В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Леонид Сумароков: `Об одном небольшом эпизоде, происшедшим с автором на фоне проведения Болонской встречи представителей ЕС в Вене в марте 2010г`. (К вопросу о бакалаврах и магистрах для России). Назад
Леонид Сумароков: `Об одном небольшом эпизоде, происшедшим с автором на фоне проведения Болонской встречи представителей ЕС в Вене в марте 2010г`. (К вопросу о бакалаврах и магистрах для России).
(Материал дается в тезисном изложении).

*Если среди проблем, связанных с перестройкой школьного образования в РФ следует сегодня выделить проблему ЕГЭ, то в области высшего образования - это проблема отношения к так называемому Болонскому процессу (в России она ассоциируется с системой "бакалавр-магистр"). Здесь, в этой небольшой публикации, не стану пытаться охватить проблему в целом. Собираюсь рассказать лишь об одном, довольно небольшом, можно сказать даже незначительном, хотя и досадном для автора (иначе говоря, для меня) эпизоде. Сразу замечу, не желаю преувеличивать его значение, на фоне действительно крупных событий, которые так или иначе буду затрагивать в тексте. И при этом, осмелюсь сказать, на фоне имеющихся неопределенностей "по болонье" как на европейском уровне, так, особенно, и в условиях России. Но прежде уточню, что речь идет о европейской конференции в Будапеште и Вене. Ее официальное наименование: "2010 Bologna Ministerial Conference". Иначе говоря, это встреча руководителей и представителей, отвечающих за реализацию Болонского процесса в странах-участницах и создание единого образовательного пространства стран ЕС, но не только.

*Я не часто хожу, даже в случае, когда приглашают, на подобные масштабные мероприятия. Только, когда чувствую, что могу выработать или уточнить свою собственную оценку с тем, чтобы позднее попытаться донести ее до читателя. И вот, казалось бы, - тот самый случай. Главной целью моего скромного участия в мероприятиях конференции по "Болонье" - желание по возможности удостовериться и подтвердить для себя, что эта система перспективна для России. Признаю, мне это не удалось... М.б. это и не так уж важно и не совсем мое дело, но совершенно очевидно, что это дело министра Фурсенко. Он, наверное, и даст свою весомую, вероятнее всего позитивную оценку, если, конечно сумеет и захочет. Упомяну лишь, что теме о Болонском процессе в отечественных СМИ посвящено большое число противоречивых публикаций. В том числе писал на эту тему и я.

*Но в этой публикации, повторюсь, автор не пытается, дать общую оценку болонскому процессу и его перспективам, как в ЕС, так и, тем более, в России. Да и едва ли сможет, а потому такая задача здесь не ставилась. Опять же, рискуя повториться, скажу, что в упомянутом выше эпизоде речь пойдет об одном мелком, в общем-то пустяковом, хотя и досадном событии, где автору просто не повезло. Именно не повезло, такое бывает, и он хотел бы избежать любых других оценок и характеристик по поводу сказанного. Почему "досадном"? Попытаюсь объяснить. Автору казалось, что у него появилась уникальная возможность задать вопрос высоким руководителям и поднабравшим опыта профессионалам и услышать, так сказать, из первых уст ответ на интересующий его вопрос, точнее вопросы... Но, не получилось. Так может, как говорится, и бог с ним. Ну, получил бы какой-то ответ, что изменится?

Почему же я, не стану скрывать, стремился на конференцию? У меня - 40-летний опыт работы в системе высшего образования (ВО), иногда говорят высшей школы. К тому же на каком-то этапе я курировал ВО по линии ГКНТ СССР. Согласитесь: - это и мой вопрос. И если кто-то готов высказать мнение, что это не моя тема, пусть, как говорится, кинет в меня камень.

*Конечно, несколько человек, сидящих в Президиуме, как и лицо, ведающее выбором лиц, которым дозволено задавать вопросы, не могли знать того, что я - профессор и член-корреспондент РАН с большим опытом работы высшей школе. Понимая это, я, намеренно устроившись в первых рядах поближе к президиуму, образно говоря, изо всех сил тянул руку, желая несколько раз обратить на себя внимание. Порой даже казалось, что меня заприметили. Но все тщетно. Вопросы посчастливилось задавать другим, а сидящие в президиуме, в свою очередь, особенно время не экономили и не ограничивались лаконичными ответами. Отвечали пространно, словно радовались случаю получить возможность высказать свою точку зрения. При этом, порой, брали слово, продолжая и дополняя друг друга, подхватывая и развивая ответ своего предшественника. Впрочем, за это я никого не упрекаю, желание вполне естественное. И вот ведущий сказал, что время переходить к другому вопросу, что и было сделано.

