В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актер Владимир Зельдин: Если человек сходит с дистанции раньше времени, значит, он не подготовился к марафону Назад
Актер Владимир Зельдин: Если человек сходит с дистанции раньше времени, значит, он не подготовился к марафону
10 февраля народному артисту СССР Владимиру Зельдину исполняется 95 лет, 65 из которых он провел на сцене Театра Российской армии. К юбилею Владимира Михайловича театр покажет новый спектакль-посвящение "Танцы с учителем" - ремейк легендарного "Учителя танцев", в котором мэтр вновь исполнит главную роль. Покорив не только сотни женских сердец, но, кажется, и само время, всенародно любимый Альдемаро предстанет перед зрителем в новом облике: Зельдин сыграет и станцует самого себя. Корреспондент "Известий" побеседовала с артистом накануне премьеры.

известия: В спектакле "Дядюшкин сон" театра "Модернъ" вы произносите известную реплику "Муж в дверь, а жена в Тверь". А вы ведь и сами - тверской?

Владимир Зельдин: Да, я родился в Козлове, теперь - Мичуринске, а детство прошло в Твери. Мы туда уехали, когда мне было года три. Поселились на Пролетарке - где текстильные фабрики стояли... Помню наш двор. Четырехэтажные дома, где жили инженеры, технические работники, забором заслоняли нас от окружающего мира. В этом дворе у нас и катки и горки были, всякие праздники, елки проходили. Но жили скромно: и с продуктами было сложно, пока не началась НЭП. Да, у меня возраст такой, что я много чего помню: Гражданскую войну, революцию, НЭП, коллективизацию, индустриализацию, Отечественную войну... В этом отношении, если говорить словами из песни, "мои года - мое богатство". Я считаю, все начинается с семьи, с климата в семье. У нас в семье детей было четверо: я, брат и две сестры, царствие им небесное. Отец - музыкант, мать - учительница. Отец не курил, не пил. И никогда не было высоких тональностей между родителями, споров громких, во всяком случае, я этого никогда не замечал... Всегда в доме звучала музыка, поскольку отец музыкант, дирижер, окончил Московскую консерваторию. Каждый из нас, детей, занимался на музыкальных инструментах. Я все попробовал: и рояль, и скрипку, и трубу; на трубе даже играл в оркестре Высшей пограничной школы под управлением Николаевского.

В моей группе занимался Вася Сталин, сыновья Микояна - хорошие ребята

и: Читала в ваших воспоминаниях, что в 15 лет вы принимали участие в параде на Красной площади?

Зельдин: Да, мы к тому времени уже переехали в Москву. В нашей 502-й школе на Воронцовской улице, ее сейчас уже нет, был замечательный педагог - майор Хлевинский, преподавал нам военное дело. Он всех так увлек - причем не только ребят, но и заведующую школы, - что по решению отдела просвещения наша школа стала военизированной. Нам пошили форму, и мы участвовали в параде на Красной площади. Тогда еще суворовцев не было, мы были первыми и страшно участием в параде гордились. Многие из нас потом решили поступать в военное училище. Я тоже хотел, да вот со зрением были проблемы - уже тогда носил очки. Зато волею судьбы я поступил в Театральное училище при театре им. МГСПС.

и: Параллельно с учебой в театральном училище вы занимались в манеже, и вам доводилось иметь дело с интересными людьми...

Зельдин: В моей группе занимался Вася Сталин, сыновья Микояна - очень хорошие ребята были. Мы проходили верховую езду, препятствия, вольтижировку... Там я получил значок "Ворошиловский всадник". С благодарностью вспоминаю, что в школе (при училище) были кружки: драматический, танцевальный, столярный... Все ученики в свободное время были задействованы, заняты чем-то помимо уроков и подготовки.

и: Какие у вас были отношения с Василием Сталиным - дружеские или чисто деловые по кружку?

