В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Рейтинги университетов. Место МГИМО (У) среди ведущих университетов мира Назад
Рейтинги университетов. Место МГИМО (У) среди ведущих университетов мира

Рейтинги университетов. Место МГИМО (У) среди ведущих университетов мира

Известно, что место того или иного государства в мире сегодня во многом определяется уже не традиционными критериями: величиной ВВП, превосходством в военной мощи или финансовыми ресурсами, - а качеством человеческого капитала. В свою очередь, одним из важнейших критериев человеческого капитала является качество образования, которое предопределяется лидирующими позициями ведущих национальных университетов на международном уровне. Высокие места в наиболее популярных международных университетских рейтингах становятся своеобразной визитной карточкой для любого университета, поскольку на эти рейтинги ориентируется все больше абитуриентов и инвесторов как внутри страны, так и за рубежом. Таким образом, позиция государства в мире во многом зависит от позиции, занимаемой его ведущими университетами.

Объективная оценка такой позиции крайне важна, ибо она дает представление не только о состоянии образования в стране, но и в более широком контексте - о состоянии национальной безопасности. Поэтому проблема критериев и рейтингования выходит далеко за пределы собственно проблемы оценки качества университетов или даже национального образования.

И здесь-то мы, в России, оказались перед принципиально новыми для нас проблемами адекватной оценки и рейтингования национальных университетов уже на международном уровне, ибо собственные оценки (которые и прежде имели для нас малое значение) перестали выполнять свою функцию.

Сегодня существует, как минимум, две весьма спорные точки зрения в российской элите и образовательном сообществе о месте российского образования вообще и университетов, в частности. Не секрет, что многие, в том числе и во властной элите, считают, что российское высшее образование перестало быть конкурентоспособным. Иногда даже говорят о необходимости его принципиальной замены некими новыми структурами, будто бы доказавшими свою эффективность. В качестве примера приводятся относительно низкие рейтинги, занимаемые российскими университетами в мировом `табели о рангах`. В том числе речь идет и о МГИМО(У), который включается лишь в третью или даже четвертую сотню ведущих университетов мира.

Между тем у нас есть серьезные аргументы против подобной точки зрения, которые мы попытаемся сформулировать в этой статье. Для начала попробуем сравнить, например, МГИМО(У) c двумя `безусловными` лидерами мировых университетских рейтингов - Принстонским и Гарвардским университетами, - стабильно занимающими 1 - 3 места в мировых рейтингах. Понятно, что критерии нередко выбираются западными экспертами произвольно. Но еще хуже то, что эти критерии очевидно субъективны и не отражают ни специфики университетов, ни национальных особенностей образования.

Между тем именно сравнение этих трех университетов возможно и (при всех условностях) даже необходимо. Прежде всего, потому, что по своей численности и элитарности они вполне сопоставимы, как и по своему влиянию на формирование национальной элиты и уровня гуманитарного знания в стране. Конечно, у них есть и два принципиальных различия: история американских университетов насчитывает сотни лет, а МГИМО - 65 лет. Да и по масштабам финансирования разрыв между ними отличается в сотни раз. Однако если внимательно посмотреть на отдельные показатели по трем университетам, то между американскими университетами и МГИМО(У) можно увидеть не только огромные различия, но и схожие черты (см. сводную таблицу основных рейтинговых показателей для университетов).

Сводная таблица основных рейтинговых критериев для университетов

NПоказателиПринстонский университет,СШАГарвардский университет,СШАМГИМО(У),Россия
1.Соотношение преподавателей и студентов5 : 17 : 14,6 : 1
2.Количество студентов, бакалавров и магистрантов (тыс. чел.)4,9 -  бакалавры2,0 - магистры6,7 - бакалавры12,5 - магистры4,0 - бакалавры2,0 - специалисты и магистры
3.Количество аспирантов (тыс. чел.)1,913,00,5
4.Количество специальностей344511
5.Конкурс при поступлении1 : 9,61 : 131 : 9
6.Объем эндаумента (млрд. долл)16,034,90,03
7.Количество печатных работ (тыс. ед. в год)2,3~ 10,0~1,0
8.Доля иностранных студентов (%)20%20 %~20%
9.Количество изучаемых официальных языков174053
10.Годовые расходы (млрд. долл)---3,00,05
11.Стоимость обучения (тыс. долл)47,443,67,0 - 10,0
12.Расходы на науку (млн. долл)140,0более 600~1,0
13.Место в рейтинге веб-сайтов вузов (данные `Вебометрикс` - январь 2010 г.), в т.ч.:   
 В мире (World Rank) -4011456
 В регионе(Continent Rank) -37174
 (1) Размер сайта, общее число страниц на сайте (Size)7421444
 (2) Число гипертекстовых ссылок на сайт с других ресурсов, преимущественно академических (Visibility) 2531926
 (3) Число размещенных на веб-сайте файлов для скачивания в форматах .pdf (Adobe Acrobat PDF), .ps (Adobe Postscript), .doc (MS Word) и .ppt (MS PowerPoint) (Rich files)  66202101
 (4) Количество размещенных на сайте научных публикаций преподавателей и сотрудников вуза и ссылок на публикации (Scholar)1361903

Как видно из этих сравнений, по основным критериям МГИМО (У) вполне сопоставим с двумя лидерами в университетских рейтингах. Более того, по некоторым критериям даже опережает.

