В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МАКС на взлете Назад
МАКС на взлете
Интервью Магомеда Толбоева в рубрике "событие" N4-2001
    
Наш корреспондент посетил Международный авиа-космический салон ЛИИ им. М. Громова в подмосковном Жуковском и взял интервью у его президента Магомеда Толбоева.

Половина одиннадцатого. А солнце над аэродромом в подмосковном Жуковском, кажется, уже взлетело в зенит. Там и застряло. На летном поле, где выставлены десятки образцов авиационной техники, от палящих лучей нет спасения. До встречи с президентом Международного авиакосмического салона МАКС-2001 Магомедом Толбоевым почти час. Магомед Омарович пообещал уделить мне минут двадцать, а сейчас укатил вместе с очередным важным гостем - одним из заместителей министра внутренних дел - показывать ему выставку. Вообще-то, по опыту, на беглый осмотр уходит около двух часов. Выходит, экскурсия будет проведена по сокращенной программе, с учетом того, что после одиннадцати начинается самое интересное - показательные полеты лучших летчиков-испытателей РАКА и асов российских ВВС.
В поисках тени направляюсь к стоящей особняком "Мрии". В переводе с украинского "мрiя" - мечта. Самолет-гигант напоминает о создании отечественных космических челноков "Буран" (система "Энергия - Буран" - детище академика В.П. Глашко). Развал Советского Союза поставил крест на дерзкой программе воздушных стартов космических кораблей многоразового использования. Теперь первый и единственный экземпляр - непременный участник всех самых престижных международных авиакосмических выставок и салонов в разных уголках земного шара. Десятки раз видел этот самолет на телеэкране, фотоснимках. А сегодня, 19 августа 2001 года, впервые - живьем. Спасибо МАКСу, сделавшему это возможным.
Впрочем, здесь, на выставке, почти каждый экспонат по-своему уникален и заслуживает внимания. Покрытые мраком государственной тайны боевые вертолеты "Аллигатор", "Черная акула" и МИ-28, стратегические самолеты-ракетоносцы Ту-160 и Ту-95 (соответственно - "Белый лебедь" и "Медведь"), новейшие зенитно-ракетные комплексы С-300 ПМУ и С-400 "Фаворит", современные пассажирские авиалайнеры... А рядом - фанерный По-2 и первый советский реактивный истребитель ЯК-9, созданный в конструкторском бюро Яковлева. А еще стенды и экспозиции ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, расположенные на 20 тысячах квадратных метрах крытых павильонов.
Кому и когда пришла счастливая идея собрать все это в одном месте, в одно время и назвать Международным авиакосмическим салоном? Магомеду Толбоеву в конце восьмидесятых! Первое авиашоу состоялось здесь, в Жуковском, на берегу реки летом 1987 года. Именно шоу. Компетентные органы обложили энтузиаста запретами на показ новейших образцов отечественной авиационной техники. Пришлось упор сделать на показательных полетах. Принимал в них участие сам Магомед Омарович. Народ валил валом посмотреть на цирк в небе. Зрители облепливали деревья. Интерес был очевиден. Затем были авиашоу в г. Махачкала-89 и -91, и между ними в г. Сиэтл (США) в день открытия первых Игр доброй воли.
Однако между тем первым опытом и пятым по счету авиасалоном, ставшим самым представительным за всю историю проведения авиакосмических выставок в России, дистанция огромного размера. Мог ли 14 лет назад в самых дерзких мечтах Магомед Толбоев предположить, что мир признает МАКС? Что в августе 2001 года в Жуковском представят свои разработки 537 ведущих фирм из 34 стран мира? Что только российскую технику будут представлять 52 крупнейшие компании? Что только за первые четыре дня будет продано более полумиллиона входных билетов? Кстати, по этому показателю МАКС-2001 занял первую строку в рейтинге авиакосмических выставок, превзойдя авиасалоны в Ле Бурже (Франция) и Фарнборо (Великобритания) вместе взятые по насыщенности представления, а также по количеству проданных билетов за субботу и воскресенье, каковых было продано свыше миллиона.
Ровно в 11.50 начинаются демонстрационные и показательные полеты. МИГ-25 идет на взлет, перекрывая ревом двигателей ярморочный шум-гам салона, как и в 1987 году. На автостоянке для машин VIP-персон жалобно визжат крутые "мерседесы", "ауди", "джипы". Проехать на летное поле можно только по спецпропускам. Нашлись ловчилы, которые наладили изготовление фальшивок. Гаишники изымают их десятками. Тоже чем не признание?
Противоугонная сигнализация на машинах теперь срабатывает почти беспрерывно. Программа выступлений весьма насыщена. В ней принимают участие более 150 летательных аппаратов. К восторгу сотен тысяч зрителей, сменяя друг друга, в небе появляются наши лучшие пилотажные группы, в том числе знаменитые асы из "Руси", "Русских витязей" и "Стрижей". А в день открытия на истребителе МИГ-25 показывал свое мастерство сам Толбоев. Кто не знает, Магомед Омарович - заслуженный летчик-испытатель, удостоенный звания Героя России. Специалисты утверждают, что по сложности и числу продемонстрированных в небе над аэродромом в Жуковском элементов высшего пилотажа российский авиасалон абсолютно превзошел французских и английских конкурентов.
Магомед Толбоев возвращается, складывает с себя обязанности почетного гида. Наконец у него есть немного свободного времени для общения с журналистом. Задаю первый вопрос, чтобы рассеять свои сомнения:

