В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Интервью редакции `VIРЕRSОN` с Светланой Липиной: Северный Кавказ 2010 Назад
Интервью редакции `VIРЕRSОN` с Светланой Липиной: Северный Кавказ 2010
Беседу ведет Ольга Гороховская.

Республики Северного Кавказа по-прежнему остаются горячей точкой и источником внутриполитической нестабильности на карте России. Несмотря на усилия, предпринимаемые федеральным центром, руководство страны пока бессильно решить ключевые проблемы региона, среди которых важнейшими являются коррупция, клановая система власти, межэтнические противоречия в северокавказских республиках.

Светлана Артуровна Липина - наш сегодняшний гость, уже давно занимается исследованием проблем, возможностей и перспектив Северокавказского региона, участвует как в проектах долгосрочного развития, так и в исследованиях, внедряя в практическую жизнь научные разработки.

Светлана Артуровна, Вы хорошо знаете не только ситуацию в семи северокавказских республиках, но и расстановку политических сил, взаимоотношения власти и бизнеса, межнациональные отношения внутри республик и многое другое. Давайте именно об этом, с Вами и поговорим.

Скажите, как Вы считаете, есть ли какой-нибудь "уникальный рецепт" для стабилизации и роста благосостояния в северокавказских республиках?


Светлана Липина:

- Я давно убеждена и говорю об этом открыто - не может быть единого подхода к решению проблем, возникающих в каждой из республик. В каждом из северокавказских регионов своя ситуация и свои проблемы. Если в Чечне, Кабардино-Балкарии наблюдается явная стабилизацию обстановки, то в Дагестане ситуация обостряется. В Карачаево-Черкесии и Ингушетии недавно сменилось руководство, в результате чего можно ожидать качественных изменений. Тем не менее, Кавказ - это один из главных вызовов для России. Необходим был поиск оптимальной модели организации региональной власти на Северном Кавказе, чтобы внедрить на практике в этом неспокойном регионе принципиально новую политическую модель, принципиально новый тип руководителя, который бы в себе нес политическую и экономическую власть, внес новые рычаги управления в работу на благо региона.

О.Г.:В Послании Федеральному Собранию Президент РФ заявил о своих планах назначить полпреда в Северокавказском регионе, назвав ситуацию на Северном Кавказе важнейшей проблемой внутренней российской политики. И вот 19 января 2010 года Дмитрий Медведев принял официальное решение о создании Северокавказского федерального округа, назначив на должность полпреда президента РФ в этом округе и вице-премьера правительства бывшего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Прокомментируйте, пожалуйста, этот проект Дмитрия Анатольевича и его значение для судеб народов Северного Кавказа.

С.Л: Прежде всего, изменилась система федеральных округов, которая существовала в нашей стране, и теперь из Южного федерального округа выделяется Северо-Кавказский федеральный округ, в который входят Ставропольский край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная-Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика с центром федерального округа в городе Пятигорске. Этот город достоин быть центром Северо-Кавказского федерального округа, это второй по величине город Ставропольского края, занимающий выгодное географическое положение и славящийся своими историко-культурными традициями.

Данное решение судьбоносно для всего юга России. Образование восьмого - северокавказского федерального округа, введение должности полномочного представителя Президента на Северном Кавказе будет способствовать не только межреспубликанской интеграции и формированию единого регионального экономического, культурного и общественно-политического пространства, но и будет содействовать развитию экономики регионов, где необходимо обратить особое внимание строительству новых промышленных объектов в республиках, созданию рабочих мест, привлечению инвестиций со стороны как российских, так и иностранных фирм.

ОГ:    Ставрополье граничит с восемью субъектами Юга и практически все республики - соседи и у всех большой нереализованный потенциал совместной работы.

Л.С. : Сейчас перед Северным Кавказом стоит задача - выход на новый уровень организации, управления и практики системного развития, путём определения приоритетных социально-экономических направлений. Я неоднократно отмечала, что первоочередной задачей устойчивого развития хозяйственного комплекса Северокавказского региона является формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических, топливных, минеральных и природно-климатических ресурсах.

