В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Спасибо: Менеджер. Назад
Владимир Спасибо: Менеджер.
Автомобильная промышленность сильно пострадала от экономического кризиса. ВВП в 2009 г. снизился на 8,5%, а производство автомобилей - на 60%.

Правительство предпринимало попытки оказания помощи, включая повышение импортных пошлин, субсидирования экспортных контрактов, прямые бюджетные вливания АвтоВАЗу и пр.

АвтоВАЗ от банкротства спасли. Но это не улучшило управление, не обновило модельный ряд, не снизило издержки. Денег просили все больше и больше. В итоге руководство страны обратилось за помощью к Renault.

А вот группа "ГАЗ" разработала и реализовала удачную антикризисную программу. Проект по снижению издержек был запущен в группе в октябре 2008 года, а в июле 2009 года ключевые предприятия вышли на безубыточный уровень. При этом группа вдвое снизила количество сотрудников, но сумела избежать роста социальной напряженности.

Группа "ГАЗ" также договорилась о реструктуризации задолженности в размере 39 млрд руб. со всеми кредиторами, включая Альфа-банк. Кроме того, она первой опробовала новые маркетинговые шаги, к примеру льготное кредитование и программу обмена старых автомобилей на новые. ( autoNews.ru, 22.01.2010)

Госгарантии получила и компания "Соллерс" - на 5 млрд руб. для рефинансирования кредитов Сбербанка и ВТБ. Еще 5 млрд руб. компания получила от ВЭБа на строительство сборочного завода на Дальнем Востоке и на локализацию компонентов.

Как полагают, без госпомощи ни один из российских заводов не смог бы выжить, небольшие шансы уцелеть были бы только у "Соллерса" - наиболее современной и эффективной компании. ( Ведомости, 11 января 2010, http://autorambler.ru/journal/autobiz/11.01.2010/560956885/)

Авторитетный международный журнал Institutional Investor признал генерального директора ОАО "SOLLERS" (бывшее ОАО " Северсталь-авто") Вадима Швецова лучшим генеральным директором в российской промышленности. Эта номинация была определена по итогам проводившегося журналом опроса представителей более 230 мировых инвестиционных компаний, работающих на российском фондовом рынке. Самые успешные российские бизнес-лидеры в 2008 г. выбирались в 8 категориях, помимо промышленности это потребрынок, финансовые услуги, металлургия и горнорудная промышленность, нефть и газ, недвижимость, телекоммуникации и коммунальное хозяйство. (http://www.minprom.gov.ru/lenta/sverstal_auto/78).

Родился 30 августа 1967 г. в городе Череповец Вологодской области.

1986-1991: Череповецкий металлургический комбинат, рабочий; начальник отдела по работе с молодежью.

В 1992 г. окончил Московский институт стали и сплавов.

1993-1996: АОЗТ "Северсталь-Инвест", заместитель председателя правления, коммерческий директор; ОАО " Северсталь", генеральный директор ЗАО " Северсталь-Инвест";

1996-2000: депутат гордумы Череповца.

1997-2001: ОАО "Северсталь", зам гендиректора - директор по сбыту, первый зам гендиректора .

В 2001 г. получил степень МВА в бизнес-школе Университета Нортумбрия (Ньюкасл, Великобритания). www.rusmet.ru

2001: Ульяновский автомобильный завод, член совета директоров; Заволжский моторный завод (Нижегородская область), председатель совета директоров.

2002-2007.: "Северсталь-групп", первый заместитель гендиректора; "Северсталь-Авто", гендиректор; ( Ведомости, 22.02.2007)

В январе 2007 г. выкупил у Мордашова контрольный пакет акций ОАО "Северсталь-Авто" ( За рулем 2008/11).

ОАО "Северсталь-Авто" создано в 2002 г. для управления Заволжским моторным и Ульяновским автомобильным заводами, принадлежащим акционерам "Северстали". Холдингу принадлежало 75% акций ЗМЗ и 66% акций УАЗа.

УАЗ показался интересным как нишевой игрок, производящий полноразмерные внедорожники. У ЗМЗ был дифференцированный рынок сбыта (ГАЗ, ПАЗ, УАЗ), хороший инженерный потенциал.

Швецов показал себя мастером антикризисного и оперативного управления.

