В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Таир Салахов: `Я не смешивал искусство с политикой` Назад
Таир Салахов: `Я не смешивал искусство с политикой`
Можно сказать, что на выставку попали ваши лучшие работы?

Мне только 80, а Тициан лучшие свои вещи создал, когда ему было далеко за 90, а "Избиение Христа" и вовсе в 99. Надеюсь, что лучшие работы еще впереди.

А вы принципиально не использовали служебное положение, чтобы организовать себе персоналку?

А зачем? Свои работы я показывал наравне со всеми, участвуя в больших выставках. Мне гораздо интереснее было показывать художников, неизвестных в Советском Союзе: Роберта Раушенберга, Фрэнсиса Бекона, Джеймса Розенквиста, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гюнтера Юккера, Руфино Томайо, Ива Сен-Лорана. По крайней мере, на это имело смысл тратить силы.

В ЦК были против этих западных "модников". Видимо, вы очень хороший дипломат...

У нас на Востоке говорят: "Чтоб шашлык не сгорел... и шампур тоже". Важен результат - а то можно рьяно защищать свою точку зрения, но ничего не добиться. Интересно, что и выставку Раушенберга, и выставку "40 нью-йоркских художников", на которой показывали работы Энди Уорхола и Джаспера Джонса, я открывал в одиночестве - представители других организаций, которые по протоколу должны были присутствовать на вернисажах, прийти не рискнули.

А вы-то почему не боялись?

Мне терять было нечего. Я никогда не смешивал искусство с политикой, не участвовал в интригах и не занимался никакими манипуляциями. Конечно, например, еще будучи в Баку, я смог со 100-процентным результатом просчитать, кому дадут квартиру в новом доме художников. Моего приятеля, с которым я поделился своими мыслями на этот счет, даже вызвали на ковер: "Колись, кто из членов правления тебе стукнул о нашем решении". Он признался, что это всего лишь гимнастика ума Таира Салахова. "Хитрить" и иногда идти на компромиссы действительно приходилось, но это уже издержки должности. Я иногда так интерпретировал работы талантливых молодых авторов, например, перед М. А. Сусловым и Ю. В. Андроповым, что они не усматривали "идеологической диверсии". В результате говорили, что "прошли времена, когда эти вопросы решались административным путем". Эта фраза в то время дорогого стоила!

Как вам удалось, столько лет находясь во власти, никоим образом не запятнать себя?

Когда я в 1956 году получил справку о полной реабилитации отца, расстрелянного в 1937-м, понял, что должен прожить жизнь так, чтобы родителям не было за меня стыдно. Сегодня эти слова кажутся вам высокопарными, но я всегда старался быть справедливым.

У вас, видимо, и интуиция хорошая: недаром на одной из скандальных выставок в Манеже в 1961 году, не дожидаясь разгрома, вы сняли от греха подальше свою картину "Тебе, человечество"...

Я придумал эту работу еще в 1960 году, сюжет снился мне ночами, я закрывал глаза и видел летящих людей. И выставили ее в Баку 12 апреля 1961 года - в день полета Гагарина в космос. Естественно, у чиновников от искусства возникли вопросы: мол, если это о космосе, то где лицо Гагарина? Потом работу вывесили в Манеже. Но пока по залам шла комиссия, снимая спорные работы, я подумал: зачем я буду подводить руководителей Союза художников СССР, которых очень уважал? И попросил рабочих ее снять. Наверное, это могло быть расценено как излишняя осторожность... Совсем недавно Айдан нашла ее, отреставрировала и решила выставить в Москве. Сегодня, через 47 лет, я смотрю на нее уже другими глазами. А ведь все эти годы я постоянно задавал себе вопрос, правильно ли я сделал, что написал эту работу.

А если бы тогда появился, скажем, Олег Кулик, вы смогли бы его защитить?

Это был бы перебор. Но я делал все, чтобы появление таких неоднозначных художников, как Кулик, стало возможным. Если заняться изучением старых партийных документов, станет ясно, что можно противостоять системе, идя поперек, а можно реформировать ее изнутри.


Три любимые картины Таира Салахова

1. "Айдан". 1967 год. Самая трогательная картина - дочь все-таки. Из собрания Третьяковской галереи.
2. "Тебе, человечество". 1961 год. Самая непредсказуемая картина. Из собрания Бакинского Государственного музея изобразительных искусств.
3. "Портрет Шостаковича". 1974-2006 годы. Самая философская картина. Из коллекции Таира Салахова.

Time Out Москва N7 / 23 февраля - 1 марта 2009 г

http://www.timeout.ru/journal/feature/3699/

Док. 623236
Перв. публик.: 01.03.09
Последн. ред.: 25.03.10
Число обращений: 0

  • Салахов Таир Теймур Оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``