О.Г: Как Вы считаете, что на данный момент является приоритетами для исполнительной власти?

Л.С.: Ключевая задача - активное проведение программ развития всех секторов экономики, ориентируясь на повышение доли добавленной стоимости, производимой в республиках. Думаю, что необходима разработка и реализация общей стратегии, в которой должны быть выработаны и обнародованы программы мер, а в последующем - и результаты их внедрения в республиках Северного Кавказа.

Необходима разработка и реализация комплекса мер по созданию долгосрочных стимулов к повышению качества услуг, оказываемых республиканскими органами государственной власти, по обеспечению ответственности за результаты использования бюджетных средств и деятельности республиканских правительств.

Парламенты северокавказских республик должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей экономики региона на инновационный характер развития.

Порядок осуществления инвестиций на Северном Кавказе должен стать наиболее комфортным. В соответствии с установкой Президента России, порядок согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов должен быть не более 3-4 месяцев. Это - конкретный показатель конкурентоспособности региона.

Руководство Республик Северного Кавказа может пойти на ряд мер этому способствующих. Другими словами, как минимум, система контроля и надзора должна быть надежно защищена от коррупционных препятствий для инвесторов, готовых к реализации инновационных решений.

О.Г.: В Ваших научных публикациях много работ, посвященных предложениям по развитию Чеченской Республики. Я знаю, что в настоящее время в Чеченской Республике на период до 2020 разработана Стратегия социально-экономического развития, и Вы являетесь научным руководителем этого документа. Расскажите подробнее о целях и задачах этого документа. Кто был разработчиком и инициатором Стратегии?

Л.С.: Стратегия социально-экономического развития ЧР до 2020 года разрабатывается в соответствии с поручением Президента России по итогам заседания Государственного совета РФ от 21 июля 2006 года и Постановлением Правительства ЧР "О разработке стратегии социально-экономического развития ЧР на период до 2020 года" от 20 июня 2008 года за N 115. Главной целью Стратегии является поиск прорывных путей обеспечения ее ускоренного развития. Фундаментальной основой этой цели является формирование устойчивых предпосылок для перехода на самодостаточный принцип устойчивого развития Чеченской Республики, с упором на собственные силы и возможности. Эти пути могут быть различными: обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных. Однако, в любом случае не обойтись без энергичного задействования на научной основе внутреннего потенциала самой республики, во всех его составляющих: природно-ресурсной, демографической, трудовой, производственной, инновационной, финансово-бюджетной, экономико-географической, инфраструктурной, связанной с межрегиональной и внешнеэкономической интеграцией, а также сопряженной с легализацией "теневого" сектора экономики. В числе же приоритетных направлений преобразований - активизация инвестиционной политики и создание в республике благоприятного инвестиционного климата, "высветление" значительной части находящихся "в тени" процессов, а также надежное правообеспечение формируемых механизмов рыночного хозяйствования. Но самое главное, документ призван обеспечить долговременное динамичное и эффективное развитие Чеченской Республики, которое отвечает интересам населения и бизнеса.

В настоящее время была настоятельно необходима собственная концептуально выверенная стратегия социально экономических преобразований республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, которая бы представляла собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты. При разработке "Стратегии" принципиальными направлениями развития для нас, разработчиков, являлись как обеспечение стабильности через содействие экономическому развитию республики; так и качественное изменение уровня жизни через содействие социальному развитию населения. Поэтому этот проект документа долгосрочного социально-экономического развития имеет ряд бесспорных преимуществ в конкретизации стратегических целей и учета региональных стратегических приоритетов.

