В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трудный разговор Назад
Трудный разговор
"АиФ Тбилиси" N 51 (328) от 17 декабря 2008 г.


На прошлой неделе в Тбилисском международном пресс-центре "РИА-Новости" в один и тот же день состоялись два видеомоста в формате Тбилиси-Москва. Оба они, в той или иной степени, свидетельствовали о заинтересованности сторон, по крайней мере, начать диалог по урегулированию отношений между двумя странами.

Народная дипломатия

Видео-мост "Народная дипломатия: новые предложения по преодолению конфликта в российско-грузинских отношениях" представлял собой дискуссию экспертов. Она была инициирована Институтом исследований конфликтных ситуаций при поддержке Международной неправительственной организации "Ливадийский клуб".

В видео-мосте принимали участие представители общественных организаций Грузии и Российской Федерации. Все они являются членами Смешанной антикризисной комиссии, сотрудничающей с Общественной палатой РФ, выступившей с предложением начать российско-грузинский диалог на неправительственном уровне. Находившиеся в тбилисской студии владелец и президент медиа-холдинга "Джорджиан таймс", президент Центра стратегических исследований "Азри" ("Мнение") Малхаз Гулашвили, известный грузинский актер и режиссер, народный артист Грузии, член общественной организации "Грузинская академия" Гоги Кавтарадзе, а также известный актер и режиссер, председатель наблюдательного совета "Грузия-фильм" Сосо Джачвлиани в составе группы грузинских экспертов и общественных деятелей в понедельник отправились в Москву для участия в работе смешанной антикризисной комиссии. Иными словами - для участия в российско-грузинских консультациях по вопросам, связанным с возвращением перемещенных лиц в места прежнего проживания. В ходе видео-моста, который предшествовал поездке, его участникам предстояло в общих чертах наметить контуры будущих переговоров.

В московской студии собрались директор Института исследований конфликтных ситуаций Тенгиз Бегишвили, руководитель центристской партии Грузии Темур Хачишвили, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, президент международной неправительственной организации "Левадийский клуб" Игорь Шатров, доцент кафедры политических наук Российского университета дружбы народов Валентин Сауляк, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Европейского университета права Валентин Карасев, директор Центра по изучению преступности в экономике и торговле Российского государственного торгового университета Юрий Голик.

Вряд ли найдется хоть сколько-нибудь здравомыслящий человек как в Грузии, так и в России, который станет возражать против установления нормальных, добрососедских, дружеских отношений между странами, народы которых роднят единая вера, общая историческая память, родственные отношения, выработавшаяся в течение столетий человеческая приязнь, богатые культурные взаимосвязи. В то же время в ходе видео-моста как участникам дискуссии, так и присутствовавшим журналистам становилось совершенно ясно, что простого разговора не получится. Во-первых, потому, что у обеих сторон накопилось много слишком серьезных взаимных претензий, чтобы их можно было легко и быстро перестать принимать во внимание. Во-вторых же, потому, что возможные перспективы развития отношений из Москвы и из Тбилиси видятся во многом по-разному. Предлагаемые сторонами модели часто не просто не совпадают, но и противоречат друг другу.

Диалог, собственно, начался с прозвучавшей из российской столицы критики в адрес президента Грузии Михаила Саакашвили. Высказали ее, правда, Тенгиз Бегишвили и единственный присутствовавший в московской студии гражданин Грузии Темур Хачишвили. Однако их мнение относительно сегодняшней власти Грузии было поддержано и другими российскими участниками диалога.

Подобная постановка вопроса вообще представляется не очень оправданной. Отношения между политическими элитами России и Грузии известны. И цель общественного диалога, по-видимому, в том и должна заключаться, чтобы попытаться найти, хотя бы на экспертном уровне, возможности решения проблем, которые не удается решить на уровне власти. Не в последнюю очередь и потому, что сегодняшние руководители Грузии и РФ, очевидно, не готовы к конструктивным переговорам. А что до права Михаила Саакашвили занимать пост главы Грузинского государства, оно должно быть установлено народом Грузии путем демократических выборов. А до того любое мнение по этому поводу может быть квалифицировано лишь как личное и к делу особо не относящееся.

Позитивный тон задал в своем выступлении Малхаз Гулашвили, напомнивший о мудрой и взвешенной позиции, которую заняли в это непростое время Русская и Грузинская православные церкви. Он предложил минутой молчания почтить светлую память Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.

В ходе диалога с обеих сторон было признано, что краеугольным камнем в отношениях между двумя независимыми государствами, как и прежде, остается вопрос об Абхазии и бывшей Юго-Осетинской автономной области. Грузия не намерена уступать свою территориальную целостность. В Москве же, напротив, признание государственной независимости этих самопровозглашенных республик считают окончательным, утверждая, что руководство Грузии, вторгшись на территорию Цхинвальского региона, вынудило Москву пойти на такой шаг.

Между тем и сегодня есть люди, уверенные, что ключ к урегулированию конфликтов в Грузии лежит в России. "Всем нам, каждому грузину, следует осознать, что мы никогда не урегулируем конфликты в Абхазии и Южной Осетии, если у нас будут сохраняться плохие отношения с Россией", - сказал Тенгиз Бегишвили. Доля правды здесь, возможно, и есть. В любом случае не вызывает сомнения, что проблема статуса признанных Россией и организацией "Хамас" самопровозглашенных республик в процессе диалога будет стоять чрезвычайно остро.

