В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Интервью с Сергеем Рощей: Организация информационной безопасности Назад
Интервью с Сергеем Рощей: Организация информационной безопасности

Интервью с Сергеем Рощей: Организация информационной безопасностиБеседу вела Ольга Гороховская

16 января 2006 года в Министерстве обороны Российской Федерации вышел утвержденный главой оборонного ведомства документ с интересным и многообещающим названием "Инструкция по организации работы с представителями средств массовой информации в Вооруженных Силах Российской Федерации".

В статье 2 этой Инструкции записано: "Руководящие должностные лица Вооруженных Сил обязаны информировать в установленном порядке граждан, общественные организации, представителей средств массовой информации, российскую и зарубежную общественность о строительстве Вооруженных Сил, повседневной жизни и деятельности войск (сил) в пределах своей компетенции и принимать соответствующие меры по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации".

До выхода этого документа в 2003 году была введена военная должность помощника командующего объединением ВВС и ПВО по связям с общественностью и средствами массовой информации, а с 30 декабря 2005 года должность переименовали в помощника командующего объединением ВВС и ПВО по информационному обеспечению.

По результатам проведения оптимизации структуры Вооруженных Сил Российской Федерации в объединении ВВС и ПВО функции по информационному обеспечению оставили, но только на гражданских рельсах.

Именно на эту тему мне бы хотелось поговорить с гостем нашего портала - Сергеем Алексеевичем Рощей - начальником службы информации и общественных связей Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны об информационном обеспечении, информационной поддержке и информационной безопасности деятельности объединения ВВС и ПВО в современных условиях.


О.Г.: Сергей Алексеевич, имеет ли сегодня юридическую силу действие Инструкции от 16 января 2006 года, утвержденной еще Министром обороны Российской Федерации Сергеем Борисовичем Ивановым?

С.Роща: Да, имеет, этот документ никто не отменял. Но сегодня эта Инструкция работает в другой эпохе, а значит, и требования другие. К примеру, в статье второй теперь лучше записать так: "Руководящие должностные лица Вооруженных Сил должны принимать соответствующие меры по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения, а также обязаны информировать в установленном порядке граждан, общественные организации, представителей средств массовой информации, российскую и зарубежную общественность о строительстве Вооруженных Сил, повседневной жизни и деятельности войск (сил) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации". Это как раз тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма меняется.

О.Г.: А с чем это связано и что повлияло на такие предлагаемые выводы, или это пока неофициальное введение цензуры в наших Вооруженных Силах?

С.Роща: О цензуре пока говорить рано, а чтобы о ней не говорить вообще, то всегда необходимо знать предмет разговора, и как бы выразится точнее, не бояться уметь пройти по лезвию ножа и всегда быть готовым ответить за принятое решение.

Во времена Сергея Иванова шло настоящее информационное соревнование между видами Вооруженных Сил, а также внутри, например, Военно-воздушных сил между объединениями, как в количественном отношении, так и в качественном.

С приходом Министром обороны Российской Федерации Анатолия Эдуардовича Сердюкова такого соревновательного пыла нет. Это как раз тот случай о роли личности в истории, когда человек смог установить свои правила игры не кому-нибудь, а четвертой власти, он меньше общается с прессой, и больше внимания уделяет практическим делам.

Поэтому и появилось больше материалов негативного вектора направленности о Вооруженных Силах, где почти в семидесяти процентах глава оборонного ведомства является главным героем. Со стороны Анатолия Эдуардовича здесь очевидно просматривается сознательный вызов огня на себя, чего не было во времена Сергея Борисовича.

Вот что касается защиты государственной тайны, то по большому счету, сегодня в нашем объединении ВВС и ПВО в тех местах, где есть возможность делать красивые сюжеты о повседневной деятельности воинских частей, значимых секретов, способных нанести ущерб военной мощи России, нет.

А вот когда в войска начнет поступать новая военная техника, тогда уже будет другой разговор.

В связи с этим, сегодня не надо терять время, и с помощью средств массовой информации в Вооруженные Силы необходимо привлечь умные кадры из числа молодежи, которые смогут работать на новой военной технике.

И надо спешить, пока эти умные головы школьного возраста не заберет к себе, например, часто упоминаемое в последнее время, со слов Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, ведомство Рашида Нургалиева.