Оба завода терпели убытки, а основной продукцией УАЗа была устаревшая модель 3151. В 2004 г. рентабельность к" Северсталь-Авто" оказалась сравнимой с показателями японских концернов. А в 2006 г. оба завода принесли акционерам около $70 млн. чистой прибыли при выручке $1,2 млрд.

Разумеется, кризис внес свои коррективы. Чистый убыток автопроизводителя в 2008 г. составил $38 млн (против $102 млн прибыли, полученной в 2007 г.). Оптимизация численности персонала на 35% позволила ОАО "Соллерс" снизить убытки по итогам 2009 года.

Успех в докризисный период В.Швецов объяснял стечением обстоятельств - на ЗМЗ еще до приобретения были сделаны крупные инвестиции в создание нового семейства двигателей. Завод запустил более дорогое и конкурентоспособное семейство 406-х двигателей вместо устаревшего 402-го. УАЗ в 2004 г. вывел на рынок UAZ Hunter - более продвинутый продукт, чем старая модель.

На самом деле свою роль сыграл талант руководителя и опыт и знания специалистов. В 2004 г. "Северсталь-Авто" пригласила независимых директоров. Выбор пал на президента инвестфонда Kiuru Partners Сеппо Ремеза и бывшего вице-президента российского офиса General Motors Дэвида Хермана. Ремез - хороший специалист по аудиту. Дэвид Херман - лучший эксперт по российскому автомобильному рынку.

Серьезно занялись снижением издержек, используя корейские и японские подходы. Введена система just in time - то, что производится, сразу продается, без создания больших запасов. Внедрены элементы бережливого производства.

Голландская Gemco за год смогла снизить издержки металлургического производства ЗМЗ на 3%. Голландцы сделали на первый взгляд простые вещи: прежде машины часто простаивали, но в работе были все. Gemco вдвое снизило число работающих машин, но без простоя. И расход электроэнергии резко снизился. Этот опыт был тиражирован другие уровни производства.

Начался аудит материальных потоков, операций на конвейере. Этим на УАЗе занялась японская Sojitz.

Продуктивной стала передача неэффективного производства в управление профессионалов. Как и ж есткая реструктуризация.

На ЗМЗ производство подшипников скольжения выделено в отдельную единицу и продано японской компании "Дайдо метал".

УАЗ разделяется на сегменты с выделением компетенции. Например, по литью, по штамповке. Не только для себя, но и для других. По промышленной сборке. Сателлиты обслуживают сборочное производство и берут заказы на стороне. Для каждого подразделения найден покупатель-стратегический партнер.

В конце 2004 года, когда было подписано лицензионное соглашение с SsangYong, началась реализация новой стратегии " Северсталь-авто". Она должна была диверсифицировать бизнес компании - от сборки всех видов автомобилей до выпуска компонентов и создания собственной розницы.

Партнерство с SsangYong позволило создать завод на 80 тысяч автомобилей, с передовой технологией. Предприятие технологически безупречное и универсальное.

Швецов полагал, что закладывает фундамент роста минимум на десять лет. Холдинг "Северсталь-авто" первым зарегистрировался в ОЭЗ промышленно-производственного назначения "Алабуга" в Татарстане (как только ее открыли в 2006 году) и построил там два завода. Швецову нравится то, как в Татарстане поддерживается предпринимательская инициатива.

ОАО "Соллерс" стремится быть лидером на рынке внедорожников.

Перед УАЗом поставлена задача вывести на рынок внедорожник UAZ Patriot и создать его экспортную модификацию.

Через марку УАЗ реализуется концепцию больших утилитарных вседорожников. Также, учитывая растущую роль сегмента доступных массовому потребителю автомобилей, в рамках уазовской линейки моделей будет создаваться бюджетный продукт с внедорожным потенциалом. (Вадим Швецов: Ситуация открывает новые возможности. / За рулем 2008/11).

В рамках УАЗа ведутся активные маркетинговые исследования, с целью формирования наборов опций для конвейерной комплектации. Это позволит от 3 опций перейти до 20-25.

Альтернативная стратегия - массовое производство продуктов с низкой себестоимостью и максимально привлекательных по цене, но с наименьшим различием по комплектациям.