Также, можно констатировать, что несмотря на значительно более низкую плату за обучение (в 5 - 6 раз), расходы на науку (сотни раз!) и расходы университетов в целом (почти в сто раз), качество образования в МГИМО не уступает качеству образования в Принстонском и Гарвардском университетах, то есть по критерию `стоимость - эффективность` МГИМО(У) опережает американские университеты. Об этом свидетельствует, например, то, что доля выпускников МГИМО в элите страны вполне сопоставима с долей выпускников в американских университетах. В России, в рейтинге выпускников, занимающих высшие государственные должности (НРА `РейтОР`) МГИМО(У) находится на третьем месте (30 выпускников), уступая только СПбГУ (55 выпускников) и МГУ (91 выпускник)[1]. Важно также и то, что преподаватели и студенты МГИМО(У) регулярно занимают ведущие места среди победителей международных конкурсов. О высоком статусе выпускников свидетельствует и то, что среди них немало руководителей государств, министерств, более 500 Чрезвычайных и Полномочных Послов России, а ректор МГИМО(У) А.В.Торкунов был признан `человеком года` в российском образовании. Учитывая тот факт, что в двух ведущих университетах России общее количество студентов, и, следовательно, выпускников, в несколько десятков раз больше, чем в МГИМО, можно утверждать, что это очень и очень высокий результат.

Другое обстоятельство. По итогам последнего рейтинга аналитических центров Центральной и Восточной Европы МГИМО (У) занимает 8-ое место в тридцатке лучших `мозговых центров` (1-ое место среди учебных заведений), опережая такие авторитетные институты РАН как: Институт мировой экономики и международных отношений (12-е место) и Институт США и Канады (16-е место), - и Фонд ИНДЕМ (29)[2].

Это, естественно, позитивно сказывается и на популярности Университета. По рейтингу Google МГИМО находится на 2-ом месте (после МГУ) среди всех университетов страны по количеству запросов по вузам, отправленных в систему[3].

Наконец, МГИМО (У) выступает по некоторым критериям вообще как уникальный университет, не имеющий аналогов. В феврале 2010 г. он был внесен в `Книгу рекордов Гиннеса` по количеству изучаемых государственных иностранных языков среди ведущих вузов - 52 языка[4].

Важно подчеркнуть, что по другим дисциплинам МГИМО также входит в число ведущих университетов России. Так, МГИМО занял четвертое место в рейтинге лучших юридических ВУЗов России с оценкой в 75 баллов из 100 возможных. Первые три строчки рейтинга достались соответственно МГУ им. Ломоносова (100 баллов), СПбГУ (82 балла) и Московской государственной юридической академии (76 баллов)[5].

Лидирует МГИМО и по рейтингам, составленным независимыми организациями. Так, благотворительный фонд В.Потанина составил ежегодный собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2008/09 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов-отличников и профессиональный уровень лучших молодых преподавателей. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов. Высшие позиции рейтинга заняли: 1)  Новосибирский государственный университет; 2) Воронежский государственный университет; 3) Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ; 4) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 5) Московский физико-технический институт (государственный университет)[6].

Высокий статус МГИМО(У) в мировой образовательной системе поддерживается высоким уровнем профессиональной квалификации ППС и развития международной деятельности. По оценкам НРА `РейтОР`, МГИМО(У) находится на втором месте среди российских вузов в рейтинге ведущих университетов мира по такому ключевому критерию как `международная деятельность`, уступая в этом блоке лишь РУДН[7].

Между тем недавно "TIME" вновь опубликовал рейтинг ведущих университетов мира, где мы снова не видим российских университетов, в том числе и МГИМО (У)[8]. Ответ вполне понятен и прост: в основу рейтинга "TIME" положен единственный критерий - индекс цитируемости, который прямо зависит от того не сколько работ публикуется и какого они качества, а сколько из них переведено на иностранные языки (прежде всего английский) и сколько из них напечатано в зарубежных англоязычных изданиях. Вывод очевиден: рейтинг субъективен. Вместе с тем необходимо осознать, что, во-первых, неизбежно придется переводить статьи на английский язык, и, во-вторых, публиковать их в англоязычных изданиях (своих и зарубежных).

Помимо этого, необходимо отметить также, что слабым звеном российских университетов, в том числе МГИМО(У), считается очень скромное в сравнении с мировыми лидерами представление университета в глобальной сети интернет: МГИМО(У) находится лишь во второй тысячи в рейтинге `Вебометрикс`, см. таблицу. В последнее время значение этого показателя играет все более существенную роль, учитывая рост популярности мировых рейтингов университетов, формируемых на основе анализа их веб-сайтов. В отличие от других показателей, отражающих отдельные характеристики университета, оценка веб-сайта дает наиболее полное и объективное представление о ВУЗе, поскольку, кроме научной и преподавательской работы, на сайте отражены и другие направления деятельности как сотрудников, так студентов.

