В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жанна Аркадьевна взяла в руки кий Назад
Жанна Аркадьевна взяла в руки кий
www.princess-billiard.ru


Всероссийскую известность Ольге Прокофьевой принесла роль Жанны Аркадьевны в сериале "Моя прекрасная няня". Мало кто знает, что героиню по имени Жанна Аркадьевна Прокофьева сыграла еще до "Няни" в другом популярном телевизионном сериале "Воровка". Таким образом, можно сказать, что Ольга дважды была Жанной Аркадьевной. Однако сериалы я смотрю не очень часто, а вот театры посещаю регулярно, поэтому Ольгу Прокофьеву знаю как ведущую актрису Московского академического театра имени Вл. Маяковского, сыгравшую на его сцене множество ярких и запоминающихся ролей. Встретившись с ней в бильярдном клубе "Кино" перед очередной тренировкой для подготовки к участию в телевизионном проекте "Принцесса бильярда" и увидев, с каким старанием она отрабатывает сложнейшие бильярдные удары, я понял, что талантливый человек талантлив во всем, и убедился, что блестящая театральная актриса Ольга Прокофьева вполне может стать настоящей звездой бильярда.

Ольга, расскажите, пожалуйста, сначала о том, что привело Вас в телевизионный проект "Принцесса бильярда". Играли ли Вы раньше в бильярд, и насколько Вы любите эту игру?

Немного поразмыслив, Ольга произнесла фразу, полную глубокого философского смысла, которую я не могу не повторить, так как полностью с ней согласен: "Если бы мы заранее знали точно, что и куда нас приводит...". И уже только после этого актриса подробно объяснила, почему она взяла в руки кий.
"Очевидно лишь одно: бильярдная идея, возникшая в августе этого года, когда меня пригласили участвовать в проекте ,,Принцесса бильярда", не была чистой случайностью. У меня в подмосковном поселке Жаворонки есть небольшой загородный дом, который строился еще в советские времена. Тогда от утвержденного проекта в сторону нельзя было отступить ни шага. Сделать лишнее окошечко или даже форточку считалось самым настоящим преступлением. Тем не менее этот загородный дом строился своими силами и с большой любовью. В конечном итоге получилось одноэтажное строение с ломаной крышей, из-за чего мы смогли гордо именовать его двухэтажным домом. Когда настали другие времена и люди получили возможность хоть что-то построить для себя без дополнительных проблем и разрешений, мы решили надстроить третий этаж - летний. Все мгновенно загорелись этой идеей и первоначально думали, что он, скорее всего, станет библиотекой, так как в доме было очень много книг. Но, поразмыслив, муж моей мамы решил поставить на третьем этаже бильярдный стол, так как он очень любил эту игру. Этот стол был не такой уж большой, но когда его привезли на участок, все поняли, что поднять этот предмет на третий этаж просто невозможно. Он не проходил ни через дверной проем, ни через лестницу. Ну не пилить же его на несколько частей! В конечном итоге было решено, что поднимать бильярдный стол на отведенное ему место придется на веревках, при этом мужчины выполняли роль подъемного крана, а раму из окна пришлось вынуть. За этим фантастическим зрелищем наблюдали все жители нашей улицы, собравшиеся в тот момент у нашего дома. Эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами. После преодоления таких трудностей с оборудованием бильярдной не приобщиться к любимой игре маминого мужа я просто не имела права. Именно поэтому мне пришлось взять в руки кий и начать играть".

После этого интересного рассказа Ольга Прокофьева внимательно посмотрела на фотографию, на которой был изображен играющий в бильярд Леонид Куравлев (эта фотография висит на стене клуба "Кино", в той комнате, в которой мы беседовали), и со знанием дела сказала:

