В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Бориса Галкина в рубрике `кино` (Спецвыпуск Спецназ-2004) Назад
Интервью Бориса Галкина в рубрике `кино` (Спецвыпуск Спецназ-2004)
"Ребята! МЫ ПОБЕДИМ!"

Заслуженного артиста России Бориса Галкина представлять широкому читателю нет необходимости. Он, может быть, один из немногих актеров, сумевший воплотить в своих работах образы честных и сильных духом защитников Отечества. Борис Сергеевич - создатель ряда художественных
и документальных кинолент, бард, активный общественный деятель. Сегодня Б.С. Галкин - гость журнала "Воинское братство".

- Борис Сергеевич, расскажите о своих детских увлечениях. Как вы пришли к театру?
- Родился в Ленинграде в 1947 г., в рабочей семье. Когда мне было 6 лет, семья переехала в Ригу, на новое место работы отца. Как и многие ребята, с детства дружил с физкультурой - занимался акробатикой, гимнастикой. Эти силовые виды меня "зажгли" надолго! С удовольствием вспоминаю своих спортивных наставников: Алоиза Бертыньша - по боксу и Леонида Лавреновича - по самбо. По самбо я получил первый разряд.
С 14 лет увлекался художественной самодеятельностью, особенно художественным чтением. Начало 1960-х гг. - время поэтов-"шестидесятников", собиравших на свои выступления целые стадионы. Их стихи я с удовольствием исполнял на школьных концертах. Но не меньшее влияние оказали на меня поэты, павшие в годы Великой Отечественной войны: Кульчицкий, Майоров, Коган, Орлов... Знаете, у меня с 15 лет были сольные чтецкие программы. Считаю, что двери в театр открыла для меня любовь к поэзии.

- Родительская воля повлияла на ваш профессиональный выбор в жизни?
- Они мне полностью доверяли. Принятому решению ехать в Москву поступать в театральное училище не противились. Тем более, что в Риге с ними оставалась моя старшая сестра.
В столице мне необычайно повезло. Во-первых, я поступил туда, куда хотел, - в "щукинку". Во-вторых, я очутился в компании сокурсников, ставших вскоре цветом отечественного кинематографа, театра и даже эстрады. Сами посудите: Нина Русланова, Леонид Филатов, Владимир Кайдановский, Ян Арлазоров... В-третьих, наши наставники по "щукинке", - это талантищи! Не обижая многих, назову Евгения Рубеновича Симонова, Юрия Васильевича Катина-Ярцева. А вообще-то учителями нашими являлись как академические, так и новые театры Москвы с их прославленными режиссерами и талантливыми актерскими труппами: "Современник", "Таганка".

- С такими учителями добиваться актерского мастерства было, наверное, не просто?
- Да уж не легко, особенно приезжим. Знаете, на нашем курсе было много провинциалов, хотя конкретно моя Рига, например, под понятие "провинция" не подходила. Но точкой отсчета для любого актера всегда была сценическая площадка, а реакция на выступления артистов беспристрастного зрительского зала ставила все на свои места.

- Распределение, видимо, у вас прошло столь же успешно, как и поступление. А далее - нелегкая актерская судьба?
- Я пошел к Валентину Петровичу Плучеку в театр Сатиры. Со мной вопрос был решен еще на четвертом курсе, как, впрочем, и с большинством моих товарищей. Там за 2 года сыграл 10 ролей, в том числе в четырех премьерных спектаклях. Поводов для недовольства с моей стороны не было. Но в 1971 г. я ушел. Категорически! Остановить было невозможно, но и бесследно для меня этот уход не прошел.

- "Ушли" во что-то молодое и перспективное?
- "Таганку" я очень любил. И до сих пор Любимов - для меня пример театрального режиссера. На этой сцене я прослужил 6 лет. Именно в "Таганке" прошло мое актерское возмужание, здесь испытал творческий восторг. Считаю, что в основном мои планы как театрального артиста в значительной мере реализовались. Хотя были и неудачи, как мои, так и театра в целом. К таковым я бы причислил постановку спектакля "Мастер и Маргарита".