Не знаю, как бы выступили вы, уважаемый читатель, а я поднялся и громко представившись, сказал, что, к сожалению, не получил возможности задать свой вопрос. Поблагодарил за приглашение участвовать в пресс-конференции и удалился. Заметил, как мне показалось, чьи-то ухмылки на лице некоторых представителей наших бывших союзников, а кто-то казался слегка обескураженным таким неожиданным заявлением или не прореагировал вовсе.

*И все же, о чем я хотел бы спросить представительных коллег министра проф. Фурсенко, несмотря на его личное участие в мероприятии? Скажу так. Российское сообщество в области образования и науки по отношению к самой идее Болонского процесса раскололось. Есть кто-то "за" (почему-то, судя по выступлениям печати, мне кажется, что их не так много). Есть - "против". Есть нейтралы. Но очень многие, позволю себе такое сопоставление, по-моему, даже не имеют представления, о чем идет речь, как когда-то в начале чубайсовской приватизации. Там ведь потом только разобрались, что к чему, и что натворило наше тогдашнее руководство. Вот я и хотел спросить, что думают руководители мероприятия по поводу участия в этом процессе России с учетом её безусловной специфики. Но может быть это не интересно? Не верится. Ведь зачем-то участвует в подобных мероприятиях активный сторонник болонской системы Фурсенко. Не было бы интереса - не ездил бы. Конечно, это не Ванкувер с Мутко, где события и их оценка повторяются и становятся общеизвестными с частотой раз в четыре года. Здесь последствия нашего участия проявятся в окончательном виде через много лет, м.б. даже через 20-ть. Что же мы рассчитываем получить? Приток желающих приложить свои знания в России? Еще больший отток молодежи на Запад? Обеспечение более весомого вклада в модернизацию экономики? А может сами толком до конца не разобрались, ничего от этого не ждем и не получим, и просто продемонстрируем свою принадлежность к "Большой Европе"? Я не знаю, хотя, как и некоторые другие, имею твердое представление, что российская система образования еще недавно славилась во всем мире, и многие стремились обучаться именно в нашей стране. А нынче - все не ясно. Или, как в известной детской истории: -кому он нужен, этот Васька (читай - бакалавр)?

Итак пусть министр Фурсенко, все сказанное нам грамотно объяснит. Если, конечно, сможет и пожелает. Вот только, где он будет сам-то через 20 лет? Ведь сегодня остается только верить ему на слово. Сомнительная перспектива, тем более с учетом предварительных итогов по ЕГЭ. Это как с Хаджи Насреддином, который поспорил с султаном, что за 20 лет научит ишака говорить. А когда его упрекнули за явную авантюру, сказал: - либо я, либо ишак, либо сам султан за это время помрут. Так что, в этом смысле, вариант - беспроигрышный.

*Не стану, как говорится, наводить тень на плетень. В организационном плане мероприятие прошло блестяще, и я могу, как уверен и другие, лишь искренне поздравить его организаторов. Документы были подготовлены вовремя, приглашения и дополнительные информационные материалы - разосланы, автобусы к гостинице - подавались точно по графику, для участия отвели самые престижные здания в венской столице. Состоялась даже запланированная далеко за полночь вечеринка с музыкой, танцами, бесплатными венскими сосисками и безалкогольными напитками. Ведь это знаменитая Вена с ее традициями! Но сопоставлять с тем, о чем пишут про подобные мероприятия в Ванкувере, даже и не пытаюсь. Все было выполнено на высочайшем уровне. Тут бы нашим только поучиться...

*Кстати сказать, места, где собирались участники, были надежно огорожены полицией и автомобилями от хорошо организованных шумных шеренг с многочисленными протестующими демонстрантами в основном из числа студентов и м.б. некоторых преподавателей. И мне, для того чтобы пройти, не раз приходилось показывать свое аккредитационное удостоверение. Признаю, такое доводилось здесь видеть не часто. Против чего же студенты и их руководители протестовали, чего пытались добиться, в то время как руководство образовательных министерств собралось в Вене для того, чтобы отпраздновать десятилетие Болонского процесса? Оказывается, по некоторым заявлениям, о которых довелось узнать, прежде всего, хотели довести до руководства, что им не понятны конкретные цели болонского процесса. Что это: -желание улучшить социальные условия студентов? Лучшее признание иностранных степеней и дипломов? Дальнейшее расширение возможностей получения образования за рубежом (впрочем, в последнем случае, и это следует признать, достигнуты серьезные успехи)? А может что-то еще? Иные заявляют, что в то время, как на поддержку сельскохозяйственных мероприятий затрачивается до 40% бюджета ЕС, на развитие высшего образования отводятся, образно говоря, буквально крохи и протестующие требуют устранить эту диспропорцию.