Зельдин: Мы просто занимались в одной группе: здравствуй - до свидания. Никакой дружбы не было. Я был постарше. Такой немножко рыженький, с веснушечками, в военной форме - простая гимнастерка, фуражка, погон не было тогда еще. Очень скромный. Приходил - занимался - уходил.

и: Помните свое первое знакомство с театром? Когда пришли туда в качестве зрителя?

Зельдин: В Твери на Пролетарке был клуб, где крутили кинофильмы, в том числе иностранные. Мы ходили смотреть приключенческие картины. Это был и кинотеатр, и театр. Сюда на гастроли приезжали антрепризные труппы (в Твери не было своей драматической труппы). Папа дирижировал оркестром перед спектаклями, в антрактах. Я помню "Проделки Скапена" Мольера и "Ревизора" Гоголя. На меня, маленького мальчика, все это произвело большое впечатление - очень были зрелищные спектакли. Потом, когда я уже переехал в Москву, в школьные годы в театры не ходил - только в кинематограф, а телевидения как такового и не было. Много занимался спортом: лыжи, коньки - все было самодельным, денег на заводские не было. В театр я начал ходить только после поступления в театральное училище. Студенты могли бесплатно на галерке размещаться. Театральная жизнь была очень бурной. Так как школа была при театре, мы уже были в этой атмосфере, в массовых сценах участвовали, эпизодах, видели непосредственно репетирующих и играющих актеров, их отношение к театру.

Никто меня под ручки на сцену не ведет

и: Какой у вас костюм красивый висит в углу...

Зельдин: Это костюм из "Учителя танцев", жилетка и рубашка. Премьера спектакля состоялась в 1946 году, сразу после войны. Спектакль вошел в историю театра, сыграл я его более 1000 раз, шел более 40 лет, пользовался огромным успехом. После войны публика истосковалась по любви, красоте, той стихии, которая есть в произведениях Лопе де Вега - ведь это прекрасный романтический мир! Люди пришли в театр, а там эта музыка Крейна, красивые декорации, костюмы, прекрасные стихи, любовь - для них это все было необыкновенным счастьем, радостью.

и: Как родилась идея воссоздать спектакль сегодня?

Зельдин: Этот спектакль - посвящение единственному в мире военному Театру Красной армии. А также посвящение актерам, которые создали славу этому театру, великим мастерам, которые ушли... И, конечно, поскольку мне исполняется 95, это событие связано и с моим юбилеем. На 90-летний юбилей Юлий Гусман подарил мне спектакль "Человек из Ламанчи", а сейчас он же сделал подарок, возродив "Учителя танцев". Не хочу хвастать, но я не знаю в истории театра других примеров, когда актер в моем возрасте может выдерживать такую психофизическую нагрузку. Если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал. Я могу выходить на сцену, никто меня под ручки не ведет, я не забываю текст, не падаю... (Стучит по деревянному стулу, на котором сидит.) Конечно, работа идет очень трудно: финансовые проблемы, проблемы с декорациями, костюмами, со временем. Но я думаю, мы успеем - премьера назначена на 14 февраля.

и: Чем отличается ваша новая роль от роли Альдемаро в "Учителе танцев"?

Зельдин: На этот раз я играю самого себя. В память о своих коллегах, товарищах, из которых остался один... Являюсь своего рода режиссером-постановщиком этого спектакля "Учитель танцев", который был легендой, когда еще театром руководил Алексей Дмитриевич Попов - ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Попов считал, что спектакль этот - дань тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, и тем, кто с нее не вернулся. У нас вообще уникальный театр, как вы знаете: здание в форме пятиконечной звезды, большая сцена, зрительный зал, фойе, все проникнуто особенным духом... Я вот в этой гримуборной уже 65 лет сижу, понимаете? Ведь это вся жизнь...

Полностью материал читайте на сайте "Известия-Неделя"


09.02.10
Анастасия Яковлева
http://www.izvestia.ru/person/article3138337/index.html

Док. 620343
Опублик.: 09.02.10
Число обращений: 0

  • Зельдин Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``