В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сергей Комков: Год Учителя в `Нашей новой школе` Назад
Сергей Комков: Год Учителя в `Нашей новой школе`
В январе 2010 года в России был дан старт Года Учителя. И сделал это лично президент страны Дмитрий Медведев. Причем, это знаковое событие было совмещено с фактической презентацией проекта, обсуждение которого в России уже идет на всех уровнях несколько месяцев подряд. Новая "национальная инициатива" получила довольно громкое название - "Наша новая школа".

Что же стоит за столь громким названием? И как это все отразится на судьбе простого российского учителя и всей российской школы в целом?

О том, что кардинальные изменения в системе образования назрели давно, сегодня не говорит, разве что, только самый ленивый.

К 2010-му году российская школа подошла с очень тревожными результатами. И это, не смотря на наличие уже трех программных документов.

Первый документ был принят в конце 90-х годов и назывался довольно многозначительно: "Программа модернизации российского образования". Разрабатывался он при непосредственном участии группы американских советников. И, не смотря на свое громкое название, предусматривал не столько модернизацию, сколько уничтожение традиционной классической модели российского образования. Ключевыми моментами "модернизации" являлись "реструктуризация" малокомплектных (в первую очередь, сельских) школ и введение ЕГЭ как основной и единственной формы оценки качества знаний выпускников школ.

Разрабатывалась эта "программа" на площадке Высшей Школы Экономики, ставшей в середине 90-х годов плацдармом для работы американских советников в России. Поэтому ожидать от этих "разработчиков" заботы о системе российского образования и о сохранении её лучших традиций было бы глупо.

Результатом "реструктуризации" стало закрытие тысяч российских школ. Всего за период с 1992 по 2009 год в России было закрыто более 15 тысяч школ. И это стало настоящим национальным бедствием. Потому что прекращение существования школы на селе повлекло за собой фактическое умирание огромного количества сельских поселений и обезлюживание огромных территорий.

Не меньше бед принес и ЕГЭ, в результате внедрения которого резко снизился уровень преподавания в старшем звене средней школы и начался фактический переход от классической фундаментальной системы российского образования к прикладной американской. Суть которой всегда состояла в воспитании рядового потребителя.
Видимо, кому-то очень хотелось создать в России такие условия, при которых страна очень быстро начала бы превращаться из технологически и научно передовой державы в отсталый сырьевой придаток.

В качестве продолжения программы "модернизации" в начале 2000-х годов в стране появилась федеральная целевая программа "Развитие системы образования в Российской Федерации". Это был чисто финансовый документ, в соответствии с которым осуществлялись все задумки "модернизаторов". И большей частью деньги, предусмотренные в бюджете данной программой, пошли на реализацию целей и задач все той же программы "модернизации".

Поэтому на исходе второго президентского срока Владимира Путина возникла еще одна программа.

В рамках реализации плана перехода власти в руки другого президента, был разработан целый комплекс "национальных проектов", главной задачей которых являлась стабилизация всех социально значимых направлений развития государства. И, в первую очередь, - сферы образования.

Но уже через год стало совершенно очевидно, что без кардинальной научной и административной проработки большая часть этих, так называемых, "нацпроектов" попросту оказалась мертворожденными. В том числе - и нацпроект "Образование".

Потому что не решалась главная проблема: не было определено, куда и в каком направлении должна двигаться современная российская школа. А без этого любая раздача бюджетных средств является полным абсурдом. Тем более что в рамках нацпроекта "Образование" фактически был продолжен курс на "модернизацию", заложенный американскими советниками еще в середине 90-х годов.

Нацпроект не только не решил назревшие в российской системе образования проблемы, но, в какой-то мере, даже усугубил их.

И тогда перед руководством страны (и, в первую очередь, перед президентом как гарантом демократического развития государства) в полный рост встала задача внесения в образовательную политику хотя бы некоторой конкретики, способной изменить ситуацию в позитивную сторону.

И в ходе своей избирательной президентской кампании, и уже став президентом страны Дмитрий Медведев неоднократно встречался с простыми учителями. Что неминуемо должно было произвести на него неизгладимое впечатление.

