В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Леонида Рошаля в рубрике ` точка зрения` N6-2005 Назад
Интервью Леонида Рошаля в рубрике ` точка зрения` N6-2005
РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ИНТЕРЕСАХ ВСЕХ ГРАЖДАН РОССИИ

Из всех своих многочисленных титулов и званий директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии профессор Леонид Михайлович Рошаль предпочитает один - доктор. Именно в таком качестве знают его не только в нашей стране, но и во многих уголках земного шара, где он непременно оказывался вслед за свалившейся бедой: Румынская революция; войны в Персидском заливе и Югославии; землетрясения в Грузии, Египте, Японии, Индии, на Сахалине, в Афганистане, Турции, Алжире. Нахождение в плену во время Нагорно-Карабахского конфликта, когда он оказывал помощь детям и в период первой чеченской войны. Миссия посредническа во время захвата террористами театрального центра в Москве на Дубровке и школы в Беслане; оказание медицинской помощи взрослым и детям после обрушения аквапарка "Трансвааль"...

Леонид Михайлович имеет столько авторитетных наград (государственных и общественных), что любой другой человек на его месте давно бы уже почивал на лаврах. Орден Мужества, орден Петра Великого I степени, орден "За возрождение России"; титулы "Детский доктор мира" (1996), "Национальный герой" (2002), "Гордость России" (2003), "Европеец года" (2005).
Несмотря на свой далеко не молодой возраст, он продолжает работать в прежнем ритме. С той лишь разницей, что почти перестал принадлежать себе. Став заложником собственной популярности. Еще он спешит доделать то, что задумал...

- Леонид Михайлович, о реформах, происходящих сегодня в России, пишется и говорится много. Скажите, что кардинально они затронули в сфере здравоохранения?
- Вы хорошо заметили: пишется и говорится действительно много. Гораздо меньше делается. Первая попытка реформы в здравоохранении была предпринята еще в 1990-х. В 1997 г. даже приняли постановление на правительственном уровне с предложением введения вместо педиатрической и акушерско-гинекологической служб врача общей практики. До настоящего времени в этом отношении на выходе - ноль. Почему? Потому что для российского здравоохранения это не рационально. В Советском Союзе была создана стройная система организации здравоохранения начиная с ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), врачебно-сельских участков (амбулаторий) и заканчивая районными больницами и поликлиниками. Система была не только понятна, но и доступна для всех категорий граждан, независимо от их достатка.
Даже при остаточном принципе финансирования медработникам удавалось добиться колоссальных результатов. За общие показатели здоровья нации после 1917 г. стыдно никому не было. Предложение же о введении врача общей практики ставит под сомнение проверенную десятилетиями структуру здравоохранения. Выходит, что надо закрыть службу врачей узкой специализации и заменить их одним "широкопрофильным" врачом. Но нашлись здравомыслящие люди и в составе Правительства РФ, и в президентской администрации, которые сказали, что такая постановка вопроса невозможна в принципе. Процесс был приостановлен.
Однако по совершенно непонятным причинам, решающую роль сыграло мнение нынешнего министра здравоохранения Михаила Зурабова и его окружения. Оно пересилило всех, и в январе нынешнего года им был подготовлен приказ "О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)". 21 февраля приказ прошел регистрацию в Минюсте, а спустя месяц доведен до руководителей лечебных учреждений. Когда мы увидели сей документ, возникло сомнение, что ни господин министр, ни его ближайшие советчики не осознали до конца содеянного. Формулировки приказа настолько расплывчаты, что каждый вправе трактовать их по-своему. Но самое страшное, что первичную медслужбу страны все же нужно переводить на систему врачей общей практики.

- Но и за границей - и в Европе, и в Америке практика с введением данной категории врачей существует...
- А никто и не спорит. Но когда там вводилась эта система, ничего не ломалось и ни о каких тяжелых социально-экономических последствиях речи не шло. Кстати, сегодня в тех же самых странах все чаще отмечается недовольство существующей организацией здравоохранения и наблюдается тенденция к расширению педиатрической службы. Это мне хорошо известно не с чьих-то слов. В Англии, например, число семейных врачей уменьшилось почти на 80%. Врачи общей практики безусловно нужны, но только там, где нет больниц или поликлиник. Вместо ФАПов; в сельских врачебных амбулаториях; в глуши, где ведутся какие-то разработки; на предприятиях, где невозможно создать поликлинику; в отдаленных воинских частях и т. д. Необходимо отметить, что врачи общей практики не дешевое удовольствие - по обучению, зарплате, оснащению и даже по содержанию дополнительного штата медсестер т. е. выгода от их введения кажущаяся, и никто еще не смог доказать, что один доктор лучше нескольких узких специалистов.
Я могу предположить, почему в нашем государстве настаивают на этом. Тот, кому положено, попросту не хочет раскошеливаться на поддержание подготовки кадров, стимулирование интереса к работе в поликлиниках на селе... Наша система здравоохранения и так самая экономная в мире. За очень малые деньги мы не только существуем, но и лечим. И - очень неплохо! По состоянию на сегодня медицина в России стала беднее, чем была в Советском Союзе, почти в 2 раза. Если по международным стандартам траты на здравоохранение составляют не менее 5% ВВП, то у нас этот показатель в нынешнем году составил 2,8%. А по планам Германа Грефа, в 2007 г. должен снизиться до 2,4%. Это похоже не только на издевательство над народом, а на антигосударственную политику. Что также объяснимо. У тех, кто делает вид, что проводит реформы в медицине, проблем в здравоохранении нет. Проблемы со здравоохранением есть у народа...
Но это только часть проблемы. Есть подготовленные законопроекты "О гарантиях...", "Об обязательном медицинском страховании". Законы действительно нужные. Но любой богатый человек сегодня обычному районному стационару предпочтет платную клинику. Пусть так. Пусть и богатых людей, и платных клиник будет больше. Но реально подобное медобеспечение у нас в стране могут позволить себе лишь 10-15% населения. Для остальных должны быть законодательно закреплены гарантии другой медицинской помощи. Бесплатной. Есть еще два законопроекта: "Об автономных учреждениях" и "О государственных автономных некоммерческих организациях". Что это значит применительно к здравоохранению? У больниц появится возможность использовать койки для платной медицины. А где определено, каким должен быть процент платных мест? Можно, конечно, предложить главному врачу снять больницу с госфинансирования и перейти на самоокупаемость. Тогда он из 1000 коек оставит только 100 бесплатных и будет жить припеваючи. А где будут лечиться люди?