- Отчего на авиасалоне практически не представлены самолеты и вертолеты из дальнего зарубежья? Они пренебрегают нами?
- МАКС для них серьезный конкурент. Они понимают это и пытаются таким способом хотя бы отчасти принизить его роль и значение. Было время, когда они советовали не начинать свое мероприятие, а уделить внимание участию в их авиасалонах.

- Однако раньше на салонах выставлялась зарубежная авиационная техника...
- Да, но это большей частью были устаревшие самолеты и вертолеты.

- Зачем тогда нам лезть в Европу, показывая свои новинки?
- Мне это тоже непонятно. Для участия в Ле Бурже или Фарнборо необходимы миллионы долларов. Не лучше ли их потратить у себя в России на поднятие отечественной авиационной промышленности? Выгода была бы очевидна. А кому по-настоящему интересны наши самолеты и вертолеты, те обязательно приедут на МАКС. Для того салон и проводится.

- Можно ли хотя бы приблизительно сказать, сколько заработала наша страна на МАКС-2001?
- Это легко подсчитать. Мы сдали 20 тысяч квадратных метров выставочных площадей по 120 долларов за метр. Умножьте сами. Мы продали миллион билетов по 100 рублей, торговля, конракты...

- А если судить по заключенным сделкам?
- Вот этого вам никто в точности не скажет. Можно предположить, что контракты заключены на сотни миллионов долларов. Например, накануне мексиканцы договорились с представителями авиационного завода из Улан-Удэ о создании в Мексике сервисных центров по обслуживанию вертолетов Ми-8. Контракт стоит 165 миллионов долларов.

- Это же сумашедшие деньги...
- Это нормальные деньги за продажу высоких технологий, что мы и должны развивать. Знаете ли вы, сколько стоит килограмм автомобиля? 25 долларов. А килограмм самолета? 25 тысяч долларов! Чувствуете разницу?

- МАКС-2001, по сути, уже история. А каким вам видится следующий салон?
- Я думаю, что по числу фирм-участников он должен быть больше. В этом у меня нет сомнений. А поскольку МАКС моя интелектуальная собственность, это радует. Однако разумно ли ждать целых два года? Почему должны простаивать огромные выставочные площади? В день открытия авиакосмический салон посетил президент Российской Федерации Владимир Путин. Мы говорили с президентом по этому поводу, и я предложил провести в Жуковском на будущий год глобальную выставку "Оружие России". Владимира Владимировича идея заинтересовала. Так что вполне возможно, что через год здесь будет проведена первая всероссийская выставка вооружений. Она не подменит региональные, которые традиционно проводятся в Омске, Екатеринбурге и других городах. У тех одни задачи, у этой будут другие - политические.
***
...Расставаясь с Магомедом Толбоевым, желаю ему успехов в реализации новой задумки. И знаю наперед, что у него все получится. Потому что работает он не своей корысти или славы ради, а для народа великой страны, которому служит верой и правдой.
Думаю, что президент России В.В. Путин возьмет под свою опеку столь крупные форумы, имеющие политическое значение для Российских передовых технологий.

Игорь НАУМОВ

http://voin-brat.ru/content/view/72/20/

Док. 622478
Перв. публик.: 16.03.01
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Толбоев Магомед Омарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``