В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гранатов: Театр для детей и молодежи Назад
Борис Гранатов: Театр для детей и молодежи
История театра

Театр был основан 16 апреля 1976 года. Ядро труппы составили выпускники Новосибирского и Ярославского театральных училищ. Первые четыре года театр не имел своего здания, много ездил по Вологодской области, играл спектакли в школах, домах культуры и на других неприспособленных площадках.

Первым большим событием стал для молодого театра спектакль "Прости меня", поставленный режиссером Валерием Бароновым по пьесе, созданной в творческом содружестве с писателем Виктором Астафьевым. Премьера состоялась в последние дни 1979 года в новом здании, со зрительным залом в виде амфитеатра. Но главные режиссеры надолго не задерживались (за девять лет сменилось четверо), и театр никак не мог обрести своего творческого лица, направления и стиля.

В 1985 году, театр возглавил нынешний художественный руководитель народный артист Б.Гранатов. С его приходом начался новый этап творческой биографии Вологодского театра юного зрителя (ныне Театра для детей и молодежи). Борис Гранатов в содружестве с художниками С.Зограбяном и О.Резниченко, лауреатами национальной театральной премии "Золотая маска", успешно развивает в своем театре принципы авторской режиссуры, находя новые ритмы и акценты в сочинениях А.Чехова, А.Островского, В.Шекспира,Н. Гоголя, А.Пушкина, А.Вампилова и М.Горького. Своими "взрослыми" спектаклями наш театр занял центральное место в театральной жизни Вологды. Но при этом большая часть его афиши адресована юному зрителю. Ни для кого не секрет: чтобы понять Шекспира, надо сначала научиться смотреть сказку. В театре ведется работа по привлечению сегодняшних, не читающих книги школьников в союзники театра и литературы. Причем "учебные" М.Горький, Н.Гоголь и А.Чехов неизменно превращаются у Б.Гранатова в увлекательные и остросовременные сценические вариации.

Борис Гранатов добился того, чего хотел: создать театр с особой внутренней атмосферой. Ему хотелось воспитать в провинциальном городе профессиональную труппу, играющую спектакли мирового репертуара. Ему это удалось. По итогам конкурса "Окно в Россию", проводимым газетой "Культура", театр Гранатова был признан лучшим провинциальным театром России 2000 года (из 39 профессиональных театров России).

С 1991 по 1994 годы при театре существовала Школа-студия драматического искусства, выпускники которой Л.Кочнева, А.Лобанцев, А.Петрик, О. Юганова ныне ведущие артисты театра.

Творческая жизнь труппы связана не только с постановкой спектаклей - артисты постоянно занимаются как классическим танцем, так и современной хореографией под руководством опытного балетмейстера В. Федотовской. Идут постоянные занятия по вокалу с педагогом Л. Васильевой, а также по сценодвижению и фехтованию, которые проводит мастер боевых искусств О. Гурьянов.

Ведущими мастерами сцены стали те, кто стоял у истоков театра: заслуженные артисты России Е.Авдеенко, В. Бурбо, О.Емельянов, А. Межов, В. Теплов.

Каждый сезон коллектив театра пополняется молодыми артистами, в работе которых ощущается любовь к своему делу, творческий поиск и предельная самоотдача.

Практикой театра стало приглашение режиссеров из других городов России. Благодаря такому сотрудничеству репертуар театра пополнился спектаклями "Вождь краснокожих" О.Генри режиссера Г. Николаева, "Маугли" Р.Киплинга режиссера И. Зубжицкой, "Хочу сниматься в кино" Н.Саймона режиссера Л. Чигина, "Энни из Зеленых холмов" режиссера Е. Долгиной, "Мотылек" П.Гладилина режиссера А. Шерстнева, " Малыш и Карлсон или каждый имеет право быть Карлсоном" режиссера С.Герасимова, "Свои люди - сочтемся!" режиссера А. Каневского.

удожественный руководитель

Борис Гранатов - народный артист России, лауреат Государственной премии Вологодской области, режиссёр, председатель Вологодского отделения Союза театральных деятелей России.

Родился в 1946 году в городе Киеве.

Образование: Киевский педагогический институт в 1969 году, Днепропетровское театральное училище в 1975 году, Высшие театральные (режиссёрские) курсы при ГИТИСе (Москва) в 1979.

1979 - 1981 годы - режиссёр-постановщик Ростовского академического драматического театра им. М. Горького.

