В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Виктора Якимова в рубрике `армия и культура` N2-2007 Назад
Интервью Виктора Якимова в рубрике `армия и культура` N2-2007
"Шекспир, только не знаю, какая вещь..." - полвека назад эту сакраментальную фразу сказал легендарный Огурцов. Да, именно тот самый, рязановский директор клуба. Сегодняшнему Огурцову - актеру Маковецкому - Эльдар Рязанов объясняет в своей новой версии "Карнавальной ночи":
- Понимаете, 50 лет назад я снимал в вашем клубе свою "Карнавальную ночь". И получил в ответ:
- Как, и это у нас?! Так и хочется язвительно сказать глупому герою комедии: "Да, у вас! Должны были бы и знать". Но, справедливости ради, скажем, что не только он - практически никто раньше не знал, что большинство сцен культовой, как сегодня модно говорить, новогодней сказки снимались в фойе удивительного мистического здания театра, называвшегося тогда Театром Советской армии... Кому подчиняется театр? Нет, служит он, естественно, высокому искусству. А вот подчиняется? Если бы речь шла про любой другой театр, подобная формулировка была бы дикостью. Разве может быть начальник у музы? Но если муза в погонах, не только может - должен! Центральный академический театр Российской армии - ЦАТРА - имеет настоящего начальника. Генерал-майор Виктор Иванович Якимов - заслуженный деятель искусств России, профессор, академик РАЕН. А должность его звучит так - начальник Центрального академического театра Российской армии.

- Подчиняемся мы, естественно, Министерству обороны Российской Федерации. Наш театр находится в его структуре. Непосредственное руководство осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил РФ, которое возглавляет генерал-полковник Николай Иванович Резник. А начальник театра - я. Руководитель отвечает за все: творческое, административно-хозяйственное, инженерно-техническое состояние вверенного ему заведения. Конечно, в каждом подразделении есть свои руководители. Главный режиссер Центрального театра Российской армии - народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Он отвечает за репертуар. На двух сценах. А две сцены - это практически два театра под одной крышей. Большой зал - не просто большой! Он огромный - на 1,5 тыс. мест. У малой сцены, если можно так ее назвать, зал на 450 мест. Текущий репертуар, репетиционные работы, подбор труппы, музыкальная и литературно-драматургическая часть - за все это отвечает главный режиссер. Инженерно-техническая, художественно-постановочная и административная части, работа со зрителями, это - мое и моих заместителей. В целом же, обязанности мои, как у любого директора театра

- А каковы взаимоотношения между высшим руководством армии и театром? Контролирует ли Министерство репертуарную политику театра, вмешивается ли в нее?..

- Ваш вопрос понятен. Я думаю, что современное развитие общества, изменение этических норм в какой-то степени затронули и отношения руководства театра с Министерством обороны и непосредственно с Главным управлением воспитательной работы. В целом, именно они - те, кто отвечает за развитие и дальнейшие перспективы нашего театра. На протяжении ряда лет руководство театром осуществляется на основе взаимного доверия и очень профессиональной корректировки деятельности театра. В репертуарную политику никто не вмешивается, могут посоветовать, но в основном - в форме рекомендаций. Выбор пьес, трактовка той или иной пьесы, что должно идти на сцене - это определяют главный режиссер, начальник театра и творческая коллегия театра, куда входят специалисты и ведущие мастера сцены.

- А как защищен театр? Сейчас много говорят о терроризме... - Мы защищены, как любая армейская структура. У нас налажена служба охраны, служба наблюдения, слежения за передвижениями и т. д. Есть взвод охраны и обеспечения, есть военизированная охрана. И на каждом мероприятии мы обязываем своих арендаторов, например, при проведении КВН, или "Ники", или других больших проектов, которые проходят у нас в театре, принимать дополнительные меры безопасности. Они непосредственно добавляют еще внешнее и внутреннее кольцо защиты, обеспечивают безопасность прохода в театр.

- Скажите, а проводит ли театр спектакли в армейских подразделениях, концерты, выездные программы в отдаленных гарнизонах?

- Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо вспомнить нашего главного режиссера, художественного руководителя нашего театра, определившего на многие годы ход его истории, его развития. Профессор Алексей Дмитриевич Попов около 25 лет руководил театром - в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Многие знаменитые актеры нашего театра не раз побывали с концертами на передовой. Наш театр - для армии и об армии. Наша цель - нести культуру, высокохудожественные произведения российских и зарубежных авторов в массы. Ведь на самом деле, наши зрители - не только военнослужащие. Но поездки театральной труппы в дальние гарнизоны, горячие точки - это было в традициях театра всегда, эта традиция сохраняется и сейчас. Правда, сегодня это стало несколько сложней, потому что раньше было целенаправленное финансирование этого направления. Мы могли выезжать на средства, которые выделялись государством для культурно-художественного обслуживания отдаленных гарнизонов, сейчас, к сожалению, такой статьи расходов нет. Но, тем не менее, такая работа проводится. Мы находим спонсоров, работаем в контакте с дальней авиацией, транспортной авиацией, с главкомом ВВС. Они помогают со средствами передвижения. Используя все возможности, мы формируем бригады из ведущих актеров, молодежи театра и выезжаем в дальние округа. Я имею в виду Сибирский, Тихоокеанский и Северо-Кавказский военный округ, как я его называю - "огнедышащий". Там побывали многие наши актеры: народная артистка Советского Союза Людмила Чурсина, народные артисты России Лариса Голубкина, Ольга Богданова, Алина Покровская, Федор Чеханков, Александр Михайлушкин, наши молодые актеры: Людмила Татарова, Вадим Пожарский. Поездки в войска бывают часто - это одна из старейших традиций театра, которая не потеряла своего значения и актуальна по сей день.

- Скажите, молодежь призывного возраста из других театров действительно проходит призывную службу у вас? Существует такая практика? - Да, была такая практика при Центральном театре Красной армии, а потом и Советской армии. Сегодня в театре Российской армии создана команда актеров-военнослужащих. Молодые люди после окончания театрального вуза, например, Российской академии театрального искусства, Щепкинского училища, Щукинского училища, Школы-студии МХАТ, могут прийти в нашу команду. Есть отбор, есть конкурс, главный режиссер смотрит их работы и, если они подходят театру, то могут пройти службу у нас. Многие задерживаются в театре, устраиваются на постоянную работу в труппу. Многие известные актеры прошли нашу школу, начиная от народного артиста Советского Союза Сергея Колосова, замечательного кинорежиссера и супруга народной артистки Советского Союза Людмилы Ивановной Касаткиной...

- Скажите, пожалуйста, был ли Сталин, как Верховный главнокомандующий, на каком-нибудь спектакле в вашем легендарном театре? - Говорят, что Иосиф Виссарионович серьезно относился к созданию нашего театра. Был проведен отбор из пяти проектов, которые были представлены в 1934 г. Приняли проект Каро Алабяна, и в сентябре 1940 г. состоялось открытие театра. Приезжал Сталин, у него была своя особая ложа. Первым шел спектакль по пьесе Разумовского "Полководец Суворов".

- Бывали у вас какие-нибудь другие военачальники? Может быть, вспомните какой-нибудь исторический эпизод? - Конечно, какой театр без историй. Наш театр строился с учетом специального подъезда, особой безопасности. Театр наш, как вы успели убедиться, огромный - только 240 кв. м неполезной площади: балкончики, переходы, луковки разные, купола. Это очень сложный инженерно-технический объект, и здесь, на самом деле, достаточно легко заблудиться. Рассказывают, что однажды было какое-то торжественное собрание, в далекие 1950-е г. Должны были присутствовать все маршалы, участники Великой Отечественной войны. Был и маршал Баграмян. Маршал отошел и спустился по другой лестнице. А его окружение и адъютанты от него отстали, и он порядка 20 минут блуждал по театру...