О.Г.: Так в чем же главная суть вашей деятельности, где необходимо, как вы говорите, не бояться уметь пройти по лезвиюножа и всегда быть готовым ответить за принятое решение ради достижения результата положительной направленности?

С.Роща: Для этого необходимо определить фундамент, на котором будет возводиться твой дом под названием результат положительной направленности.

Фундамент для работы времен Сергея Иванова давал возможность показывать результат, и он отображался на страницах новостей Министерства обороны и видов Вооруженных Сил, на экранах телевизоров и так далее.

Современный фундамент он уже другого порядка, во-первых, информационная структура уровня объединения ВВС и ПВО уже гражданского облика, да и название сменилось, начальник службы информации и общественных связей.

Во-вторых, вопросы информационной безопасности полностью перешли в ведение службы защиты государственной тайны, а это очень хорошо, так как все лишнее, что не должно попасть на экран телевизора, обязаны убирать они. В этом случае ответственности для меня меньше, и тебе никто не предъявит обвинение, что ты враг своего Отечества. Главное, что требуется от меня, так это на основании имеющегося разрешения на репортаж необходимо своевременно предупредить службу защиты государственной тайны, вот и все, а дальше работа на результат.

Вот в таких условиях стараюсь больше показывать людей нижнего звена, военнослужащих по призыву и молодых офицеров. Теперь намного реже на экранах телевизоров мелькают лица командиров воинских частей, и не потому, что они плохие. А потому что школьники, которым предстоит идти служить в армию, должны своими глазами видеть свое возможное будущее, и что лучше, чем войска Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, в России нет, и надо идти служить именно в эти войска.

Это означает еще и то, что лучше идти учиться в военные учебные заведения ВВС и ПВО, которые в России считаются элитными.

Уже сегодня главное, о чем должны задуматься руководители оборонного военного ведомства, особенно Военно-воздушных сил, так это об умной, способной и здоровой молодежи.

Старт уже дан в виде авиационного комплекса Т-50, зенитной ракетной системы С-400 и современных автоматизированных радиолокационных комплексов.

Кто на них будет летать, кто стрелять и кто определять "свой-чужой", а в итоге, кто сохранит и преумножит деньги налогоплательщиков Российской Федерации, эту задачу и предстоит решить.

Ведь простого "Ваньку с тремя классами образования" уже к этой современной военной технике никак не пришьешь. По этому поводу очень правильно сказал Премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин.

О.Г.: Что больше всего не нравиться в такой организационной информационной работе?

С.Роща: Окружающие меня люди, за исключением друзей, иногда считают, что все средства массовой информации мне платят деньги за то, что я организовываю для них репортажи. Хотя, если говорить честно, то наоборот, это военным организациям необходимо платить тем же средствам массовой информации за те репортажи положительной направленности, которые они делают о деятельности воинских частей. И еще, это хорошо, что по статистике из всех корреспондентов, например из тридцати человек мужского пола только один прошел службу в армии, поэтому многие нюансы военной службы не знают. Приходится объяснять, чтобы сюжет получился в наших, военных интересах.

В моей шестилетней практике еще не было ни одного случая, чтобы мне предложили деньги за какую-нибудь информацию. Тут все зависит от принципа организации работы. Для меня, чем больше представителей средств массовой информации приедет на информационное мероприятие, тем лучше. Эксклюзивной информации у меня нет.

Я приглашаю всех и сразу!

Вот для примера, Юлия Немая, конькобежный спорт, находится в составе Олимпийской команды в Ванкувере, родилась в Хабаровске. Она прапорщик, проходит военную службу в нашем объединении ВВС и ПВО. Информационный повод простой, перед телевизором в семь часов утра в комнате досуга сидят солдаты, военнослужащие по призыву, и смотрят конькобежный спорт, прямая трансляция по Первому каналу, где их однополчанка прапорщик Юлия Немая будет бежать дистанцию пятьсот метров.

Для проведения информационного репортажа приехали все телекомпании, какие только есть в Хабаровске. Но "прикол" всей этой ситуации получился в другом направлении, и очень даже неожиданный. В комнате досуга для военнослужащих по призыву установили самый современный телевизор, принимающий информацию множества телевизионных каналов через спутник, кроме Первого канала, Останкино.