Потому что сегодняшний российский учитель - явление многосложное и многострадальное. Он работает за мизерную зарплату (которая в среднем не превышает 60% от средней зарплаты работников сферы производства). При этом лишился за последние годы всех социальных льгот и доплат. Работает в довольно сложных условиях, поскольку в России до сих пор нет утвержденных в соответствии с Законом "Об образовании" стандартов этого самого образования. Учитель безмерно перегружен несвойственными ему функциями. Особенно - писаниной всевозможных отчетов, которых год от года становится все больше и больше. При этом вся эта дополнительная отчетность ничем не регламентирована, кроме указаний вышестоящего начальства. Но ослушаться учитель не вправе, так как рискует попасть под норму статьи 278 КЗоТ РФ, которая сегодня дает возможность уволить любого сотрудника школы без каких-либо оснований.

Как показали многолетние наблюдения, в школе всегда были две категории педагогических работников: энтузиасты, готовые трудиться даже за мизерную зарплату ради великих идеалов педагогики, и люди, которым попросту больше некуда податься в поисках хоть какого-то заработка. Таких во все времена называли "урокодателями". И, если в советской школе такое процентное соотношение было примерно 70 на 30 в пользу энтузиастов, то в последние годы все изменилось с точностью до наоборот. Сегодня лишь 30% педагогов работают в школе по призванию, а 70% - попросту зарабатывают себе на хлеб.

Подобного рода положение дел не могло не отразиться на всей жизни школы. Она постепенно, медленно, но уверенно, стала превращаться из "светоча знаний" в "отстойник" с не самыми лучшими социальными показателями.

Весьма характерным в этом плане оказался недавно вышедший на телеэкраны фильм "Школа", в котором, как в зеркале, отразились сегодняшние беды российского образования.

Видимо, подобного рода положение дел побудило президента страны обратить сегодня на проблемы школы особое внимание. И именно это стало причиной подготовки, так называемой, "национальной инициативы" с довольно многообещающим названием "Наша новая школа".

Внимательно вглядевшись во все пункты "инициативы", любой здравомыслящий эксперт проголосует за них двумя руками. Особенно за параметры, связанные с повышением статуса, квалификации и заработной платы рядового учителя. Но тут же возникает законный вопрос: на какой правовой базе все это будет осуществляться? Будет ли эта "инициатива" подкреплена дополнительными нормативными актами или все покатиться по старым рельсам?

Кроме того, немаловажным является вопрос и о том, кто будет претворять в жизнь эту прекрасную "инициативу"? Для всех независимых экспертов давно уже абсолютно ясно, что перестроить мышление нынешних руководителей системы образования в России, основанное на фундаменте, заложенном американским советниками в процессе создания программы "Модернизации российского образования", невозможно.

Поэтому старый, но хорошо проверенный советский лозунг "Кадры решают всё!" выходит сегодня, как никогда, на первый план.

А именно эти руководящие кадры (начиная от министра образования и науки Андрея Фурсенко и кончая начальником любого районного управления образования), к огромному сожалению, являются сегодня главным фактором тормоза развития системы образования в нашей стране.

Нежелание и неумение перестроиться к новым условиям развития со стороны подавляющего большинства чиновников в сфере образования привели к тому, что вся система школьного образования постепенно может превратиться в то самое неприглядное зазеркалье, которое демонстрирует нам сегодня нашумевший сериал "Школа".

Только система четких и продуманных мер, направленных на подъем отечественного образования и науки могут сегодня привести к выходу нашего государства на принципиально новые рубежи инновационного развития. И простой школьный учитель может здесь стать главной ключевой фигурой.

Но для этого его надо освободить от мелочной опеки со стороны малокомпетентных чиновников, от унизительного социального статуса и нищенского материального состояния. В руки ему нужно дать отработанные государственные стандарты и все необходимое для качественного выполнения его исторической миссии по воспитанию и обучению будущих граждан своей страны.

Всё это сделать, конечно же, в рамках одного "Года Учителя" не возможно. Для этого потребуется значительное время и значительные бюджетные средства. И, конечно же, принципиальное изменение отношения к проблемам образования со стороны не только президента, но и всего руководства страны.


Сергей Комков - президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, академик, профессор

27.01.2010,
www.viperson.ru

Док. 619898
Опублик.: 27.01.10
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Комков Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``