- Скажите, пожалуйста, какие награды имеет театр? - Звание академического театру было присвоено в 1978 г. Этот статус определяется и по творческому уровню театра, и по количеству людей в труппе. На тот момент этот статус обеспечивал очень существенную государственную поддержку и высокую оплату сотрудников театра. Сейчас, к сожалению, это никакой роли не играет в жизни театра. Многие театры не академические, но если они в муниципальном, городском или федеральном ведении, то они гораздо интереснее экономически и финансово живут, чем академические. Это для нас осталось, прежде всего, как уровень, планка творческого состояния нашего коллектива. Мы награждены также орденом Трудового Красного Знамени. Наш театр совсем недавно отметил 75-летие, и вот уже в этом году мы открыли новый сезон - 77-й. Время быстро бежит, и хочется надеяться, что наш коллектив и отдельные его представители еще не раз будут отмечены высокими государственными наградами. А 80-летие мы встретим новыми достижениями и по-прежнему будем радовать своих зрителей.

- У театра скоро новый юбилей? - Началась история нашего театра в 1929 г., с шоу "КВЖД". Первую труппу театра, собранную при Доме Красной армии из четырех коллективов - кукольного, будущего ансамбля песни и пляски имени Александрова, непосредственно драматической студии и группы скетчистов - ребят, делавших короткие скетчи "на злобу дня", - под именем театра Красной армии направили выступать перед войсками на Дальний Восток. Там, где происходили тогда события на китайской военной железной дороге. То есть - на КВЖД. Отсюда и название представления. Первым же настоящим драматическим спектаклем коллектива была "Первая конная" Всеволода Вишневского, которая была показана уже в Москве 6 февраля 1930 г. Строго говоря, эта дата и считается днем рождения театра.
- А сколько премьер "пережил" театр? - За прошедшие десятилетия было сыграно 306 премьер. Последняя премьера - "Гамлет".

- Звездная история театра началась с прихода Юрия Александровича Завадского? - Об этом вам лучше расскажет заведующая нашего музея - Елена Фантиновна Маньшина. - (Е. Ф. Маньшина) Да. Все, что делалось до него - "живые картинки". Юрий Александрович привел с собой мощные силы: Раневскую, Добржанскую, Хованского, Богданову... Из Киева, из Тбилиси, из Баку... Первый спектакль Завадского в Театре армии - "Гибель эскадры" - был сделан по всем правилам профессионального драматического театра. Психологического театра. Завадский понимал: если в театр придут красноармейцы, а около них начнут бегать люди с винтовками, из которых стрелять-то не умеют, - такое зрелище вызовет только смех в зале. Молодому необученному солдатику, как и любому другому человеку, в театре интересно только то, что происходит в душе артиста. Только это. А не зрелище. Не боль, не взрывы. Всего этого они насмотрелись в жизни...

- Да, много бы я отдал за возможность понаблюдать за тем, что происходило в душе Раневской... - Раневская играла здесь в "Последней жертве". В "Вассе Железновой". Замечательный спектакль! В 1936 г. вышла первая "Васса" - с Раневской в главной роли. Интересно, что под занавес мертвую Вассу (Раневская категорически отказывалась играть "труп") изображала Нина Сазонова. Актрисы были похожи по фигуре. И Нина Афанасьевна Сазонова сыграла Вассу через 40 лет. Во второй версии спектакля - в 1976 г.

