатом Мусабаевым и Деннисом Тито - первым космическим туристом. Указом Президента России Владимира Путина удостоен звания "Герой России".


Источник: "Путевой журнал", 2009, N 9, с.20-27.



viperson.ru

Док. 619292
Перв. публик.: 17.09.09
Последн. ред.: 03.12.10
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Мусабаев Талгат Амангельдиевич
  • Падалка Геннадий Иванович
  • Интервью с Батуриным
  • Фотогалерея

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``