И вот, по времени начала репортажа включаем телевизор, а Первый канал не показывает!

Хорошо, что разработчики этого супер телевизора оставили стандартное гнездо для антенны, куда тут же воткнули обычный провод, где увидели черно-белое изображение, а там прочитали, что Юлия Немая бежит в восьмом забеге, то есть пятнадцать минут для установки антенны еще есть.

Быстро нашли обычную комнатную антенну, выбрали для нее место, где на экране телевизора лучшая картинка, и давай болеть за Юлию Немую. Только вот антенну солдаты держали каждый по пять минут, пока работали телевизионные операторы.

Сюжеты получились красивые, эмоциональные, и у каждой телекомпании своя композиция.

Жаль, что во втором забеге Юлия Немая на крайнем вираже упала и осталась без медали, но все равно мы ее любим и ждем. Потому что она наша представительница от Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных Сил и противовоздушной обороны, не где-нибудь, а на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере.

О.Г.: Но ведь есть же аварии, катастрофы, гибель людей и так далее так называемые чрезвычайные ситуации, как быть с информатизацией общества в этом случае?

С.Роща: Тут уже вступает в силу алгоритм действий правоохранительных органов.

Для примера возьмем авиационную катастрофу Су-27 под Комсомольском-на-Амуре. Там погиб военный летчик. В такой ситуации лучше информацию дать сразу и для всех средств массовую информацию одинаковую, без разглашения тайны следствия.

Если этого не сделать, то начнутся версии различных ситуаций и вариантов. Как в том случае, когда появилась совершенно нереальная информация об угоне самолета за границу.

А что касается денег, то нельзя зарабатывать денежные средства на чужом горе. Так что, во-первых, подобные обвинения о получении денег от средств массовой информации под собой не имеют никаких оснований. А во-вторых, никогда не надо попадать в такую зависимость от "черных денег", иначе потом выплыть будет очень тяжело.

О.Г.: И какая же основная польза от деятельности специалистов по информации в оборонном ведомстве?

С.Роща: Основная польза одна, эмоциональная. Не хотелось бы говорить здесь стандартные фразы о патриотизме, любви к Родине, силе духа, борьбе за идеалы и так далее. Все это вторичное, а необходимо смотреть в корень.

О.Г.: Тогда как здесь, в эмоциональном плане, увязать вместе в один общий корень информационное обеспечение, воспитательный процесс по принципу замполитов, политруков, комиссаров и религию?

С.Роща: Да, правильно, все три направления стараются поставить рычаг своей деятельности на моральный разрез, так сказать, давить на психологию военного человека, за счет силы духа, и, используя имеющиеся виды оружия победить врага.

Но чтобы правильно рассчитать возможность достижения требуемого результата, необходима определенная социальная база со своей государственной идеей.

Идеальной такой базой всегда будет являться идея о достижении социального равенства населения в государстве, где нет большой разницы в делении на богатых и бедных, а значит, для этих целей нужен хороший оратор. История уже имеет такой пример достижения эмоционального успеха в движении к социальному равенству благодаря ораторским способностям. Это Лев Троцкий. Лучше него никто и никогда не воплощал идеи социального равенства, используя эмоциональное состояние людей. Только вот жаль, что на практике идеи о социальном равенстве воплощали уже другие люди. Видные политические деятели советской эпохи Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и другие основывались на своем личном эгоизме, в итоге привели Советский Союз к надвигающимся славянским войнам.

Сегодня в России такой базы социального равенства нет. Поэтому крен взят в сторону православной веры, то есть будут направлять в войска священнослужителей.

Поэтому уже можно смело говорить о том, что в России появился все-таки новый Лев Давыдович Троцкий с такой же силой эмоционального притяжения. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сам того, не подозревая, в своей православной деятельности больше напоминает тех же замполитов, политруков и комиссаров времен Льва Троцкого. Уж очень много информационного политизированного шума со стороны уважаемого всеми патриарха.