- Да и в кинематографе не все ладно с этим булгаковским шедевром.
- К сожалению, ведь слишком сложен материал романа для его воплощения в театре и кино...
После "Таганки" я поступил на Высшие режиссерские курсы. Свой дипломный спектакль "И поплывет камень" ставил в театре Маяковского.

- И впоследствии стали сами снимать кинофильмы?
- В 1980 г. вышел мой первый фильм "И будем жить!", автор сценария - знаменитый Александр Рогожкин. Тремя годами позже я поставил киноленту "Поручить генералу Нестерову", посвященную военным строителям. 12 лет назад совместно с женой - художником-постановщиком Еленой Демидовой-Галкиной организовали студию "ВСЕ". В нашем активе разнообразные киноработы. В их числе - "Помнишь запах сирени", "Черный клоун". В работах мы стараемся откликаться на болевые точки страны, показывать истинных героев нашего времени, как, например, в документальном фильме "Смерти нет" о событиях в Чечне.

- Вы известны многомиллионной зрительской аудитории как актер кинематографа, сыгравший значительное количество ролей людей в погонах. Насколько вам дорога тема служения Отечеству?
- Мой отец, Сергей Михайлович, прошел три войны - советско-финляндскую, Великую Отечественную и "зацепил" еще маньчжурский поход в августе 1945 г. (советско-японскую войну). Про таких, как он и его друзья-фронтовики, говорили - "пахари" войны. Это было удивительное поколение! Вспоминая их лица, понимаешь: какое душевное единение сохранялось среди них в течение многих лет! Да и называл я знакомых отца и в детстве, и спустя много лет не по имени-отчеству, а дядями, как своих родных.
Так вот это поколение работало так же, как и служило, как и сражалось. Их идеалы запали в мою душу на всю жизнь.

- Вашими партнерами в военных фильмах было много любимых народом (без кавычек) артистов. С кем вы с удовольствием работали?
- С Владимиром Гостюхиным, Михаем Волонтиром, Георгием Юматовым. Выражаясь нынешним сленгом, по твердой человеческой убежденности, по творческой одаренности - это эксклюзивные личности, самородки.
Гостюхин для меня - актер, воплощающий истинно русский национальный характер. Поэтому ему удались образы военачальников: плоть от плоти народа генерал Горбатов, атаман Платов. В ходе съемок меня всегда удивляло чуткое отношение к партнерам этого внешне сурового человека.
Михай Волонтир - тоже ярок и самобытен своим удивительным характером. Его сердечность, добропорядочность известны многим.
Не могу не упомянуть Олега Александровича Стриженова, сумевшего в кино воплотить благородный образ русского офицера. Я считаю его человеком глубокой культуры и таланта общения.

- С Владимиром Гостюхиным снимается в "дорожном" телесериале ваш сын Влад. Да и на его "военном" кинематографическом счету есть несколько ярких работ. "В августе 44-го", например. Семейная преемственность традиций?
- Есть литературные произведения, которые трудно "идут" в кинематографе. О "Мастере и Маргарите" мы уже говорили. Считаю, что российско-белорусская картина "В августе 44-го" состоялась, но ведь была еще и первая попытка.
На мой взгляд, Владу по пластике и по фразе удалось "переехать" в то военное время. Уверен, работа над образом военного контрразведчика стала этапной, придала ему много творческих сил.
Если же наша преемственность претворяется в воплощении на экранах людей с горячим сердцем, волевых и с высокой ответственностью за предназначение мужчины в этом мире, то такой преемственности я только радуюсь!

- Ваши киногерои в погонах - люди романтические. Как вы относитесь к романтике в кино?
- Романтические образы в кино - это суженное понятие. В своих работах я старался показать реальных, живых солдат и офицеров, которым присуще вдохновение, у которых бьется горячее сердце, которые полны здорового азарта при выполнении поставленных задач.

