В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Опираясь на достигнутое, стремиться к `золотому ХХI веку` Назад
Опираясь на достигнутое, стремиться к `золотому ХХI веку`
Интервью министра культуры РД Зумруд Сулеймановой

Министр культуры Республики Дагестан Зумруд Запировна Сулейманова, несмотря на свою огромную занятость, нашла возможность ответить на вопросы редактора отдела культуры газеты "Ёлдаш" Яраша Бийдуллаева.

Я.Б. - В Послании Президента РД Народному Собранию уделяется особое внимание вопросам национально-культурного возрождения, сохранения духовного наследия предков, фольклора, традиций народов Дагестана.

Какая работа ведется министерством в этом направлении?

З.С. - Действительно, в своем Послании Народному Собранию Президент РД уделил большое внимание национально-культурному возрождению, сохранению народного творчества, традиций и обычаев народов Дагестана.

Это направление работы для Министерства культуры РД традиционно приоритетное. Проводится значительная работа по сохранению и развитию традиционной культуры народов Дагестана. Работа Республиканского дома народного творчества ориентирована на всемерную поддержку работы клубных учреждений республики по возрождению и сохранению устного народного творчества, музыкального фольклора, традиций и обычаев народов республики. Ежегодно организуется множество районных, зональных и республиканских смотров-конкурсов, фестивалей и других культурных акций.

В деятельности учреждений культуры по сохранению фольклора, культурных традиций, развитию жанров народного творчества, получили дальнейшее развитие традиционные проекты в области художественного наследия, фольклора, праздники "Навруз", "Дагестанская масленица", "Песни и танцы моего народа", жанров любительского творчества фестивали "Маска", "Играй, душа!", "Пехлеваны" и другие мероприятия, обеспечивающие сохранность и передачу последующим поколениям лучших образцов художественной культуры народов Дагестана.

Министерством культуры РД, для придания более целенаправленного характера и углубленного внимания работе по обеспечению условий сохранения, дальнейшего развития и популяризации устного народного творчества разработан проект Республиканской целевой программы "Сохранение и развитие народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана на 2009-2013 годы", который одобрен Правительством и представлен на рассмотрение Президенту РД.

Я.Б. - Хотелось бы узнать об участии художественных коллективов Дагестана в общероссийских и международных конкурсах, фестивалях.

З.С. - При клубных учреждениях республики функционируют более 4900 клубных формирований, в которых участвуют около 6 тыс. чел. Большее распространение имеют такие формирования, как хореографические, фольклорные, театральные, оркестров народных инструментов, народных промыслов и т.д., которые, как правило, принимают участие не только в республиканских мероприятиях, но и межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.

Это III Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры "Горцы", где принимали участие фольклорные коллективы Азербайджана, Индии, Казахстана, Словакии, Мексики, Турции, регионов России - Башкортостана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Марий Эл, Чечни, Алтайского, Краснодарского краев, Астраханской, Кировской, Оренбургской Ростовской областей и около 30 фольклорных ансамблей Дагестана.

Народная традиционная культура Дагестана становится все более узнаваемой в стране, не побоюсь этого слова, в мире. Она выступает гарантом добрососедства, миролюбия и веротерпимости дагестанцев. Растет год от года число международных фольклорных фестивалей с участием наших фольклорных, хореографических, в т.ч. и детских коллективов.

В 2008 году муниципальные хореографические коллективы "Темирхан-Шура" Буйнакского района и "Дербент" г. Дербента принимали участие в Международных фестивалях фольклора "Katibim Festival" и "Наше общее будущее на Кавказе", прошедших в Турции.