Посмотрите на Куравлева. Я сразу вижу, что кий он держит абсолютно неправильно. А ведь это кадр из фильма. Неужели никто не смог подсказать ему это? Так не держат кий ни правой, ни левой рукой. Вот, например, Владимир Высоцкий (в тот момент Ольга рассматривала висящую за нами на стене фотографию, на которой был изображен фрагмент из кинофильма "Место встречи изменить нельзя") совершенно правильно держит кий, и всем понятно, что он играет на бильярде по-настоящему. Вот точно так же и мы стали поигрывать в бильярд на третьем этаже. Моему сыну тогда было лет семь или восемь, мы с ним часто играли вдвоем. Самым главным для меня было проиграть ему, чтобы доставить ему удовольствие и продемонстрировать, что он настоящий и сильный мужчина. Сашка должен был забить шаров больше, чем я, и гордо сообщить всем о том, как он у мамы выиграл в бильярд.
Вот так мы и начали играть в бильярд на третьем этаже загородного дома. Потом у меня прибавилось работы - телевидение, кино. Сын со временем охладел к бильярду - появились ролики, велосипед. Сейчас, когда я приезжаю на дачу, главное для меня - это пообщаться с мамой, сестрой, что-то сделать по дому, спуститься в огород, разобраться с цветами, до игры на бильярде дело просто не доходит. Иногда играю с племянницей Анечкой.
Бильярд, с моей точки зрения, очень благородная игра, и мне всегда хотелось узнать, почему у актеров такое пристрастие к ней. Для многих бильярд - это любимое хобби, хотя мое хобби - это театр. Фраза Юрия Башмета: "Я отношусь к тем 4% населения земного шара, у которых хобби совпадает с профессией" относится и ко мне. Театр действительно мое хобби. Всю свою жизнь я играю в бюджетном театре практически бесплатно, поэтому театр для меня действительно единственное, настоящее, вечное и любимое хобби. Кроме него мне ничего не нужно. Водить машину, нырять с маской и ластами - это просто параллельные занятия. Я до сих пор никогда не втягивалась в какие-либо другие постоянные мероприятия и была уверена, что мне вполне хватает театра, кино и телевидения. Но этим летом, когда сын поступал в институт, и мы решили никуда не ехать в отпуск, мне совершенно неожиданно сделали предложение поучаствовать в женском бильярдном проекте. Мне эта идея понравилась, так как бильярд похож на шахматы. Есть в этой игре что-то не осознанное за столетия. Мне стало интересно, и с августа бильярд занял определенное место в моей жизни, я пошла за своим подсознанием. У меня очень плотный рабочий график, но когда я приезжаю в клуб "Кино" играть на бильярде, я понимаю, что для меня эта игра по-настоящему интересна и что-то значит. Я сравниваю бильярд с йогой, так как благодаря ему могу достигнуть определенной гармонии с самой собой. В нашей бурной жизни мы часто теряем себя, становимся частью публичного процесса. При этом наша личность куда-то исчезает, уходит на задний план, а мы становимся лишь частью некоего событийного ряда, быстро бегущего по жизни. Поэтому многие люди сегодня приходят именно к йоге, чтобы вернуться к себе, чуть-чуть подумать о своей жизни. Для меня бильярд стал такой своеобразной йогой. Я захожу в бильярдную и понимаю, что здесь нельзя существовать в быстром темпе, столь присущем моей повседневной жизни. Для игры на бильярде необходима другая внутренняя собранность, сосредоточение, внутренний настрой. Мне нравится это состояние, поэтому я до сих пор здесь. Сейчас это помогает мне находиться в другом измерении, в котором раньше я никогда не существовала.
Очень хочу выразить свою огромную благодарность директору бильярдного клуба "Кино" Николаю Колчицкому, пригласившему меня в проект "Принцесса бильярда", и своему тренеру Александру Маркову, который терпеливо учил меня всем бильярдным премудростям.

Теперь пару слов о Вашем хобби. Вы сами сказали, что это театр. Вот уже более двух десятков лет Вы играете на сцене театра имени Вл. Маяковского. Чем именно этот театр Вам наиболее дорог, и роли в каких спектаклях, сыгранные в нем, Вы считает самыми любимыми и успешными?