- Известно, что во время предвыборной президентской кампании-2004 один из кандидатов на пост главы государства хотел видеть вас в должности министра здравоохранения. Если бы нынешний президент предложил вам этот пост, за что вы взялись бы в первую очередь?
- Я бы отказался, потому что не считаю себя организатором в здравоохранении. Я - детский доктор, директор Института неотложной детской хирургии и травматологии. У меня много планов как научных, так и лечебных, которые мне необходимо осуществить. Кроме того, я хочу достроить институт, который замыслил. И уверяю вас, что даже не будучи министром, я делаю и буду делать максимум для того, чтобы защитить наш народ от пагубных реформ в медицине.

- А что вы посоветовали бы министру?
- Для начала ему не мешало бы изучить отрасль, которую он возглавляет. Не с экономической точки зрения, а структурно снизу. Знать, что такое ФАП, функциональные обязанности участкового врача, и помнить главную врачебную заповедь - "не навреди". Министерство должно восстановить советскую структуру здравоохранения в функциональном качестве и незамедлительно начать решать кадровый вопрос. Сегодня в поликлиниках не хватает почти 40% участковых врачей, и, если эта категория специалистов уйдет, здравоохранение рухнет.
Нельзя сказать, что у нас все нормально и с качеством лечения. Следует принять меры к оснащению медучреждений хорошей аппаратурой и оборудованием, обязательно поставив преграду к нерациональному использованию денег. Если вышеперечисленное будет решено - оно не из разряда деклараций и находится в компетенции министра, - уверен, можно и реформы вершить. Но только не сейчас, когда в самом Министерстве здравоохранения осталось лишь 2 (!) департамента из 10, которые непосредственно занимаются здравоохранением.

- Скажите, есть ли необходимость расширять сеть строительства детских лечебных учреждений в стране?
- Нет. Коечного фонда в стране достаточно. Речь должна идти о приведении материально-технической базы здравоохранения к хорошему уровню.

- Вы сказали, что одна из ваших главных задач - достроить институт. В какой стадии находится строительство, и кто этот проект финансирует?
- Один корпус мы уже сдали. Там - самое современное оборудование и отделка. Надеюсь, на таком же уровне все будет и в главном реанимационно-хирургическом корпусе, который мы планируем сдать в начале следующего года. Пользуясь случаем, приглашаю вашу редакцию на его открытие. Я уверен, что хороший доктор и в хлеву вылечит, но время, когда нужно выходить на бытовые условия, соответствующие XXI в., пришло. Строимся мы на деньги Москвы. И огромное спасибо за это мэру Ю. М. Лужкову.
Абсолютно всех детей в нашем институте мы лечим и будем лечить бесплатно. И даже если ребенок лежит в реанимации и ему требуется дорогостоящее лечение. Мы делаем это за счет страховых компаний. Но я совершенно не понимаю, чем нужно было руководствоваться, чтобы принять решение о переводе части денег Москвы по линии медицинского страхования в федеральную систему. В результате в этом году мы получаем средств на лечение детей почти на 40% меньше, чем в прошлом. Я понимаю, что наш город - регион-донор, но ведь это не значит, что его нужно обдирать как липку и тем более использовать для этого социальную статью. Здравоохранение вообще и детское в частности должно финансироваться по "сквозной линии" - сверху вниз вне зависимости от муниципальных и прочих бюджетов.

- Как вы оцениваете все, что связано с обязательным медицинским страхованием в России, на предмет доступности необходимых лечебных услуг для средних слоев населения?
- Плохо. Правительство ввело квоты на госучреждения примерно на пятую часть всех проводимых операций. Остальные 4/5 операций необходимо делать за деньги, которых у людей нет. Это очень неразумно, и выход здесь один: необходимо увеличить бюджет здравоохранения минимум в 2 раза. Только тогда можно заявить: мы сделали все, чтобы наш человек был здоровым. И может быть, наконец прекратится ежегодное сокращение населения России на 700 тыс. человек...
Для того чтобы остановить это падение, необходима не только профилактика болезней, но и нормальное питание, и здоровая экология. Наш народ достоин этого.

Беседу вел
Виктор СИРЫК

http://voin-brat.ru/content/view/99/20/

Док. 622501
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Рошаль Леонид Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``