В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Подберезкин: Креативный класс и инновационное развитие Назад
Алексей Подберезкин: Креативный класс и инновационное развитие

`духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но и вселенной`

В.А.Петровский


`проявившаяся неподготовленность к мировому кризису, оказавшемуся почти неожиданной катастрофой для властных и экономических элит, отчетливо продемонстрировала, что мы недостаточно знаем, как устроен и функционирует современный мир…`[1]

Ан.Торкунов

В этом томе рассмотрены лишь некоторые, но, на мой взгляд, самые важные вопросы, связанные с решением задач опережающего развития российского общества, экономики и государства. Как мне кажется, – и это следует из самого названия 4-го тома, – эти задачи необходимо решить прежде всего с помощью социальных методов, направленных на сознательное развитие творческого потенциала нации – как важнейшего ресурса общественного и экономического развития. Термин `креативность` (от англ.create – создавать) в данном случае абсолютный синоним термину `творчество` с той лишь небольшой разницей, что этот термин сегодня чаще используется в западной литературе, хотя в действительности креативность больше свидетельствует об уровне творческой одаренности, т.е. в какой-то мере о количественном показателе. 

Важно, что творческие способности (креативность в той или иной степени) присущи всем индивидуумам[2], но они теряются по мере развития личности, т.е. если общество и государство изначально создает благоприятные условия для творчества, то такие потери могут быть сведены к минимуму. Более того, при благоприятных условиях творческий потенциал индивида и нации в целом может неограниченно расти, требуя для этого минимум ресурсов. 

Как пишет в своей книге наиболее известный специалист в этой области Р.Флорида, `Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Далее, все представители творческого класса – будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели – разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности – технологические, культурные и экономические - взаимосвязаны и разделимы. 

Радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем два другие класса`[3]. 

По его мнению, сегодня этот класс включает около 38,3 млн. американцев, что равняется приблизительно 30% рабочей силы США, а традиционный рабочий класс – 33 млн. человек или четверть рабочей силы (для России Р.Флорида креативный класс определяет в 13 млн. чел.).

Не менее важно понимать взаимосвязь между творчеством и интеллектом, которые иногда рассматриваются как два тождественных понятия, а иногда творческие возможности – как функцию интеллекта. Однако творческий потенциал (креативность) это прежде всего сумма личностных качеств, среди которых безусловно присутствует и интеллект. Это важно понимать для того, чтобы развитие творческого потенциала нации не сводилось исключительно к развитию его интеллектуальной, а тем более информационной составляющей: личные – духовные, нравственные, психологические, волевые и многие иные – качества составляют суть творческого потенциала личности.

Существует множество работ, посвященные как в целом творческому потенциалу, так и его разновидностям, а также различным способам и методам его развития. Но в данном томе о них речь не идёт. Задача сформулирована вполне узко: посмотреть каким образом творческий потенциал может помочь решить наиболее острые проблемы экономического, социального и политического развития России. Может быть способы их решения не всегда вполне адекватны этим задачам?

В конечном счете очень хочется понять, как говорит один из исследователей этой проблемы Олег Бахтияров, `насколь реален этот креативный мир? Возьмет ли в свои руки управление социокульными процессами `творческий класс`?[4].

  _______________

[1] Ан.Торкунов. Школа российской идентичности // Независимая газета? (См. история) // 2001.

[2] Согласно А.Маслоу, креативность изначально свойственна всем, но теряется под воздействием среды.

[3] Р.Флорида. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. – М.: `Классика XXI`. 2005, с. 90–91.

[4] О.Бахтияров. Заря диктатуры креативного класса // http:streteger.net

 

Алексей Подберезкин – профессор МГИМО

 15.03.2010

 www.mgimo.ru

 


Док. 622444
Перв. публик.: 15.03.10
Последн. ред.: 17.03.10
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``