Кроме этого, коллективы художественной самодеятельности достойно представили Дагестан на I Межрегиональном фестивале-конкурсе детского и юношеского художественного творчества "Звездочка Адыгеи" в г. Майкопе (ансамбль "Темирхан-Шура"), на X Всероссийском фестивале-конкурсе "Играй, гармонь!" в г. Иваново (заслуженная артистка РД Зоя Чунаева, мастер по изготовлению и игре на национальной гармони, заслуженный работник культуры РД Батыр Апаев, и участник ансамбля русских народных инструментов "Сполох" Александр Старшинов), на Всероссийском фестивале любительских театров Юга России (народный театр с.Ботлих Ботлихского района), на Межрегиональной выставке-конкурсе "Русь мастеровая", которая прошла в Москве в номинации "Резьба по дереву" (Магомедали Магомедов из Унцукуля), на VI Региональном (открытом) фестивале народного творчества "Живая вода" в г.Астрахани (детский хореографический ансамбль национального танца "Хадум" с.Зубутли-Миатли Кизилюртовского района и исполнитель эстрадных песен Шамиль Мусаев из пос.Дубки Казбековского района), на конкурсе-фестивале семей регионов Южного Федерального Округа "Народное творчество в семье" в г. Нальчике (семья ашугов Магомедрагимовых).

Разнообразен календарь республиканских мероприятий VII Республиканский фестиваль народных театров "Маска", V Республиканский фестиваль исполнителей на народных инструментах "Играй, душа!", Республиканский фестиваль-смотр фольклорных и хореографических коллективов, X Республиканский фестиваль хоровой музыки "Дагестан - моя семья", IV Республиканский праздник циркового искусства "Пехлеваны", V Республиканский праздник "Дагестанская масленица", Республиканский фестиваль "Казачье подворье", фестиваль-смотр "Мы ищем таланты", Республиканский праздник "Пой, ашуг!", праздник аварской национальной песни "Певцы съезжаются в Ахвах", Республиканский праздник "Звучи, мой пандур!", Республиканский праздник чунгуристов памяти поэта и музыканта 19 века Мунги Ахмеда, Республиканский фестиваль "Играй, гармонь!", Республиканский фестиваль детского творчества "Энемжая" и т.д.

Я.Б. - Что Вы можете сказать об условиях работы и отдаче районных, поселковых, сельских учреждений культуры?

З.С. - Что можно сказать об условиях работы в муниципальных учреждениях культуры?

Во-первых, все перечисленное, весь творческий потенциал народной культуры сосредоточен на базе учреждений культуры на местах при тех имеющихся материально-технических условиях.

Во-вторых, проблема серьезная - из 1064 клубных учреждений более 570 клубных помещений нуждаются в капитальном ремонте и находятся в аварийном состоянии. Вопросам материально-технической обеспеченности муниципальных учреждений культуры обращено серьезное внимание. В этой связи на заседании Правительства РД обсуждалась реализация органами местного самоуправления полномочий в сфере культуры. Состоянием муниципальных учреждений культуры заинтересовалась республиканская прокуратура.

Во многих муниципальных районах проводятся ремонтные работы клубных учреждений районного звена. Мы вправе ожидать подобного отношения и от глав поселенческих муниципальных образований.

Я.Б. - Что ожидает в ближайшем будущем учреждения культуры? Не скажется ли на их работе финансово-экономический кризис?

З.С. - Что можно сказать о будущем учреждений культуры? Однозначно, что нас не устраивает то состояние, в котором находятся муниципальные учреждения культуры. Думаю, такого же мнения руководители муниципальных органов власти. Нас также волнует материально-техническая база клубов и библиотек. Как выше упомянула, разработана республиканская целевая программа "Сохранение и развитие народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана на 2009-2013 годы", которая предусматривает улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.

Что касается второй части вопроса о работе учреждений культуры в условиях финансово-экономического кризиса, то должна отметить, что культура, по большому счету, всегда была финансовом кризисе, ощущала на себе постоянную нехватку финансовых средств. Если на республиканском уровне уделялось значительное внимание республиканским организациям культуры и искусства, то муниципальные учреждения культуры, в которых творится народная культура, всегда выживала и держалась на энтузиастах и любителях этнической культуры, музыкального фольклора.