- Но основная история становления театра связана все-таки с именем Алексея Дмитриевича Попова? - Алексей Дмитриевич Попов пришел в театр в 1935 г. Ему предложили должность главного режиссера в театре, которого еще не было на карте Москвы. В 1934 г. только закладывался фундамент. В 1936 г. он поднялся на галерки вместе с Раневской. Но та, со словами: "Я на аэродроме не играю", - удалилась. Скоро Фаина Георгиевна совсем ушла из труппы. Видимо, не верила, что театр когда-нибудь будет достроен. В 1930-е гг. годы объекты стояли, покрываясь плесенью... В воздухе пахло войной. Не до строек было. Но Алексей Дмитриевич написал "наверх" письмо-ультиматум - по-другому его никак назвать нельзя - о том, что уходит из театра и распускает труппу. Так больше жить было невозможно - девять месяцев в году театр проводил на колесах. Оставшиеся два-три месяца труппа умоляла "Христа ради" дать поиграть то в Эрмитаже, то в Пушкинском театре, то во МХАТе... Неожиданно письмо подействовало. Вопреки всем обстоятельствам стройку закончили.
- А во время войны театр был в эвакуации? - Во время Великой Отечественной войны 19 бригад работало на фронте и в войсках. Начиная с первой бригады, которая в начале июня 1941 г. была, как обычно, отправлена в войска под Ужгород. Потом на фронт ездили новые бригады. Из Свердловска, из Москвы. На разные фронты. 19-я бригада закончила свою работу в Берлине в мае 1945 г.

- Великие исторические времена... Великие люди... Великие дела... - Да, и творческие замыслы тоже были великие. Главное, чем прославился Алексей Дмитриевич - организация народных сцен. Еще стоя на галерках недостроенного здания, он понял, что "взять" зрителя в этом театре лишь одним актерским мастерством - невозможно. Он видел, что масштаб сцены диктует необходимость вывода на нее... народа. Народ должен на ней жить. 100, 150 человек должны жить одной мыслью! Одной эмоцией! И каждый актер, который бессловесно пробегал из одной кулисы в другую, должен был прожить свою биографию по-настоящему! За этим следила режиссерская команда Попова. Большой зал театра был открыт спектаклем "Полководец Суворов". Планшет сцены из 12 подъемных столов позволил построить... Альпы. С мостом через Чертову речку. Здесь была собрана настоящая изба... Спектакль "Флаг Адмирала"... В нем был воспроизведен бой двух кораблей. Один корабль брал судно противника... на абордаж! Первый корабль приезжал на сцену на круге - 27 м диаметром. Другой - на фурке, приспособлении, напоминающем огромную тележку на колесиках... Оба - в натуральную величину. На сцене дрались два реальных корабля! Такие вещи тогда позволяли себе придумывать режиссеры...

- Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем репертуаре театра. - Это вопрос к нашему главному режиссеру - Борису Афанасьевичу Морозову. Разрешите его вам представить... - (Б. А. Морозов) Два года назад мы реконструировали постановку спектакля "Давным-давно". Театр сделал ее, посвятив двум датам: 60-летию Победы и 75-летию нашего театра. Работу точнее будет назвать новой редакцией спектакля. Премьера пьесы состоялась в феврале 1942 г., когда театр был в эвакуации в Свердловске. Отношение к пьесе в театре особое. Постановка вошла не только в историю нашего театра - в историю советского театра вообще. В те времена - в 1942 г., когда путь до победы был еще долгий и трудный, - Алексей Дмитриевич Попов поставил удивительно яркий, веселый, музыкальный спектакль про чистоту патриотического чувства. Через некоторое время спектакль получил свое второе рождение - его восстановил Андрей Алексеевич Попов, сын Алексея Дмитриевича. В нем играла Лариса Голубкина. Замечательно играла. Уже после того, как снялась в "Гусарской балладе" у Эльдара Александровича Рязанова. И вновь на долгие годы спектакль вернулся в театр. Но каждый спектакль стареет. В конце концов и вторая постановка ушла из репертуара. Когда мы стали думать, как нашему театру откликнуться на эти две большие даты, мы дружно решили, что для этого отлично подходит реконструкция спектакля, в котором звучит тема войны, тема победы, тема защиты Отечества. Который сам по себе является яркой страницей истории театра. И мы снова поставили "Давным-давно". Спектакль и сегодня идет с большим успехом. Роль Кутузова блестяще исполняет народный артист Советского Союза - Владимир Михайлович Зельдин.

