В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гранатов: `Весна, творчество и любовь...` Назад
Борис Гранатов: `Весна, творчество и любовь...`
Интервью - в гостях у Бориса Гранатова

С художественным руководителем Театра для детей и молодежи, народным артистом России Борисом Гранатовым мы встретились накануне Международного женского дня. Поэтому и разговор начали с праздничной темы...

- Борис Александрович, март для Вас - сплошной праздник: 2 марта - день рождения, затем 8 Марта, следом 20 марта - Международный день детского и юношеского театра и, наконец, 27 марта - Международный день театра. Какой праздник самый любимый?

- Раньше любил свой день рожденья. С возрастом - все меньше. 8 Марта - светлый, радостный праздник. Чувствуешь - наступила весна!
20 марта... Этот день пока - сплошной вопрос. Отмечается этот праздник совсем недавно, и никаких традиций его празднования еще нет. А 27 марта - день большой работы. Это и традиционный актерский капустник, и подведение итогов конкурса лучших актерских работ. Проводит этот конкурс Вологодское отделение Союза театральных деятелей России, а я его председатель, поэтому забот много. К тому же часто я ставлю этот праздничный вечер как режиссер. В общем, так часто бывает: когда другие отдыхают, театры работают. И в свой профессиональный праздник мы тоже работаем. А как же иначе?

- В одном интервью Вы сказали, что время измеряете не календарными месяцами, а премьерами. Какими премьерами "измеряется" эта весна?

- 29 февраля, в последний день зимы, у нас состоится премьера спектакля "Поворот ключа" по пьесе Милана Кундеры, одного из самых значимых писателей и драматургов ХХ века. Пьеса написана в 1962 году, когда он был еще гражданином Чехословакии. После "пражской весны" 68-го года, когда в страну вошли советские танки, Кундера был объявлен антисоветчиком. Позже он уехал во Францию, где и живет до сих пор. Пьеса рассказывает о периоде оккупации Чехословакии фашистами, но мы с художниками Виктором Пушкиным и Ольгой Резниченко посмотрели на эту историю шире. Можно коротко охарактеризовать ее так: "Когда-то в некой оккупированной стране..."
А в самом начале марта мы приступаем к репетициям спектакля "Вишневый сад" Антона Павловича Чехова. Думаю, к концу мая работу завершим.

- Все Ваши спектакли так или иначе о любви: и "Отцы и дети", и "Гусарская баллада", и даже "Сказка о белокурой фее и китайском императоре"... А новый спектакль "Поворот ключа" тоже о любви?

- Конечно, о любви. За окном тихой квартиры, где живет молодой архитектор Иржи с любимой женой, кипят бурные политические события. Он не хочет в них участвовать, но помимо воли оказывается втянутым в самый круговорот. Однако человек имеет право сам делать выбор: что для него важнее - быть в гуще политической борьбы или отгородиться от нее, жить, любить, невзирая ни на что. Это одна из главных тем спектакля.

- Что "Вишневый сад" будет о любви - это даже не обсуждается. Знаю, что роль Раневской вы отдали Яне Лихотиной, почему?

- Да, на роль Раневской я пригласил актрису "Театра Танца Постникова" Яну Лихотину. Она работала уже в нашем театре в 90-х годах, играла, в частности, в спектакле "Насмешливое мое счастье" Лику Мизинову - возлюбленную Антона Павловича Чехова, Машу Миронову в "Капитанской дочке"...То, что Лихотина - танцовщица, для меня принципиально...

- А существует ли понятие "идеальная актриса"? Вы встречали таких?

- Искусство, как и сама жизнь, - это стремление к идеалу. А "застывших", идеальных форм ни в жизни, ни в искусстве, по-моему, не бывает. Я думаю, актриса или артист могут идеально соответствовать какой-то определенной роли. Так, для меня идеальна Ирина Мирошниченко - Елена Андреевна в фильме "Дядя Ваня" А. Кончаловского. А "идеальной актрисы вообще" не существует.

- Как-то вы сами назвали театр "маленькой фабрикой". Кому легче работать на этой "фабрике": мужчинам или женщинам?

- Константин Сергеевич Станиславский как-то сказал: "В театре первые 25 лет трудно, потом... не легче". В этой шутке, как и в любой другой, есть доля истины. Если работать, творить, постигать свою природу, профессию, то легкой жизни в театре не будет никогда и никому: ни мужчинам, ни женщинам. Артисты - особые люди. Это как бы женская часть человечества. В природе мужчин-артистов, несомненно, заложено женское начало. Я имею в виду особенности психики: эмоциональность, взвинченность, жажда успеха, комплиментов. Вы можете представить инженера-механика, любящего гримироваться, или врача, готового часто переодеваться в самые разнообразные наряды? А все это - часть актерской профессии.

- А вообще в России, как Вы думаете, кому легче сделать карьеру: мужчинам или женщинам, или это не зависит от половой принадлежности?

- Я считаю, что все всегда зависит от личности человека, а не от национальных, половых или социальных признаков. Главное - индивидуальность! Победители и неудачники существуют и среди женщин, и среди мужчин. Есть успешные бизнесвумен, которые сделали самостоятельно карьеру и при этом не утратили своего очарования. Главное - быть личностью!

- Спасибо, Борис Александрович, за это "весеннее" интервью. Удачи Вам в творчестве!

- А я, в свою очередь, желаю всем вологжанкам любви, здоровья, счастья, радости и исполнения всех, самых заветных желаний!


Беседовала Ольга Олевская

www.cultinfo.ru

28.03.2008

Док. 621257
Перв. публик.: 28.03.08
Последн. ред.: 02.03.10
Число обращений: 0

  • Гранатов Борис Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``