Во-первых, по складу характера я консерватор, во-вторых, просто очень многое в моей судьбе сложилось таким образом, чтобы я играла именно в этом театре. Я закончила мастерскую Андрея Александровича Гончарова, и он, являясь главным режиссером театра имени Вл. Маяковского, по окончании института пригасил меня к себе. Гончаров меня хорошо знал, и мне не надо было в театре начинать что-то с нуля. Я пришла с определенным творческим багажом к мастеру, который прекрасно знал мои возможности и понимал, как меня можно лучше эксплуатировать на сцене (в самом лучшем смысле этого слова). Первоначально у Гончарова я страдала как актриса, так как он видел меня прежде всего в острохарактерных ролях. Но я терпела и в конечном итоге доросла до драмы и других театральных жанров. Я пришла в знакомый мне коллектив, и мне это очень нравилось. Институтский курс пришел в театр имени Вл. Маяковского с большой и серьезной работой - "Завтра была война", и у нас, недавних студентов, сразу же появилась своя визитная карточка, нам не надо было для самоутверждения семь-восемь лет работать в массовке. У нас уже были серьезные роли, которые оценили многие ведущие актеры театра, например, Наталья Гундарева. Все складывалось очень благополучно, включая отношения с основными актерами театра. Например, Евгения Симонова, стала моей хорошей подругой. Любовный роман и первый брак случился у меня в этом театре. Отец моего сына - актер театра имени Вл. Маяковского, многие мои близкие подруги именно отсюда, и я боюсь все это потерять, так как воспоминания о работе здесь и даже сама атмосфера театра мне очень близки и дороги. Я с большим уважением и пониманием относилась к репертуарной политике Гончарова и пришедшей ему на смену Татьяны Ахрамковой (кстати, его ученицы и моей однокурсницы). Когда Гончаров заболел, практически весь репертуар театра был составлен из ее спектаклей, очень качественных и высокохудожественных. Практически во всех них я играла, то есть занималась в своем родном и любимом театре творчеством, и мне ничего не надо было искать на стороне. А потом в мою жизнь внезапно ворвалось антрепризное движение. Сейчас я сотрудничаю с тремя театральными агентствами, и антерприза нравится мне тем, что я получаю возможность играть в компании прекрасных артистов из самых разных театров, с которыми мне в других обстоятельствах никогда бы не удалось встретиться на сцене. Таким образом, после каждой антрепризы я могу сказать, что я играла спектакль в другом театре. Разнообразие актерского творческого пути при верности своему родному театральному дому еще никому не мешало. Сейчас в театре имени Вл. Маяковского уже более пяти лет работает прекрасный режиссер Сергей Арцибашев. Он достаточно спорная личность, что-то у него получается, что-то нет. Раньше он ставил спектакли в Театре на Покровке, где у него было малое пространство. Сейчас он осваивает большое. Арцибашев занял меня в прекрасных спектаклях, дал мне возможность сыграть драматическую, мелодраматическую, а также ярко характерную фарсовую роль, и я ему очень благодарна за это. В настоящее время я много играю в театре, но есть вторые параллельные составы, и я могу работать помимо театра, участвовать в каких-то телевизионных и даже, как вы видите, бильярдных проектах.

Конечно, разговаривая с Вами, сериал "Моя прекрасная няня" обойти никак не удастся. С моей точки зрения, это спорный фильм, так как одна часть населения нашей страны смотрит его в сотый раз, а вторая вообще не смотрела ни одной серии и считает, что ситком смотреть не надо, так как, с одной стороны, существует серьезное кино, а с другой -ситком. Ваше отношение к этому? Что такое ситком, как Вам было сниматься в "Няне"?

Этот ситком помог мне познакомиться с широкой зрительской аудиторией. Теперь люди, видя мою фамилию на афише спектакля, в котором я играю, хотят посмотреть живьем героиню известного телесериала и идут на спектакль. Таким образом, когда наш театр приезжает на гастроли в российскую глубинку, зрители покупают билеты в театр и в конечном итоге видят продукцию совершенно другого качества, нежели телевизионная "мыльная опера". Они смотрят мои серьезные театральные работы, а я очень рада тому, что простенький ситком помог привести зрителей в театр, и очень благодарна за это "Няне". Прекрасный режиссер Петр Штейн, с которым я в свое время сделала не один спектакль, услышав о сделанном мне предложении сниматься в "Няне", ни минуты не раздумывая, сказал: "Не жди Каннского фестиваля, иди в этот проект, не задумываясь, начни с него, и если в тебе увидят хорошую артистку, то ты получишь большие роли, а если не увидят, то и бог с ним. Не ищи своего Кончаловского или Лунгина". Именно Штейн подтолкнул меня на эту работу, и сейчас я ни о чем не жалею.
Если бы "Няня" шла один сезон, было бы намного лучше. Сейчас ее просто замылили из-за того, что существует магическое слово рейтинг, и пока он высок, надоевший фильм будут крутить бесконечно. Это бизнес, и к творчеству это не имеет ни малейшего отношения. Когда меня спрашивают об этом фильме, я говорю, что это наша незатейливая история и ничего более. Не хочу хвастаться, но были случаи, когда я испытывала настоящую гордость за роль Жанны Аркадьевны. Например, на гастролях нашего театра в Израиле после окончания спектакля в подаренном мне букете цветов я нашла записку, в которой говорилось, что благодаря просмотру "Няни" люди легче переносили бомбардировки Ашкелона и Бер-Шевы. Я также получила письмо от врача, занимавшегося реабилитацией детей из Беслана, бывших заложниками террористов. Они были очень напуганы и боялись спать, у них была совершенно нарушена психика. Так вот, оказывается, после вечернего просмотра по телевизору очередной серии "Няни" они быстрее и легче засыпали.
Как же мне относиться к этому ситкому? Если он хотя бы кому-нибудь помог, я уже рада. А вообще, конечно, он очень незатейливый, как по форме, так и по содержанию. Могу сказать одно: мы все, и я в частности, честно боролись с огромным количеством колкостей и глупостей американского юмора ("Моя прекрасная няня" является российской калькой с американского оригинального сериала), которые часто бывали просто ниже пояса. С одной стороны, вроде бы было смешно, а с другой - на российском экране выходило невероятно пошло. Иногда мне надо было обзывать няню Вику такими словами, что у меня просто язык не поворачивался. Режиссер нас ругал, говоря, что мы на съемочной площадке устраиваем ему настоящий пионерский лагерь советских времен. А я кроме как слова "дурочка" ничего няне Вике и сказать не могла. Мы заменяли многие слова, чтобы не делать картину пошлой. В последнем сезоне сериала вообще пошел сильный крен не в ту сторону, не знаю, зачем его снимали, и я для себя решила, что продолжения не будет. Второй раз в одну и ту же речку входить я не хочу. К этому ситкому я отношусь как к незатейливому произведению телевизионного кинематографа. У него есть своя аудитория, которой он, наверное, нравится. Я снимаюсь не только в ситкомах, у меня есть другие работы, и я далеко не только Жанна Аркадьевна. Я не без основания считаю себя серьезной театральной драматической актрисой, у меня есть успешные работы в кино, например, недавно я снялась у Бориса Грачевского в мелодраме "Крыша".