И вот представьте себе ситуацию, что в войска придут непрофессионалы в полном смысле этого слова для поднятия морального духа солдат. Почему непрофессионалы? Да потому что советский институт замполитов, политруков и комиссаров развалили, а нового ничего не создали. И тут единственный выход спасения в лице патриарха Кирилла в государственном масштабе. Честно говоря, это будет очередной утопией.
Вот поэтому и нужна умная политика деятельности в информационном обеспечении ратного труда наших военных людей, современных защитников Отечества.

И как бы там не говорил патриарх Кирилл о свершившемся чуде в достижении победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны, его слова больше похожи на очередную сказку. А это чудо, которое называется мобилизацией всех душевных сил солдат для достижения победы над врагом, ежедневно совершали замполиты, политруки, а по-прежнему комиссары, которые своим личным примером вели в атаку своих бойцов, и погибали героями.

Вы думаете, священнослужители поведут в атаку солдат, если этого потребует обстановка, конечно нет.

Пока в нашем государстве есть неоценимый опыт достижения побед над врагом именно благодаря моральной составляющей наших солдат времен второй мировой войны, и если мы этот опыт используем, то все будет хорошо.

Большого ума не надо, чтобы определить, что Лев Троцкий свои идеи социального равенства брал из Библии, но говорил современными на те дни словами.

Сегодня такое превращение мы видим в Русской Православной Церкви. Складывается такое ощущение, что в нашей главной епархии забыли о соблюдении тишины при общении.

Для того чтобы в войсках русский дух победы остался, работу по его сохранению и преумножению должны делать профессионалы. А их не так уж и много.

Так что сегодня нет единства между информационным обеспечением, религией и воспитательным процессом. Возникла ситуация из басни Андрея Крылова, где главные герои Лебедь, Рак и Щука.

Но будет плохо, если нас в этом информационном направлении опередят наши вероятные противники, например, Североатлантический блок, и займутся моральным спадом наших солдат.

Что касается информационного обеспечения, то очень сложно будет свести в одно целое представителей религии и воспитательных структур, и это немыслимое занятие. Как только дело дойдет до поля боя, видимое единство их совместных действий останется только на бумаге.

Сегодня трудно указать правильный путь, потому что таких вариантов в истории не было. Да и людей, занимающимися такими проблемами тоже трудно найти. Для России это глобальный и пока неразрешимый вопрос свести воедино религию и военный воспитательный процесс. А что касается работы по информационному обеспечению, то здесь шанс для творчества есть.

О.Г.: Так каким должен быть гражданский человек, чтобы профессионально заниматься такой работой, как информационное обеспечение деятельности объединения ВВС и ПВО?

С.Роща:
Во-первых, опыт военной службы минимум двадцать календарных лет, знать вооружение и военную технику, их краткие технические характеристики, боевое применение, разбираться в вопросах военной педагогики и психологии.

Во-вторых, уметь работать с современными фотоаппаратами и видеокамерами, монтировать видеосюжеты и фильмы, осуществлять показ с помощью современной проекционной аппаратуры.

В-третьих, по языкознанию, стилистика и литературное редактирование текстов.

В-четвертых, честность, с небольшой долей творческой выдумки.

Тогда будет успех. Для примера, за неделю накануне Дня защитников Отечества из девяти сюжетных тем получилось 30 телевизионных репортажей. И везде рассказ о военных людях, несущих на своих плечах основной груз ответственности за порученное дело.

О.Г.: Если один человек будет все это делать, думаю, у такого "универсала" должна быть высокая заработная плата?

По приказу Министра обороны N 90 получается всего около двенадцати тысяч рублей в месяц. Плюс военная пенсия, но это уже сюда не должно считаться.

Многие хотели бы остаться работать гражданскими специалистами на своей бывшей военной должности, но маленькая зарплата делать это не позволяет.

А в итоге Вооруженные Силы теряют настоящих профессионалов.

Те, кто приходят работать со стороны, долго не задерживаются, и здесь возможна утечка информации, так что получается замкнутый круг не только для службы защиты государственной тайны, но и для всего оборонного ведомства.


24.02.2010,
www.viperson.ru



ulduz.su

Док. 620793
Перв. публик.: 24.02.10
Последн. ред.: 05.06.13
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Иванов Сергей Борисович
  • Сердюков Анатолий Эдуардович
  • Роща Сергей Алексеевич
  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``