Проект с Ssang Yong по сборке внедорожника Rexton стартовал осенью 2005 г. Переговоры велись со всеми корейскими производителями - наиболее агрессивно развиваются, для них российский рынок являлся стратегическим.

Ssang Yong - единственная из компаний, которая предоставила новый продукт - Rexton, лидер продаж в Корее. Корейский покупатель требователен. В стране довольно жесткая конкуренция между Kia, Hyundai и Ssang Yong. Они конкурируют за нишу на рынке, поэтому быть лидером по продаже внедорожников в Корее непросто. Ssang Yong проводит экспансию на другие рынки, и ей нужен был партнер для российского рынка..

Предполагается локализовать основные элементы Rexton. В частности унифицировать базы Rexton и UAZ. Это создаст дополнительные возможности с точки зрения снижения себестоимости.

С Ssang Yong у ОАО " Соллерс" подписано соглашение об эксклюзивном дистрибьюторстве Rexton на территории России. ОАО "Соллерс" взяло на себя часть инвестиций, связанных с продвижением марки, работой с дилерами, организацией шоу-румов и складов запасных частей.

Есть планы по лицензионному производству и сборке других машин Ssang Yong.

ОАО " Соллерс" концентрируется также на сегменте коммерческого транспорта (легкие коммерческие автомобили, грузовики, автобусы, надстройки), с созданием ноу-хау.

В самый разгар кризиса начал осуществляться перевод производства джипов SsangYong и грузовиков Isuzu из Татарстана на Дальний Восток. На предприятии во Владивостоке будут выпускаться внедорожники SsangYong, грузовики Isuzu, легкие коммерческие автомобили Fiat Ducato (Вадим Швецов: "Мы ползем по дну". 30 сентября 2009. http://www.business-gazeta.ru/article/15073/17).

В легковом сегменте наиболее приемлемой представляется форма регионального представительства крупного международного производителя. С мощностями для сборки.

11 февраля 2010 г. ОАО " Соллерс" и Fiat подписали соглашение о создании совместного предприятия (50% на 50%) мощностью до 500 тыс. автомобилей в год на базе платформ Fiat-Chrysler под названием compact-wide. Всего в рамках СП будет выпускаться девять новых моделей (классы C, D, SUV и классические джипы).

ОАО "Соллерс" возьмет на себя организацию производства, с увеличением сборочных мощностей в Набережных Челнах с 75 тыс. шт. в год до 500 тыс. к 2016 году. Предполагается, что двигатели и трансмиссии будут выпускаться в промзоне " Алабуга".

Деньги на проект могут предоставить ВЭБ и ВТБ.

Соглашения о намерениях по созданию двух СП стороны подписали еще в июне 2008 года: первое - по производству модели класса С FIAT Linea объемом 50 000 автомобилей в год и дистрибуции автомобилей Fiat, второе - по производству дизельного двигателя Fiat Powertrain Technologies F1A на производственной площадке ЗМЗ, входящей в группу Sollers.

Специалисты отмечают, что у ОАО " Соллерс" слаженная и масштабируемая бизнес-модель, в то время как АвтоВАЗу не сжаться до "базовой правильности".

Renault-Nissan , партнер АвтоВАЗа, считается более сильным игроком, чем Fiat. Но их шансы уравниваются проблемами АвтоВАЗа. (Елена Костякова. Проект "Набережные Челны" - как убить АвтоВАЗ. http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2010/02/).

Можно напомнить, что еще летом 2006 г. было объявлено о том, что концерн FIAT может стать технологическим партнером ОАО АвтоВАЗ, который намеревался купить автомобильные платформы классов А и В и создать СП по производству двигателей. ( АвтоВАЗ вошел в историю. 20.06.2007 08:51 ` ИД " Коммерсантъ"). Но не получилось.

ЗМЗ Швецов называет жемчужиной в портфеле проектов "Северсталь-авто" -здесь создан центр компетенций по силовым агрегатам. Помимо развития собственных бензиновых и дизельных двигателей (514-й дизель ЗМЗ устанавливается почти на половину всех машин UAZ Hunter. Переводится на стандарт "Евро-3" для установки на всю продукцию УАЗа, а возможно, и на продукцию ГАЗ) на базе ЗМЗ создано СП с FIAT Powertrain Technologies по производству дизеля F1A для Ducato. Этот же дизель пойдет и на внедорожник UAZ Patriot. Ведется работа по адаптации бензиновых двигателей, в частности ЗМЗ-406, к нормам Евро-4. ( http://www.zr.ru/a/16730/).