Конечно, документ разрабатывается при координации и непосредственном участии Президента и Председателя Правительства Чеченской Республики, коллектива институтов различной ведомственной принадлежности, консалтинговых организаций и отдельных экспертов компанией "Формика - исследования и развитие" в сотрудничестве с министерствами, ведомствами и администрациями муниципальных образований Чеченской Республики. На сегодняшний день проект Стратегии проходит этап согласования с Федеральными Министерствами и ведомствами. Полученные отзывы от Министерств и ведомств России можно с честью назвать положительными. В официальных ответах содержатся конструктивные предложения по улучшению данного документа. Получается, что судьбоносный документ для Чеченской Республики - это результат работы большого коллектива экспертов, аналитиков, и, конечно, высокопрофессиональной команды Кабинета Министров Чеченской Республики. 4 декабря 2009 года проводилось экспертное обсуждение "Стратегии" в Институте современного развития, куда были приглашены главы администраций субъектов Российской Федерации, руководители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представители бизнеса, общественных организаций, эксперты.

О.Г. : Я знаю, что в 2007 году у Вас вышла научная монография "Чеченская Республика. Экономический потенциал и стратегическое развитие", в 2008 году Вы выпустили монографию " Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития АПК", насколько мне стало известно, Вы готовите к публикации новую книгу по Республикам Северного Кавказа, где, как я понимаю, будет дан не только анализ сложившейся социально-экономической ситуации, но и предложены пути и методы по дальнейшему развитию этого региона, определены так называемые "точки роста". Ваши труды являются идеологической основой разработок программных документов?

Л.С. Благодарю Вас, что заметили главную составляющую решения многих проблем российского регионального развития, на мой взгляд, позволяющего добиться успеха. Без внедрения научные разработки лишены смысла, а без научной обоснованности нет эффективной практики.

Отмечу, что до появления моей монографии по Чеченской Республике были разработаны (2004-2005гг) документы долгосрочного развития региона. Это и фундаментальный труд Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН "Схема размещения и развития производительных сил" и "Схема территориального планирования", разработанная Гипрогором и министерствами и ведомствами республики, которые, безусловно, явились базисом этапа возрождения Чеченской Республики, также были опубликованы работы многих наших учёных по вопросам социально-экономической ситуации в республике. Моя монография была написана и выпущена в свет в начальный период новых возможностей в республике, когда Президентом Республики был избран Рамзан Кадыров, когда республика стала активно возрождаться невиданными в мировой практике темпами, если учесть многие проблемы финансирования процесса восстановления экономики и социальной сферы. В тоже время, между личной позицией учёного (авторская монография) и коллективным трудом (документ) существует разница, которая заключается не только в возможности высказать в научно-публицистическом стиле свои предложения, рекомендации, но и своё отношение к определенным событиям, показать личную гражданскую позицию, эмоционально рассказать о своих чувствах к родной земле. Мой труд был отмечен Руководством Республики, мои земляки высказывают мне слова благодарности и поддержки. Как для учёного, так и для гражданина, я считаю, такая поддержка и одобрение являются высокой оценкой и доверием.

Конечно, авторская методология, весь методических инструментарий монографии в начальной стадии разработки Стратегии согласовывался с Министерствами и ведомствами республики, и, с учётом замечаний и предложений, впоследствии, внедрен в "Стратегию".

О.Г.: Расскажите поподробнее об основных, наиболее важных направлениях развития, которые предлагаются в документе.

С.Л.: Имеющийся потенциал развития республиканской экономики - это природно-ресурсный потенциал, и в первую очередь энергоресурсная база, главной целью которой на перспективный период является обеспечение потребностей экономики Чеченской Республики и населения нефтепродуктами, газом, сырьем для производства строительных материалов и ресурсами подземных вод.

Способными стать точками взрывного роста и наиболее привлекательными для инвестиций, являются отрасли, в которых Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом.

Это - нефтегазохимическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение и стройиндустрия. Безусловными инвестиционными приоритетами Чеченской Республики являются добыча, переработка и транспортировка нефти и газа, развитие машиностроения, электроэнергетики, минерально-сырьевого комплекса.

Масштабные инвестиции будут направлены на развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Реализация целого ряда крупнейших проектов по созданию и модернизации транспортной инфраструктуры также потребует осуществления значительного объема инвестиций в основной капитал.