- Скажите несколько слов об этом замечательном актере... - Зельдин - патриарх актерского цеха. Патриарх не только нашего - всего российского театра. Удивительный артист. Поражает его и человеческая, и профессиональная высота. Вершина утверждения красоты и поэзии в профессии актера. В одной из последних премьер - постановке мюзикла "Человек из Ламанча" Юлия Гусмана - Владимир Михайлович играет две роли: Дон Кихота и... Сервантеса. Этот спектакль - утверждение романтизма, утверждение любви, доброты, справедливости. Начиная с первых ролей Владимира Михайловича - с фильма "Свинарка и пастух", с замечательного спектакля "Учитель танцев", потом роли Мюнхаузена в пьесе Григория Горина - все образы, созданные актером на сцене нашего театра, несут в себе высокий нравственный идеал. Это попытка человека осознать себя в точке максимальной высоты восприятия жизни, оценки жизни. Мне очень дорого, что Владимир Михайлович - в нашем театре.

- И последнее: расскажите о премьере "Гамлета". Что подвигло вас на постановку этого хрестоматийного материала? - "Гамлет" - последняя наша работа. Театр выпустил его, посвятив спектакль 100-летию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Странно, но мы, похоже, единственный драматический театр, откликнувшийся на эту значительную дату в нашей культуре. Гамлет - это некий открытый космос. Гамлет должен вызывать размышление человека о жизни, а не просто разговор про нынешний день. Гамлет - не сегодняшняя пьеса. Гамлет - пьеса современная. Для меня это разные вещи. Потому что сегодняшняя пьеса может сегодня прозвучать, а завтра станет неинтересна. Хотя, повторяю, она, вполне возможно, и нужна сегодня. Но это что-то более близкое к некоему журналистскому очерку. Можно много привести примеров, когда наши талантливые драматурги писали пьесы "на злобу дня". Они взлетали на этой пьесе. Но время этих агиток уже ушло. А Гамлет - над временем. Знаете, как говорят о Шекспире: единство места - да. Это земной шар... Единство времени - да. Это жизнь человека. Единство действия - тоже да. Это попытка человека понять - во имя чего он живет... В современном мире судьба человека, который старается соразмерять свое время с совестью, трагична. К большому нашему сожалению. Понятие поэтики, понятие романтизма - тоже трагичны. Вот то пространство, в которое мы хотели войти сами и приглашали зрителя. Это спектакль особенный. Так как изначально нами была выбрана музыка Дмитрия Дмитриевича к фильму Григория Козинцева, мощь еще одного гения тоже определенным образом диктовала свои законы, свой язык, свою стилистику... Наша большая сцена - космос, который может звучать. И он звучит. В замечательном решении Михаила Михайловича Курилко - нашего художника-постановщика. И приятно, что оценка и критиков, и театральной общественности единодушна: что в "Гамлете" Театра армии - Гамлет есть!

- А теперь расскажите о перспективах... - На нашей малой сцене сейчас репетируется пьеса Ибсена "Серебряный колокольчик". На большой сцене готовится к постановке яркий детский музыкальный спектакль - "Похищение Фенеллы, принцессы фей". В наших планах, естественно, и обращение к классике. Я очень люблю Островского. Думаю, какая-то одна из ближайших работ будет по пьесе этого замечательного драматурга. Еще в планах театра - создание спектакля по роману Василия Макаровича Шукшина "Я пришел вам дать волю" о Степане Разине. Естественно, ищем пьесу о современной армии. Но это непросто. Так что, если ваши читатели подскажут, где найти такую пьесу - будем благодарны!

Материал подготовил Игорь СУСЛОВ


http://voin-brat.ru/content/view/50/20/

Док. 622459
Перв. публик.: 16.06.08
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Резник Николай Иванович
  • Михайлушкин Александр Иванович
  • Касаткина Людмила Ивановна
  • Колосов Сергей Николаевич
  • Рязанов Эльдар Александрович
  • Голубкина Лариса Ивановна
  • Зельдин Владимир Михайлович
  • Якимов Виктор Иванович
  • Морозов Борис Афанасьевич
  • Покровская Алина Станиславовна
  • Чеханков Федор Яковлевич
  • Чурсина Людмила Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``