По мнению Швецова, успех на российском автомобильном рынке возможен, если производить все, чего на нем нет. Заниматься локализацией, запускать проекты по производству комплектующих с помощью международных поставщиков. Соединяя иностранных производителей компонентов с потенциальными российскими поставщиками сырья и материалов. ( К автопрому - по бездорожью. Вера Краснова, Алексей Грамматчиков. "Эксперт" N44(585) / 26 ноября 2007).

В компонентном бизнесе возможны разные формы - собственный бизнес, СП.

Мировые производители ограничивают собственные компоненты в основном двигателем. Иногда трансмиссией, коробкой передач - дальше обычно не идут, справедливо полагая, что производители компонентов должны иметь какой-то предпринимательский простор.

Налажено сотрудничество УАЗа с корейскими производителями коробок и сидений. Большинство опций будут одинаковые для УАЗа и для моделей "SsangYong".

В особой экономической зоне "Алабуга" в рамках СП с итальянской компанией будет производится штамповка для проектов Ducato, Isuzu, для ЗМА.

Создается парк поставщиков сидений, выхлопных систем, деталей интерьера и экстерьера.

Интересен бизнес сервиса и продаж. С инвестициями в собственную дилерскую сеть по всей стране. В производственном цикле средняя EBITDA 3-5%, а в сервисе -10%.

Дилер в основном живет не на продаже машин, а на сервисе и запчастях. Которые в данном случае будут собственными.

Швецов полагает, что эта сфера развивается однобоко: делаются точки продаж, а о точках сервиса забывают, хотя точек сервиса должно быть как минимум в два раза больше, чем мест продаж. А по грузовикам - даже в три раза. Идея заключается в том, что клиенту будет предлагаться обеспечение логистики, с ценой за километр.

Упор делается на то, чтобы производственные мощности, дилерская сеть были максимально гибкими и перестраиваемыми.

Швецов сформировал хорошую команду. Растет компания - растет личное благосостояние членов команды. Важен элемент сопричастности, когда не просто руководство проектом, а участие в бизнесе. Это разное поведение, разная философия, которая отличает акционера от проектного менеджера.

Швецову по душе японская идеология бизнеса с точки зрения закрепления людей.

Нужно придумывать много всяких стимулов, не только материальных, но и моральных - для того, чтобы люди оставались в компаниях. (Вадим Швецов: Ситуация открывает новые возможности. Петр Меньших. За рулем. N11. 2008).

А что же группа "ГАЗ"?

Глава " Рособоронэкспорта" в свое время считал объединение " АвтоВАЗа" и ГАЗа "политически правильным решением". (Юлия Федоринова. Глеб Столяров/Ведомости, 02.05.2007). На что Олег Дерипаска отвечал, что слияние двух крупнейших российских автопроизводителей (в 2006 г. " АвтоВАЗ" продал 724 000 автомобилей, выручка за девять месяцев 2006 г. - 112 млрд руб.; выручка группы "ГАЗ" в 2006 г. превысила 116 млрд руб.) нереализуемо. "Меня никогда не интересовал " АвтоВАЗ". Чтобы заниматься пассажирским автомобилестроением в России, надо чувствовать большой интерес к нему. Мы столкнулись с этим на заводах группы "ГАЗ". Это слишком сложное производство, и, чтобы догнать иностранцев, нужно много усилий".

В 2006 г. был приобретен LDV (продан в 2009 г. в связи с кризисом) - британский производитель фургонов и микроавтобусов Maxus. Maxus должен был стать в сегменте легкого коммерческого транспорта дополнением к "Газели".

Были даже сообщения, что "ГАЗ" проявлял интерес к приобретению " Лендровера" и "Ягуара" ( Олег Дерипаска собирается купить "Ягуар" и " Лендровер". 28 июл. 2007 г. - РИА Новости). Эту идею связывали с Мартин ом Личем (с 2005 года возглавлял консалтинговую компанию Magma, до этого был управляющим директором Mazda, президентом европейского Ford и Maserati. С июля 2006 года руководил LDV), возглавившим дочернюю компанию ГАЗа - GAZ International.