В сериале "Воровка" героиню Прокофьевой также звали Жанной Аркадьевной. В "Няне" Ольга хотела изменить свое сценическое имя, тем более что по оригинальной американской версии ее героиню звали вообще Сиси, но режиссер наотрез отказался, и она, являясь близнецом по знаку зодиака, поняла, что это очередной привет от близнецов.

Какие роли Вы бы еще хотели сыграть в своей театральной карьере?

Совсем недавно мне удалось сыграть роль моей мечты. Это - Бланш Дюбуа в спектакле театрального агентства "Миллениум" по пьесе знаменитого американского драматурга Теннеси Уильямса "Трамвай желание".

Хорошо, когда мечты сбываются. Но лично мне хочется пожелать Ольге, чтобы в ее театральной жизни появилась еще одна мечта, которая дала бы ей новый творческий стимул, и подарила зрителям очередной театральный шедевр в ее исполнении.

Не жалеете, что не стали балериной? Ведь вы, насколько мне известно, мечтали о нем в детстве?

Наверное, это эскадрон, который уже давно промчался. Если бы была в городе балетная студия, может быть, я бы и стала балериной. Но все равно кто-то мудрый лукаво сверху нами руководит, и кто-то отвел меня от балета и привел на театральную тропинку. В моей жизни были знаковые люди, которые направляли меня на правильный путь.

Это был мой последний вопрос Ольге Прокофьевой, так как я увидел, что ей не терпится взяться за кий. По тому, как она смотрела на бильярдный стол, я явственно ощутил ее желание начать наконец играть на бильярде. Но внезапно, встав из кресла и подойдя к бильярду, Ольга продолжила свой рассказ, видимо, решив, что что-то она все-таки не досказала.

Мне нравится, когда получается спектакль, а не роль. Я больше радуюсь, когда в спектакле хвалят всех артистов, а не меня одну. Мне хочется, чтобы зритель получил удовольствие от зрелища. Я рада, что ко мне пришла популярность, она помогает развивать личность и творчество, а не только дает возможность раздавать автографы. Для меня очень важно сделать какую-то работу хорошо и получить прекрасный результат. Мы старались сделать достойным зрительских симпатий даже этот, как я его называю, незатейливый ситком.
Я не стремлюсь стать победителем проекта "Принцесса бильярда", но все равно мне очень хочется не просто гонять шары по этому прекрасному зеленому сукну, а красиво их забивать. Я не хочу, чтобы получились очередные "звезды", только на этот раз не на льду или паркете, а на бильярде. Это должно быть что-то другое. Надо сделать это шоу красивым и элегантным.

Абсолютно согласен с очаровательной Ольгой Прокофьевой. Все, кто работает в этом проекте, просто обязаны показать его участниц не просто прекрасными, талантливыми и умными женщинами, которые быстро научились хорошо играть в бильярд, а представить их телезрителям как блестящих актрис, певиц и спортсменок, сумевших помимо всех своих прочих многочисленных достоинств взять, как Жанна Аркадьевна, кий в свои руки и научиться с его помощью творить чудеса не только на театральной сцене, но и на бильярдном столе.


Текст: Борис Куприянов

http://www.olgaprokofieva.ru/articles/2010/article135.html

Док. 623965
Перв. публик.: 01.04.10
Последн. ред.: 05.04.10
Число обращений: 0

  • Прокофьева Ольга Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``