1981 - 1983 - режиссёр-постановщик в театрах городов Иваново, Львова.

1984 - 1985 - и.о. главного режиссёра Ставропольского краевого драматического театра им. М. Лермонтова.

1985 - 1988 годы - главный режиссёр Вологодского театра юного зрителя (ныне - Театр для детей и молодёжи)

1988 - 1990 годы - режиссер-стажер в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина.

С 1990 - художественный руководитель Вологодского театра для детей и молодёжи.

С 1979 года поставил около 70-ти спектаклей в Ростове-на-Дону, Москве, Казани, Таганроге, Львове, Ставрополе, Самаре, Ярославле, Вологде.

С приходом Б. Гранатова Вологодский театр для детей и молодёжи приобрёл своё неповторимое лицо. Мало кому известный театр стал одним из самых заметных молодёжных театров России. Вологодский театр для детей и молодежи член АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и молодежи). В сентябре 2000 г. театр гастролировал с четырьмя спектаклями в Москве по приглашению Российского молодежного академического театра и получил восторженные отзывы московской театральной критики и зрителей.

С 1990 года художественный руководитель Б. Гранатов полновластный хозяин театра, в котором всегда ощущается атмосфера творчества: проводятся систематические занятия по профессиональной подготовке труппы, ежегодные конкурсы актерской песни. По его инициативе при театре с 1991 по 1994 годы существовала Школа-студия драматического искусства. Ныне шесть её выпускников - учеников Бориса Александровича - успешно работают в труппе театра и исполняют ведущие роли в спектаклях театра, все получили заочное образование на актерских факультетах театральных институтов Москвы и Ярославля.

Деятельность художественного руководителя театра и режиссера Б. Гранатова отмечена государственными наградами: почетное звание "Заслуженный деятель искусств РФ"(1996 г.), медаль Академии российской словесности "Ревнителю просвещения в память 200-летия со дня рождения А. Пушкина" (2000 г.), Нагрудный знак Министерства культуры РФ "За достижения в культуре" (2001 г.), Медаль ордена "За заслуги перед отечеством II степени" 2003 г.; в разные годы награжден Благодарностями и Грамотами Губернатора Вологодской области. В 2005 г. удостоен Государственной премии Вологодской области за постановку спектакля "В списках не значился" по повести Б.Васильева. В 2007 году присвоено почетное звание "народный артист Российской Федерации".

Б.Гранатов ведет большую общественную работу - с 2001 года Председатель Вологодского отделения Союза театральных деятелей РФ, с 2004 года член Комиссии по вопросам помилования на территории Вологодской области.

Вологодский театр для детей и молодежи называют "театром Гранатова". В этом признание заслуг театрального деятеля России сумевшего за годы упорного труда создать самобытный театр, заслуживший признание и уважение зрителей и коллег.

Говорить о стирании границ между столичными и провинциальными театрами позволяют две премьеры Вологодского театра для детей и юношества в постановке художественного руководителя театра Бориса Гранатова. К этому театру определение "провинциальный" можно применить разве что в географическом плане. Старинный русский город с многовековой историей и своей историей театральной жизни воспитал чуткую публику, имеющую возможность посещать несколько драматических театров, работающих в Вологде.

"Вишневый сад" А. П. Чехова и "Панночка" Нины Садур по мотивам "Вия" Гоголя дают возможность подвести некоторые, разумеется, предварительные итоги художественных поисков Гранатова, режиссера, не нуждающегося в особом представлении.

"Вишневый сад" А. П. Чехова в его интерпретации - повод для разговора о новом этапе в творчестве театра и режиссера. Спектакль нелегкий для восприятия, и его сложность заставляет размышлять о нем не только критиков, но и публику и после выхода из театра.