А теперь несколько предварительных выводов, не претендующих ни в коей мере на окончательный вердикт.

Первое. Существующая система высшего образования, представленная лучшими российскими университетами (речь идет, конечно же, не только о МГИМО (У)), вполне конкурентоспособна в сравнении с лучшими мировыми университетами. Более этого, с точки зрения критерия `стоимость - эффективность` она получает результаты, аналогичные результатам лучших мировых университетов, затрачивая в сотни раз меньше средств. Поэтому речь необходимо вести не о сломе (или замене на искусственно создаваемые образцы - это, по сути, то же самое), а о совершенствовании российской системы высшего образования.

Второе. Основные направления такой модернизации также очевидны. Это, коротко говоря, обеспечение нормального финансирования научно-исследовательских работ, их перевод на иностранные языки, развитие информационных и полиграфических возможностей. Эти направления в последние годы практически не финансировались. Более того, они не стояли даже в системе национальных приоритетов образования. В связи с этим, инициатива президента Д.А.Медведева по созданию исследовательских университетов выглядит очень и очень своевременной. Именно этих денег на исследования ждут лучшие российские университеты.

Третье. Превращение образовательных университетов в исследовательские университеты потребует серьезных институциональных и законодательных изменений, которые должны, во-первых, привести к переоценке приоритетов внутри образовательного сообщества, и, во-вторых, придать таким университетам больше самостоятельности.

Поясню примером. За последние 20 лет общие расходы американских университетов выросли в 7 раз! При этом финансирование из госбюджета или местных бюджетов осталось практически на прежнем уровне. Незначительно вырос объем частных пожертвований и плата за образование. Основной же прирост дают собственные доходы (инвестиции, собственные предприятия, продажа товаров и услуг и т.д.), то есть те статьи доходов, которые российским университетам практически запрещены. В прошлом году было разрешено создавать так называемые инновационные предприятия, но, во-первых, по этому закону сохранилась масса ограничений, а, во-вторых, гуманитарных университетов этот закон практически не затронул.

Четвертое. Мы должны разработать и внедрить на национальном уровне собственную систему критериев оценки эффективности университетов вообще и рейтингования, в частности. В противном случае мы будем измерять протяженность собственных дорог милями, а вес - фунтами.

Наконец, в-пятых, мы должны понимать, что глобализации, в том числе в образовании, не избежать. Поэтому мы просто обязаны учитывать те критерии и особенности в развитии лучших мировых университетов, которые существуют. И, неизбежно, учет этих особенностей должен привести к корректировке во всей образовательной политике страны. Мы не можем игнорировать ни такие критерии, как `международные обмены`, ни `интернет - аудиторию`, ни `приглашение иностранных специалистов`. Как и перевод и издание научных работ.

Но эти виды деятельности практически не финансируются. Они отнесены в категорию `непрофильных`, что, конечно же, абсолютно неверно. Поэтому - хотим мы того или нет - придется принимать непростое решение как о финансировании этих видов деятельности, так и о структурных изменениях в самих университетах.

 

[1] См. `Рейтинг вузов по первому в/о управленческой элиты (сводная таблица, включающая представителей всех блоков)`. АНО НРА `РейтОР`. Июль 2009 г. http://reitor.ru/common/img/uploaded/files/table1_3.pdfhttp://reitor.ru/ru/observatory/raitings/reit_elits2009/?id19=99&i19=1

[2] См. McGann James G. "THE GLOBAL "GO-TO THINK TANKS". The Leading Public Policy Research Organizations In The World". - University of Pennsylvania. January 25, 2010. p. 39. URL-адрес доклада:http://www.ony.unu.edu/2009%20Global%20Go%20To%20Think%20Tank%20Rankings%20(TT%20Index)%20last%20version.pdf

[3] `Google составил рейтинг популярности вузов столицы`. ИА Росбалт, 02.07.2009. URL-адрес статьи:http://www.rosbalt.ru/2009/07/02/652037.html

[4] А.Торкунов `О мировом рекорде МГИМО`. URL-адрес статьи:http://mgimo.ru/news/experts/document143787.phtml

[5] Общий рейтинг вузов юриспруденции (2009 год) опубликован по адресу: http://www.univer-rating.ru/rating_branch.asp

[6] Полностью рейтинг опубликован на сайтах www.stipendia.ru, www.fond.potanin.ru

[7] Global universities ranking. Полностью рейтинг опубликован на сайте: http://www.globaluniversitiesranking.org

[8] Times Higher Education-QS World University Rankings 2009. Social sciences. Полностью рейтинг опубликован по адресу: http://www.timeshighereducation.co.uk/hybrid.asp?typeCode=421

 
Источник: Портал МГИМО

 

Постоянный адрес материала: http://www.mgimo.ru/news/experts/document144270.phtml

Док. 620884
Перв. публик.: 26.02.10
Последн. ред.: 16.02.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Большова Наталья Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``