Для обеспечения решения задач стратегии развития Чеченской Республики, основными направлениями осуществления инвестиций в основной капитал в прогнозный период должны стать также эффективные наукоемкие и высокотехнологичные производства, составляющие основу постиндустриального развития, в частности, газонефтехимической промышленности. Еще одним из инвестиционных приоритетов Чеченской Республики может стать туризм.

Важным аспектом разрабатываемой стратегии должен стать и агропромышленный комплекс. Развитие этой отрасли позволит создать максимальное количество рабочих мест, обеспечит продовольственную безопасность региона. Необходимо рассмотреть и возможность формирования крупных агропромышленных кластеров с замкнутым циклом производства, сосредоточенных в непосредственной близости от сырьевых зон.

 

При включении в стратегическое развитие до 2020 года крупнейших производственных мощностей, способных выпускать продукцию на российский рынок, могут быть названы наиболее важные инфраструктурные проекты, которые можно было бы поднять совместными усилиями государства и бизнеса: нефтеперерабатывающего завода, предприятий стройиндустрии, АПК, пищевой промышленности, усиленном развитии транспортно-логистической инфраструктуры, энергетической обеспеченности региона - валовой региональный продукт существенно возрастает к 2011 году, а после 2012 года среднегодовой темп роста ВРП прогнозируется на уровне 6-7%.

О.Г.:    Почему нет отдачи от инвестиций в экономико-социальную сферу Чечни? Многие из намеченных в этой программе планов потребуют серьезных инвестиций. А существуют ли основания для прихода в республику инвесторов?

С.Л.: Процесс восстановления экономики Республики находится в начальной стадии. Выделенные ранее финансовые средства пока не дали соответствующей отдачи в виде заметного прироста рабочих мест и роста доходов в местный бюджет. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику Чеченской Республики. Необходимо также искать новые возможности по более эффективному использованию созданных производственных мощностей за счет широкого внедрения передовых технологий. Руководством Республики многое сделано для того, чтобы преодолеть негативный образ Чеченской Республики сложившийся в результате как объективных, так и субъективных причин. Одним из позитивных эффектов таких усилий является улучшение инвестиционного климата в Республике.

В Республике сформирован пакет приоритетных инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 149 млрд. рублей, а также определен перечень наиболее приоритетных инвестиционных площадок. Инвестиционную деятельность на территории Чеченской Республики активно ведут естественные монополии.

Социально экономическая эффективность только от реализации обозначенных приоритетными проектов позволит обеспечить постоянными рабочими местами около 22 000 человек.

Качественное улучшение экономической ситуации в Республике требует создания системообразующих отраслей, способных, во-первых, дать большое количество рабочих мест и выпускать конкурентоспособную продукцию, а во-вторых, дать толчок к развитию других отраслей.

О.Г.: Для восстановления социально-экономической сферы Чечни потребуется один из наиболее важных элементов - человеческие ресурсы. За годы войн население убавилось, в связи с чем, возможно, снизился интеллектуальный потенциал Республики. Как решить эту проблему? Я имею в виду культуру и образование; так как нужен определенный интеллектуальный уровень человека, чтоб занимался тем или иным делом

Л.С.: 
Республика обладает большими ресурсами и конкурентными преимуществами, позволяющими ей выйти на траекторию быстрого и устойчивого развития. Для этого должна проводиться государственная политика, отвечающая национальным интересам народов населяющих нашу страну (в человеческом капитале Республики: увеличивающиеся трудовые ресурсы с хорошей возрастной структурой, растущий уровень образования, традиции трудовой деятельности).

Специфика текущего момента заключается в том, что выбор стратегии развития предопределяет будущее развитие на многие годы вперед. Это связано с особенностями нынешнего состояния научно-производственного потенциала. Конечно, за годы войны население республики убавилось, но проблема решается и очень перспективно. В республике удалось сохранить отраслевую науку. Было сложно, но здесь сумели поддержать ученых, открыли в 2000 году научный центр Российской академии наук, который совместно с государственными вузами республики проводит фундаментальные и прикладные исследования. Есть предложение о создании инновационного научно-технического центра на базе нефтяного института. Основные направления деятельности будущего центра - исследования и разработки в области микро- и нанотехнологий, производства нефтепродуктов и строительных материалов, внедрение новейших технологий энергосбережения, создание нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, разработки в области экологии и рационального природопользования нефтешламов и др.

Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования двух типов, направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики, и преобразования улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Первостепенной задачей Республики на данном этапе является восстановление и развитие системы подготовки кадров, отвечающей потребностям экономики и социальной сферы. Необходимо совершенствовать сложившуюся систему научных учреждений Чеченской Республики в соответствии с перспективными направлениями развития отраслей и объектов реального сектора экономики и социальной сферы, с ориентацией на внедрение наукоемких технологий.

Науку и научное обслуживание Чеченской Республики представляют учреждения и научные коллективы академической, отраслевой и вузовской науки. Академическая наука представлена Академией наук Чеченской Республики (АНЧР) основанная в 1992 году, и вновь созданным Комплексным научно-исследовательским институтом Российской академии наук (КНИИ РАН). Новый Комплексный научно-исследовательский институт Российской академии наук, структуру которого составляют пять отделений - гуманитарных наук, нефти и газа, физики и математики, материаловедения, медицины и биологии. Среди основных направлений исследований института - традиционные для чеченской науки исследования металлов и сплавов, проблемы нефтегазодобычи и нефтехимии, медико-биологические проблемы, а также социально-экономические и гуманитарные проблемы развития региона.

Планируется организовать ряд профильных исследовательских учреждений.

Проблема научно-технических кадров может быть решена как за счет ускоренной подготовки собственных кадров на месте, так и на территории других субъектов Российской Федерации и за рубежом, а также привлечения нужных специалистов со стороны на контрактных условиях (при соответствующих гарантиях: жилищные условия, доходы и др.). На данном этапе необходимо определить потребности Республики в количественном и качественном составе трудовых ресурсов, привести деятельность образовательных учреждений в соответствие с потребностями региона, системой требований и показателей качества рабочей силы. Вслед за профессиональным образованием необходимо устранить перекосы и в подготовке вузовских специалистов, усовершенствовать структуру целевого набора молодежи Чеченской Республики в вузы других регионов страны.

Несмотря на все происшедшие изменения в количественном и качественном составе трудового потенциала Чеченской Республики, только ее граждане могут реально участвовать в восстановлении разрушенного хозяйства. В этих условиях трудовые ресурсы следует отнести к одному из определяющих факторов развития экономики.

О.Г. На Ваш взгляд, восстановлен ли конституционный порядок в Чеченской Республике? Нет ли угрозы возврата к обстановке террористической войны?


С.Л. Понимаю, Вы говорите об отмене КТО на территории некогда "мятежного" региона?

О.Г.:
Да

С.Л.: Все достижения, о которых говорится как о фактах жизни республики, стали возможны только благодаря поддержке федерального центра. Доверие Руководства страны оправдано неимоверными усилиями Руководства Республики как в деле борьбы с террористическим подпольем и бандформированиями (в том числе и в информационно-пропагандистском противодействии терроризму), так и в восстановлении и развитии всей инфраструктуры региона, в строительстве массового нового жилья, в налаживании социально-экономических, общественно-политических, культурно-образовательных процессов. 16 апреля 2009 года в Чеченской Республике официально был отменен режим контртеррористической операции, что явилось важнейшим достижением лично Президента ЧР и всего чеченского народа в целом. Этого события ждали 10 лет, без всякого преувеличения это стало финальным аккордом на пути мирного становления и устойчивого развития нашего региона. Весь мир понял, что в России умеют бороться с терроризмом, делают это как военными, так и информационно-идеологическими методами. И самое главное, представители чеченского народа доказали, что они не пожалеют своих жизней и сил для отстаивания целостности России и неприкосновенности ее суверенитета.

22.01.2010

Viperson

Ulduz

Док. 619648
Перв. публик.: 22.01.10
Последн. ред.: 19.06.13
Число обращений: 0

  • Липина Светлана Артуровна
  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``