Спектакль Гранатов создавал со своими постоянными сопостановщиками - сценографом Степаном Зограбяном и художником по костюмам Ольгой Резниченко. Оформление Степана Зограбяна включает множество метафор и символов. Так приезд Раневской из Парижа, ее постоянное смятение, возвращаться обратно или нет, подчеркивается маленькой копией Мулен-Руж, а знаком прошлой жизни, от которой Раневская давно отвыкла, становятся сани, подчеркивающие ее отчуждение от прошлого, граничащее с неприятием. Сани постоянно находятся на сцене, изобретательно используются в ряде мизансцен, порождая необъяснимую тревогу, какие-то дурные предчувствия. Они стоят здесь с зимы, никому не нужные, не убранные в сарай из-за никчемности хозяев или потому, что некому дать распоряжение убрать их. Уменьшенная, дешевая копия Мулен-Руж и сани, находящиеся все время в поле зрения, - контрастные символы, создающие ощущение, что дома уже нет, что пройдет немного времени, и не будет сада, "прекраснее которого нет на свете". Сценография создает атмосферу драмы, происходящей на наших глазах, центром которой становится Раневская (Яна Лихотина). Актриса удивительно пластична и волей-неволей заставляет вспомнить о Ренате Литвиновой, исполняющей роль Раневской в Художественном театре. Однако Раневская Литвиновой холодна, изломанна, капризна, в ней есть что-то декадентское. От Раневской Лихотиной, наоборот, веет теплом, поэтичностью, добротой в сочетании с безалаберностью и безответственностью. В этом разница трактовки этого образа у Адольфа Шапиро и Бориса Гранатова. Раневская Яны Лихотиной вызывает симпатию, сочувствие, Ренаты Литвиновой - отчуждение. Хотя Раневская - центр драмы, в спектакле отличный ансамбль, в котором есть первые скрипки, вторые скрипки и другие инструменты, звучащие в камерном оркестре. Режиссер поручает партию первой скрипки Лопахину (Эдуард Аблавицкий). Этот характер выстроен психологически точно. В нем есть мужественность, сила, ум, истинное мужское начало, но он почему-то несчастлив. Ответа, почему этот сильный человек несчастлив, нет, и эта необъяснимая несчастливость придает ему истинно чеховское звучание. Замечательно проводит он сцену, когда пытается сделать предложение Варе (Лариса Кочнева). Он и рад бы сделать предложение ради Раневской, но переступить через себя не в силах. Этот, казалось бы, не знающий сомнений, сильный человек становится растерянным, почти страдающим, потому что не может исполнить обещание. Надо отметить, что Эдуард Аблавицкий на протяжении всего спектакля особенно тонко прочерчивает одну из важных черт поэтики Чехова - отсутствие коммуникации у современных людей, трагической черты современной жизни.

Необычно решен Фирс в исполнении Августы Кленчиной. Кто он? Дух? Призрак? Или же, как у древних, это genius loci? Персонаж этот странен, к нему надо привыкнуть, и тогда волей-неволей возникнет ассоциация с Чебутыкиным, вопрошающим себя: "...может быть, я и не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю. (Плачет.) О, если бы не существовать!" В сущности, это могут сказать про себя многие персонажи постановки.

Дуэт Ани и Пети (Екатерина Чаукина и Александр Лобанцев) получился. Оба наивные и чистые. Петя, диктующий Ане, старательно записывающей в тетрадку, свои мысли о России, которая, по его мнению, есть сад, - находка режиссера. В этом нет насмешки, хотя Аня и забудет эту тетрадку, вспорхнув с места и устремившись за Петей. Во времена Чехова монолог Пети воспринимался по-другому, чем через сто лет. И такое решение позволяет задуматься о том, что не так уж и не прав этот вечный студент.

В спектакле нет ставших в наше время уже привычными издевательств над чеховскими персонажами. Симпатичен Гаев (Вячеслав Теплов). В конце концов, если вдуматься в пьесу Чехова, и Гаев, и Раневская, притом, что они уходящая натура, при всей их никчемности, нравственные люди, раз предпочли изгнание предательству своего прошлого. Да, Париж влечет Раневскую, потому что там ее любовник, да, она увозит пятнадцать тысяч, присланных ярославской бабушкой Ане, но она отказывается видеть гибель, если угодно, своей духовной родины.

Им был дан знак беды - Прохожий (Вадим Чудин), какой-то фантастический калика перехожий с фантастическим же огненным детским колесом, предсказавший их судьбу. Им осталось только ждать. Такое режиссерское решение в наше время, когда все покупается и продается, благородно.

Яше, настоящему перекати поле (Алексей Ефимов), почему-то хочется в Париж, Епиходову с его двадцатью двумя несчастьями (Александр Ефремов) лишь бы к кому-то или к чему-то притулиться, и служба у Лопахина для него выход, как для бесприютной Вари - служить экономкой у Рогулиных. Симеонов-Пищик (Сергей Вихрев), как вечный жид, будет метаться по родным местам. Эти судьбы точно простроены режиссером и столь же точно сыграны актерами.