Я.Б. - Говоря о национальной музыке, песнях, заметно, что сегодня происходит взаимовлияние мелодий разных народов Дагестана. Появляются какие-то усреднённые "дагестанские" танцы, мелодии. Этому активно способствуют радио и телеканалы как например, "Прибой" и др. Как Вы считаете, поглощение национальных мелодий и зарождение некоего "усредненного дагестанского" процесс позитивный или наоборот?

З.С. - Если говорить об "усреднённости", то давайте рассуждать о вторжении в национальную музыкальную индустрию арабско-турецкого и англо-американского влияния. То, что мы слышим по радио и телевидению - это массовая культура, индустрия потребления, к культуре в истинном значении этого слова не имеющая никакого отношения. И это позитивом никак не назовёшь. Данный процесс является следствием самого времени и новых реалий нашего общественного устройства - это повсеместное распространение информационных средств уже на уровне быта, и рыночная стихия, охватившая все сферы жизни общества. Вот это - наглядный пример влияния глобализации и тут объективно ничего не изменишь.

Вообще "законсервировать" жизнь общества невозможно - общение народов той или иной степени было всегда, другое дело, что раньше процесс заимствования происходил длительно и осторожно, через постепенное усвоение отдельных элементов, органичное "вживление" на собственную почву, а не сиюминутным заимствованием. Так, через постижение нового происходило развитие и взаимообогащение культур. Сейчас же, с развитием информационных технологий уже нет никаких ограждающих механизмов. Кто мог представить ещё пятнадцать лет назад, что сотовый телефон и Интернет станут обыденной реальностью? Или музыка, которая раньше присутствовала как элемент конкретного праздника или обряда, стала постоянным "шумовым фоном"? К сожалению, запретить "перепевать" невозможно, люди желают слушать то, что им нравится, и выбор определяется только личными предпочтениями. Думаю, что окончательно народная культура не исчезнет, ведь генетика человека - вещь устойчивая, и потребность в "своём" обязательно заявит о себе.

А традиционная музыкальная культура народов Дагестана - особенно танцевальный фольклор - имеет немало сходных элементов, и высокохудожественное преломление "общедагестанских" и локально-национальных элементов характерен для нашей профессиональной академической музыки.

Я.Б. - Есть мнение, что кумыкский театр прошёл свой "золотой" век и идёт к неизбежному "закату". Разделяете ли вы такое мнение? Можно ли узнать ваше мнение о работе театра хотя бы за последние пять лет?

З.С. - То, что было "золотым веком" относится к совершенно иному времени, другой стране и какими они были как раз и свидетельствуют достижения тех лет. Эта эпоха породила целое поколение выдающихся личностей, которые подняли культуру республики на высоту действительного профессионализма.

В жизни любого творческого организма, в нашем случае театра, всегда возможны этапы подъёма или спада деятельности. Это обусловлено разными причинами, и в том, что такие "колебания" происходят, нет ничего необычного. Но для взлёта всегда нужны талантливые личности, и есть такие, роль которых уже не повторится никогда. Барият Мурадова была и останется непревзойдённой.

Гамид Рустамов, Татам Мурадов и ряд других выдающихся деятелей дагестанской культуры являются личностями дагестанского ХХ века, они стояли у истоков нашего театрального и музыкального искусства. Они же вели его в освоению профессионализмом и их путь уже не повторит никто.

Думаю, что про "закат" говорить не стоит, ведь в работе театра есть спектакли как удачные, так и не очень. В принципе, это нормальный процесс. Другое дело, что творческий уровень театра создают талантливые личности, профессионалы своего дела. Это касается как режиссуры, так и актёрского состава. Театру нужна талантливая молодёжь, профессионально подготовленная, обладающая интеллектом и жаждой творчества. И при этом - готовность старшего поколения принять новые идеи, новых молодых людей. Наша общая задача - обеспечить приток новой талантливой смены, стремиться к "золотому XXI веку".

Опубликовано: газета "Ёлдаш", 01.05.2009

www.kumukia.ru

Док. 621870
Перв. публик.: 01.05.09
Последн. ред.: 10.03.10
Число обращений: 0

  • Сулейманова Зумруд Запировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``