- Кого бы вы сами назвали мастерами образов?
- Будучи студентом, я видел в "Таганке" Николая Губенко в роли Пугачева. Невероятный сгусток эмоциональной энергии, непостижимая неутомляемость в ходе всего спектакля!
Потрясающее впечатление в молодые годы на меня произвел Иннокентий Смоктуновский в "Гамлете". Для меня было загадкой: как это можно сделать?

- Итак вы - актер театра и кино, режиссер. Но также и бард. Расскажите о вашем песенном творчестве.
- Песни я начал писать относительно поздно - с 27 лет. Стихи пишу не по заказу, а когда они ко мне "стучатся". Как правило, появляются после моих поездок по "горячим точкам": Югославии, Таджикистану, Кавказу. Многие посвящены российским воинам, как эти:
...Я ставлю на белую скатерть стакан,
И в памяти вспыхнули лица.
Пойми нас, Россия, Чечня и Афган,
Мы - воины, а не убийцы...
Да, очень тяжело, когда воюешь в официально необъявленной войне. Сколько раз наших военнослужащих предавали, но они собирались с духом и справлялись со своими бедами...
Знаете, все же должна быть у барда нравственная ответственность за то, что пишешь и исполняешь. Расскажу недавний случай. Один малыш лет семи спрашивает: "А вы можете сразу при мне сочинить стихи?" Я тут же начал писать, одной стороны не хватило, переворачиваю лист. А он мне говорит: "Не пишите здесь. Листу больно". Для него этот лист - как живое существо. А говорят, что бумага все стерпит!

- Гражданская позиция артиста. Как вы это понимаете?
- В художественном фильме "В зоне особого внимания" мой герой обращается к солдатам: "Что ж вы голову повесили, соколята..." Это прямая, адресная фраза. Знаете, я ведь накануне картины немного все же изучил быт и службу солдат той части, где проходили съемки. И увидел уныние 18-20-летних ребят. К сожалению, не нашел и двух-трех офицеров, которые бы вдохновенно занимались боевой подготовкой. Сразу захотелось чем-то ребятам помочь, взбодрить их.
Я чувствовал и понимал, как надо! Поэтому и образ офицера попытался создать таким, чтобы бойцы сказали о нем: "За этим парнем мы пойдем в огонь и в воду!"
Что же касается повседневной жизни, то стремлюсь всегда и везде: на моих концертах, встречах с воинами и гражданской молодежью, в командировках, в различных "схватках" с оппонентами - донести до сознания, что народ, государство тогда имеют право на жизнь, когда заботятся о своих защитниках. Тем более с такими бесценными патриотическими традициями, как в России.

- Кто же они, эти оппоненты?
- Да разные. Без них не было бы позора с Чечней. Без них не было бы геноцида в Сербии. С некоторыми НАТОвскими офицерами (но под эгидой ООН!) я поговорил. Показал снимки разрушенных православных святынь. Спросил: "Что же дальше с этим делать?" - "Смотреть можно. Показывать нельзя", - последовал ответ.

- Ваши ближайшие творческие планы?
- В планах студии "ВСЕ" готовится телепроект "Люди, города, монастыри России в войне и в мире". Нами накоплен огромный материал по результатам поездок по Ленинградской, Смоленской, Московской, Новгородской, Псковской областям. Там, где в 1941-44 гг. проходили ожесточенные бои. Сколько вскрывается интересных судеб, фактов! Но пока на реализацию проекта элементарно не хватает денег!

- Есть ли место на земле, куда вас больше всего тянет?
- Да, это ленинградские дворики, моя родина, Петербург.

- 29 августа в Кремле будут чествовать сотрудников подразделений специального назначения. Каковы ваши пожелания?
- Отрадно, что подобные события проводятся на высоком уровне. Многие мои знакомые спецназовцы - настоящие герои, не чета "паукам" и "терминаторам". Хочется сказать им: "Ребята! Мы победим!"

Беседовал
Владимир ЧЕРЕДНИК

http://voin-brat.ru/content/view/213/20/

Док. 622699
Перв. публик.: 19.03.04
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Галкин Борис Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``