Режиссерское решение финала спектакля непредсказуемо и странно. Как и сани, в поле зрения все время находится лодка, стоящая на суше. Она не задействована до самого конца. Но именно в ней найдет упокоение Фирс, закончивший свой путь, как мифологический персонаж. Вероятно, Харон перевезет его через подземный Стикс в царство мертвых.

"Вишневый сад" Вологодского театра для детей и молодежи - размышление о судьбах, о личном жизненном выборе не только в историческом плане, но и в современном. В этом спектакле бьется сердце. И если молодежь в первых картинах, используя современный язык, живо переживает предстоящий финансовый крах, то в финале задумывается о чужих, далеких во временном плане судьбах, которые становятся для молодых людей далеко не безразличными.

(Галина Коваленко. Вишневый сад //
Страстной бульвар, 10, N5 - 115/2009; Вологда)

"Панночка" (премьера 14 декабря 2008 г.)

... Сказочный сюжет "Панночки" Б. Гранатов выстраивает рационально, не изгнав из него чудесного начала, заданного Гоголем.

Сценография Виктора Пушкина создает атмосферу тепла, солнца. Декорации выполнены из дерева, дающего ощущение подлинной жизни.

Яркие костюмы Ольги Резниченко без намека на псевдонациональные, малороссийские одеяния, театральны и вписываются в оформление.

Три козака, толстые, вскормленные галушками и салом, пьющие горилку, как воду, сначала производят впечатление сытых, ленивых, живущих растительной жизнью лентяев. Блестящее актерское трио (Вячеслав Теплов, Эдуард Аблавацкий, Александр Лобанцев) создает индивидуальные, сочные характеры. Казалось бы, чего им в жизни не хватает? Знай себе, набивают свои немалые утробы. Но вот, оказывается, мало этого человеку, не может он жить без чуда. В экспозицию спектакля, насыщенного юмором, временами переходящим в гротеск, сдобренным галушками и горилкой, которые без устали подносит бездельничающим козакам аппетитная бабенка Хвеська, врывается тоска по иной жизни, по "тайной красоте"", должной "поразить в самое сердце". Вот тут и приходит философ Хома Брут, топающий пешком из самого Киева. С его приходом начинаются чудеса и вторгается красота, но ведьминская, злая, не та, по которой тоскуют козаки.

Образ Хомы Брута (Виктор Харжавин) - большая удача не только спектакля, но театра. Такого актера нужно было вырастить. Это психологически сложный, неоднозначный и, без сомнения, незаурядный характер. По виду и манерам - типичный бурсак, каких великое множество. Но по чудесам томятся козаки, а происходят они с Хомой. Это оправдано в спектакле. Хома Брут Харжавина и силен, и полон мужской силы, в нем чувствуются нравственные устои, впитанные с молоком матери, не пошатнувшиеся в вольнице бурсы. Понятно, почему выбор Панночки падает не на охочих до баб козаков, а на Хому. Происходит своеобразный поединок между Панночкой и Хомой. Поединок этот символичен. Земной, облаченный в плоть и кровь Хома и неземная, неземной же красоты, ирреальная Панночка, несущая зло и смерть, но, тем не менее, притягательная для пытливого философа, а он - для нее.

Образ Панночки (Елена Авдеенко) решен нетрадиционно. Помимо колдовского, ведьминского, эротического начала в ней присутствует лиризм, даже женская слабость. Ее тяга к Хоме окрашена своеобразной тоской по неизведанному и недоступному для нее миру. Конечно, это не любовь, но в ее отношении к Хоме иногда проблескивает что-то человеческое, заставляя с волнением следить за известным с детства сюжетом. Пластичность актрисы в соединении с тонкой, изобретательной работой балетмейстера Веры Федотовской подчеркивает в Панночке ее сказочность, ее хрупкую красоту. Она и фантастический персонаж, и живая женщина. Временами ее портит излишний "страшный грим" с синими разводами, напоминающий боевую раскраску индейцев, затмевающую тот тонкий лиризм, который таится в Панночке.

Нельзя не запомнить Хвеську (Алла Петрик), от которой так и исходит мощная женская сила. Перед Хвеськой устоять невозможно и Хоме Бруту. Актриса чувствует юмор, вложенный в этот персонаж, и великолепно его передает. Полнокровная, крепкая бабенка, от которой исходит настоящая жизнь. И галушки, которыми она потчует козаков, кажутся особенно вкусными. Обе, Панночка и Хвеська, образуют контрапункт, противопоставление двух женских начал. В конечном итоге - жизни и смерти.