Это отнюдь не означает, что от консультаций следует отказаться. Напротив, участники видеомоста подчеркивали, что очень серьезные проблемы и слишком глубокие противоречия в российско-грузинских отношениях не могут решиться в одночасье. И, если на достижение единого мнения по каким-то вопросам в ближайшей перспективе по вполне объективным причинам рассчитывать не приходится, то есть круг задач, которые можно начать выполнять уже сегодня.

Гоги Кавтарадзе, например, поднял тему выдачи гражданам Грузии российских виз и транспортного сообщения между Россией и Грузией. "Даже нам пришлось получать российские визы в Армении, а рядовые граждане не имеют и этой возможности. Мы просим наших коллег в Москве использовать свой авторитет и поставить соответствующий вопрос перед теми, от кого зависит принять соответствующее решение. Ведь происходящее наиболее больно бьет по интересам простых, ни в чем не повинных, людей", - сказал он.

В ходе телемоста вспомнили и об объявленном в России эмбарго на грузинскую продукцию, а также о преследовании людей грузинской национальности на территории РФ два года назад. Определенный оптимизм внушает то обстоятельство, что, как отмечалось в московской студии, ничего подобного сейчас не происходит. Так, Михаил Делягин заявил, что с точки зрения урегулирования отношений между двумя странами считает важным то обстоятельство, что августовская война "произошла не между народами Грузии и России" и не сказалась на их отношении друг к другу. "Мои друзья, грузины по национальности, пострадали во время чудовищных событий двухлетней давности. Слава Богу, сейчас такого в России нет", - сказал он. Михаил Делягин также отметил, что признание Россией Абхазии и Южной Осетии ни в коем случае не означает намерения поглотить эти республики.

А другой российский эксперт - Валентин Сауляк, заявив, что причины напряженности в отношениях между Россией и Грузией "берут начало в Беловежской пуще, где было принято решение о развале СССР", предложил курс на создание ассоциированного государства Абхазия, Южная Осетия и Грузия. Правда, сам же он признал, что само понятие ассоциированного государства не очень-то и определено в международной практике. И высказал мнение, что создание такого союза на Южном Кавказе может стать в этом смысле первым позитивным опытом.

У подобной модели, наверняка, будет множество противников. Тем не менее эксперты поддержали ведение активных переговоров на уровне народной дипломатии. По мнению политолога Игоря Шатрова, народная дипломатия должна сформировать новую повестку дня не только для экспертного сообщества, но и для политиков.

В то же время отмечалось, что в ходе диалога представителей общественности, наряду с обсуждением политических проблем, от которого уйти, разумеется, не удастся, следует уделять большое внимание культурным, гуманитарным вопросам. Так, Сосо Джачвлиани рассказал, что поставленный им и Бадри Джачвлиани фильм "Сван" был хорошо встречен на одном из престижных российских кинофестивалей. В Грузии продолжают любить и ценить российскую культуру и - наоборот. И это может стать определенным фактором расширения и углубления контактов. Решить вопрос выдачи виз в определенной степени поможет соглашение, согласно которому, интересы России в Грузии отныне будет представлять Швейцария. В любом случае появляется надежда, что начало переговоров на общественном уровне по российско-грузинскому урегулированию станет первым шагом на пути вывода отношений между нашими странами из состояния стагнации.


Влияние мирового кризиса

Второй телемост на тему "Влияние мирового финансового кризиса на Россию и Грузию - мнение экспертов" был инициирован грузинской стороной. В нем приняли участие ведущие грузинские эксперты по вопросам экономики Владимир Папава, Георгий Хухашвили, Мераб Какулия, Нодар Хадури и их российские коллеги.

Разговор получился на редкость деловым и квалифицированным. Стороны поделились оценками проблем, возникших в связи с мировым финансовым кризисом, который, что бы там ни говорили, начинает давать о себе знать и в России, и в Грузии. Правда, и в той, и в другой стране рассчитывают преодолеть его с минимальными потерями. В России надеются на стабилизационный фонд. В Грузии - на обещанную зарубежную помощь.

О каком-либо сотрудничестве в процессе выхода из кризиса говорить, как отмечалось в ходе видео-моста, трудно, опять-таки из-за очень ограниченных торгово-экономических отношений между двумя странами. Грузинский экспорт в Россию за последние десять лет уменьшился почти в 20 раз, тогда как общий экспорт в Грузии вырос в 10 раз.

Что же касается российского капитала в Грузии, то его доля достаточно велика. Однако, отмечалось в тбилисской студии, это, в основном, т.н. политический капитал, поскольку инвестиции, которые делает Россия в экономику не только Грузии, но и других стран, политизированы.

- Возможность долгосрочного сотрудничества, - сказал Владимир Папава, - мне представляется в том, чтобы определить болезни наших экономик. Сейчас все сваливают на кризис. Но разве, если бы кризиса не было вообще, в экономиках России и Грузии все было бы в порядке? Вот об этом мы и можем говорить с учетом нашего опыта, знаний и наработок.

viperson.ru

Док. 619718
Перв. публик.: 26.08.08
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 0

  • Делягин Михаил Геннадьевич
  • Кавтарадзе Георгий Георгиевич
  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)
  • Голик Юрий Владимирович
  • Бегишвили Тенгиз Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``