Председателем правления группы "ГАЗ" стал швед Эрик Эберхардсон (в недавнем прошлом один из топ-менеджеров Volvo. Помимо него "ГАЗ" переманил к себе многих других менеджеров шведской компании), а пост финансового директора занял бывший топ-менеджер Ford Дэвид Эггерс.

В 2007 г. совет директоров канадской автомобилестроительной корпорации Magna International одобрил сделку с "Русскими машинами" по продаже пакета акций Magna за $1,54 млрд и право ввести 6 представителей в совет директоров компании. (Дмитрий Муравьев. Канадцы одобрили план Дерипаски. /Взгляд. 26 июля 2007 г. "Русские машины" соберут в Канаде. / Взгляд. 10 мая 2007 г.).

Magna International - одна из крупнейших компаний по производству автомобилей и автокомпонентов.. Ее дочерняя компания Magna Steyr, не обладая собственной маркой, собирает BMW X 3, Mercedes E - Class 4 Matic и G - Class , Saab 9-3 Convertible , Jeep Grand Cherokee и Commander , Chrysler 300С, Voyager и Grand Voyager . В 2005 г. объем производства Magna составил 230,5 тыс. автомобилей.

В 2006-2007 гг. Magna продавала автокомпонентов на $24 млрд ежегодно.

Magna сотрудничает с Ford, Toyota, GM, Honda, Volkswagen, Porsche, DaimlerChrysler и др .

Magna рассматривала возможность строительства завода автокомплектующих под Калугой для концерна Volkswagen (выпуск 150-200 тыс. комплектов в год)..

Сотрудничество с Magna International могло позволить группе ГАЗ занять прочные позиции в производстве автокомпонентов, с опорой на Поволжье. (Денис Квасов. Объединить усилия/ "Эксперт Волга" N 29 (69)13 августа 2007).

Magna и ГАЗ едва не стали собственниками Opel ( Сергей Сумленный. О p el будет русским? "Эксперт Online"/22 мая 2009). Участие в проекте могло позволить "Русским машинам" создать стратегический альянс с Magna. До октября 2008 года "Русским машинам", контролирующим группу ГАЗ, принадлежало 20% акций Magna, которые были переданы BNP Paribas в результате margin calls.

ГАЗ вложил $150 млн в покупку у компании Chrysler двух технологических платформ и оборудования для производства Volga Siber. Эти линии стоят, и загрузив их производством одной-двух моделей Opel, ГАЗ мог компенсировать свои затраты. ("Эксперт Online "/20 мая 2009, 20:05.Любая "Волга" станет "Опелем").

Эксперты риски этого проекта видели в самой попытке ГАЗа закрепиться в сегменте легковых автомобилей. ГАЗу нужно сосредоточиться на том, что перспективно - это коммерческие грузовики и автобусы, - и забыть про все амбиции в пассажирском сегменте.

Словом, " Соллерс" действует точнее, методичнее, успешнее.

В отчете PricewaterhouseCoopers "Глобальный автомобильный финансовый обзор" за 2004 г. (подготовлен с участием руководителей General Motors, Volkswagen AG, DaimlerChrysler AG, Renault SA, Fiat SpA, Ford Motor Company, Goodyear Tyre & Rubber Company, Peugeot, Citroen SA и др.) главным залогом успеха в отрасли названы инновации. Инвестиции производителей в исследования и разработки составляют от 3,24% до 5,26% от общих доходов. Больше всего средств в НИОКР вкладывают Honda Motors Co., BMW Group и Renault SA.

Резкое снижение пошлин на ввоз автокомплектующих, при замороженных (но достаточно высоких) пошлинах на ввоз новых иномарок заставило мировых автопроизводителей пойти на строительство сборочных предприятий на территории России. Общий объем инвестиций в промышленную сборку автомобилей составил порядка $1,8 миллиарда.

Неизбежное оживление российского авторынка усилит конкуренцию на нем.

И есть все шансы выстоять в этой конкуренции у В.Швецова и его команды.

18.02.2010 г.

Viperson.ru

Док. 620712
Перв. публик.: 18.02.10
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 0

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``