В спектакль введен новый персонаж по имени Стецько (Илья Греднев). Он, как говорили в старину, убогонький - хромой, горбатый, мычит.

Но он не жалок, он при козаках и чувствует себя козаком. Новоявленный персонаж отлично вписался в спектакль.

Важнейшим моментом, своеобразной кульминацией, становится последний монолог Хомы Брута. Он рассуждает о сапогах, которые хочет оставить тому, кто будет проходить мимо этих мест. Это речь подлинного философа, в которой слышны пророческие ноты: "Где-то в наш Божий мир пробило черную дыру". В смешное, фантастическое действо вторгается серьезная мысль. К чести актера, которому до этого монолога пришлось и бегать, и драться, и носиться с Панночкой на плечах, словом, совершить все, что выпало на долю Хомы, он точно доносит мысль, заставив зал переключиться от фантастических перипетий к серьезным мыслям и задуматься о высоком, нравственном, вечном.

Борис Гранатов расставил новые, неожиданные акценты в хорошо известной, имеющей большую сценическую историю пьесе Нины Садур, интерпретировав ее по-своему и убедительно. Спектакль долго не отпускает.

(Галина Коваленко. Панночка //Страстной бульвар,10 N5 - 115/2009; Вологда)

"Счастье мое..." (премьера 2007 г.)

Вообще эпоха - она и есть главный действующий герой спектакля. Режиссер-постановщик - народный артист России Борис Гранатов и художник-постановщик Степан Зограбян смогли дать почувствовать ее зрителю через звуки той самой популярной еще в довоенные годы песни, начинавшейся словами "счастье мое я нашел в нашей дружбе с тобой..." и, конечно, через сценическое оформление спектакля. Этот металлический задник, на котором еще сохранился главный лозунг войны: "Все для фронта - все для победы!", эта убогость жилища Вики - сегодня девушка здесь живет, а завтра ее может сдуть жестокий ветер времени, эти искусственные пальмы, обмотанные проволокой... - все рождает ощущение непрочности бытия и неустроенности быта. "Господи, да как же они тогда могли жить, любить, радоваться?" - рождается у нас вопрос, а они - это наши мамы и папы или бабушки и дедушки. Это наша история, от которой нельзя откреститься, в ней было все - страшное и высокое...

(Крайнева Н. Это наша история // Вологодские новости. 2007. 12 декабря)

"Гусарская баллада" (премьера 2001 г.)

...Вологодский театр для детей и молодежи показал спектакль "Гусарская баллада". Старая добрая музыкальная комедия поставлена режиссером Борисом Гранатовым и сыграна его замечательной труппой на таком искрящемся градусе театральной фантазии, энергии и юмора, что холодный петербургский май с дождем и снегом вперемешку был решительно растоплен и согрет! Пусть даже на отдельно взятой территории-сцене театра им. Ленсовета, где проходили малые гастроли вологодского театра.

Этот театр не впервые в Петербурге. Несколько лет назад на сцене Александринки они показали чеховскую "Чайку" - элитарный спектакль, изысканное зрелище призрачной красоты, спектакль-сновидение. "Гусарская баллада" поразила другим и продемонстрировала полярный вид театра. Это - театр в высшей степени и в лучшем смысле этого слова демократичный, театр для людей. При этом он сочинен и сыгран с высоким уровнем культуры, сценического мастерства, отточенности каждого образа и сцены. На сцене ничто не намекало на провинцию, напротив: блестящий урок столицам по части театральной выдумки, сценической энергии. Музыкальная комедия разыграна в таком упоительном ритме, с таким забытым современной сценой чувством гармонии, света, цвета, музыки и душевного тепла, - (художники С. Зограбян и О. Резниченко), с таким изумительным артистизмом и несуетностью, что в зале театра им. Ленсовета в этот вечер стояла жаркая погода, были радостны и счастливы, что называется стар и млад.

(Скорочкина О. Гусарская баллада из Вологды прозвучала! //
Вечерний Петербург. 2001. 14 июня)

vologda-oblast.ru

2007 г.

Док. 621256
Перв. публик.: 02.03.07
Последн. ред.: 02.03.10
Число обращений: 0

  • Гранатов Борис Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``