*Итак, в организационном плане - все блестяще, а как в содержательном? Выражу свое мнение откровенно. Полагаю, что тут от организаторов мало что зависело. Об успехах должны были бы говорить представители стран, но такого впечатления у меня, например, не создалось. Впрочем, повторю, сам окончательные оценки давать не берусь. Возможно, Фурсенко, где надо доложит о высоком пафосе конференции, расскажет еще и еще раз, как это было важно и нужно, отчитается и сделает это убедительно. А его привычно благожелательно выслушают. Проблем-то хватает и без него. Для меня же лично какое-то участие в этом мероприятии ничего не прояснило. Скорее наоборот. В целом все это чем-то напомнило далекие ныне времена в бывшем Союзе, когда собравшиеся дружно голосовали и выступали "за", твердо веря при этом в мудрую политику руководства и организаторов мероприятия.

*Подходя к заключению, еще раз скажу откровенно и совершенно определенно: -уверен, что было бы просто глупо думать, будто было специально подстроено, что мне не дали задать свой непростой вопрос... Мне попросту не повезло. Бывает. Хотя и немного досадно, потому что в результате, как мне кажется, упустил уникальный шанс послушать умные мнения и немного прояснить ситуацию. Хотя бы для себя, признаю, - решительного скептика всеобъемлющей и единственно приемлемой двухступенчатой системы применительно к России. Тем более, что она не универсальна не только в мире, но отчасти и в самой Европе. И потому поймал себя на том, что фактически хотел бы получить ответ как раз на те самые вопросы, которые пытались задать демонстранты, но применительно к нашей стране. Сумел ли бы я сформулировать и донести это в своем кратком вопросе-обращении, пусть с небольшой преамбулой к уважаемому президиуму конференции? Да и кто из сидящих там взялся и смог бы мне ответить так, чтобы я остался удовлетворен? Даже не знаю.

*Ну, а если уж совсем начистоту, наверное, мало кто поверит в наивность уже не молодого автора, для которого вся проблема, казалось, свелась к тому, что он не смог задать свой вопрос. Почему-то думаю, что некоторые из уважаемых представителей, сидящих в президиуме, были бы и сами не против иметь четкие ответы на вопросы демонстрантов. Помните, в знаменитой сказке Льюиса Кэрола, написанной для детей, но обожаемой взрослыми, вопрос Шляпочника к девочке Алисе. Он спросил, почему ворон такой черный? Та поначалу обрадовалась, что разговор принял более понятный и привычный для нее оборот. Но немного подумав, призналась, что ответа не знает, и попросила Шляпочника дать объяснение. Но тот ответил, что и сам не имеет по этому поводу, ни малейшего представления. Что ж, такие ситуации бывают в жизни. И даже с министрами.


Журналист, член-корр. АН СССР (1984), РАН (1991) Леонид СУМАРОКОВ.


*Ссылки на некоторые источники.
-The first decade of working on the European Higher Education Area. The Bologna Process independent assessment. Executive summary, overview and conclusions.
-Focus on Higher Education in Europe 2010. The Impact of the Bologna Process. European Commission.

-1999-2010 Achievements, Challenges and Perspectives. European Higher Education Area.

-Известия, 19.02/09. Юрий Лужков: "Бакалавр - это недотепа, полупродукт".
(Мэр столицы и ректор МГУ обрушились на реформу образования).

-В.Гутенев. Проблемы и перспективы инженерного образования. Известия. Март 2010

-Т.Карсека. Публикации: 1)Двухуровневое образование - что изменится?` или `Ждут ли магистров на Западе`? 2)Бакалавр, Магистр - будет ли система работать? www.viperson.ru

-М.Денисов. Би-би-си, российский портал "Российским вузам исправят рейтинг (cогласно последнему рейтингу МГУ занял 155-е место).

-Л.Сумароков. Публикации: 1)Похвала глупости, или российский Бак Маг на экспорт (Госдума меняет систему высшего образования России). 2)О реформировании образования и немного о реформах вообще.

www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 622427
Перв. публик.: 15.03.10
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 0

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Сумароков Леонид Николаевич
  • Карсека Татьяна Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``