В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Усиление межпартийной конкуренции на мартовских выборах как результат развития избирательного законодательства. Назад
Усиление межпартийной конкуренции на мартовских выборах как результат развития избирательного законодательства.
Стенограмма заседания круглого стола Общественного Комитета "За честные выборы!" от 22.04.2010

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. У нас очередное заседание Общественного Комитета "За честные выборы!". Тема нашего заседания звучит следующим образом: Усиление межпартийной конкуренции на мартовских выборах как результат развития избирательного законодательства. Посадили мы специалистов и посмотрели, как изменилось избирательное законодательство за последние четыре месяца. И я не уверен, что юридические службы политических партий до конца представляют последствия этих изменений, потому что изменения серьезные, особенно то, что касается субъектов Российской Федерации, технологии формирования органов представительной власти субъектов. У меня такое ощущение, что не все до конца осмыслено. Это первое. Второе. В Государственной Думе теперь есть практика заявлений политических партий. Политические партии, представленные в Государственной Думе, делают заявления. Для этого отведено 5 минут перед началом каждого пленарного заседания. Встал коллега Решульский и сказал, что те изменения, которые касаются субъектов Федерации для того, чтобы это не воспринималось формально или как некая отдаленная перспектива руководителями субъектов, от которых, как вы догадываетесь, многое зависит, не ввести ли практику выступлений с трибуны Государственной Думы непарламентских политических партий. Хочу вам напомнить, что с этим предложением мы четыре месяца назад выступали и это предложение услышано. Я не хочу сказать, что на ближайшем заседании Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов объявит, что теперь слово предоставляется партии "Патриоты России". Нет, конечно. И тем не менее. Представьте каждый из вас, что такая возможность представилась. Скажите, пожалуйста, себе, а что вы будете говорить. То предложение, с которым мы выступали еще в сентябре прошлого года. Не все политические партии представлены в Государственной Думе, но из 69 миллионов пришедших голосовать, 4 миллиона 571 тысяча 497 человек пришли на выборы и проголосовали за партии, которые не прошли барьер. Мне кажется, что эта ситуация является очевидным дефектом нашей избирательной системы. Когда это предложение прозвучало здесь, то первое, что я сделал, я разговаривал с руководством Государственной Думы. Мне дали возможность выступить не просто как депутату, а как председателю Комитета "За честные выборы!". Об этом сказали. Прошло время, и об этом сказали коммунисты. А дальше возникает вопрос. А представьте, еще раз говорю, что такая возможность вам представилась, что будете говорить? Не праздный вопрос. Очень важно, чтобы было что сказать. И не только по вопросу, что нужно изменить избирательную систему так, чтобы в следующем составе Государственной Думы я и мои коллеги были представлены в этом зале. Этого не достаточно. Нужно сказать зачем. Это серьезный вопрос. К этому тоже нужно готовиться. Не нужно говорить, что мы отменим налоги и повысим пенсии. Эти детские сказки, это то, что сделать нельзя. Мы единый социальный налог уменьшим, а пенсию повысим. А откуда? Или мы раздадим весь стабилизационный фонд, дадим каждому пенсионеру по 143 доллара и будет всеобщее счастье? Это, повторяю еще раз, не праздный вопрос. А мне очень хотелось бы, если такое выступление состоится, чтобы оно было внятным, запоминающимся и те усилия, которые мы прилагаем к тому, чтобы это состоялось, были не напрасными.

Соболев Виктор Васильевич (Либерально-демократическая партия России).
Уважаемые коллеги, сегодня у нас заявлена следующая тема: Усиление межпартийной конкуренции в связи с изменениями избирательного законодательства. Я согласен с Николаем Николаевичем, что на все нужно смотреть немного шире. Я просто скажу, как вижу я. Посмотрите, оппозиционные партии поддерживают инициативы Президента. Вносятся изменения. Убирается сбор подписей или он будет убран, отменяется досрочное голосование, убираются открепительные удостоверения. В этом направлении идут подвижки. А почему именно в этом направлении они идут, коллеги? Почему оппозиция требует установки видеокамер на избирательных участках? Чтобы КОИБы стояли на всех участках в нашей стране, чтобы результат можно было получить сразу через 20 минут. По-моему мнению, власть идет навстречу всему этому, чтобы увидеть именно реальную политику в стране, то, что происходит в нашем государстве. Я глубоко убежден, что политика первична по отношению к экономике, к социальной сфере. Именно политики принимают решения, как жить стране. Иначе получаются парадоксальные вещи. "Единая Россия" дает план губернатору. Нужно набрать столько-то. Одна из оценок эффективности твоей работы. Губернатор включает все, что он может сделать, чтобы не получить пинок. Он становится во главе списка, в законодательный орган власти ставит своих людей, фактически законодательный орган подчиняется исполнительной власти. Это само по себе дико в любой нормальной стране. Теперь мы смотрим дальше. Проходят выборы, нагора выдается сумасшедший процент. Итог: оппозиция недовольна, "Единая Россия" довольна, оппозицию направляют в суды, которые никто не выигрывает. К чему все это приводит в конце? Это приводит к тому, что появляются такие субъекты как Калининград, появляется Бийск, где выходит 1800 человек, в маленьком городке. Зачем далеко ходить? Совсем недавно на Чистых прудах прошел митинг. Ради любопытства бы посмотрели, что там происходило, какие организации там присутствовали. Там пришло более 500 человек. И это все происходило без предварительной подготовки. У нас в стране должна быть реальная политика. Да, правящая партия не будет получать 66-76%. Она будет получать 35-45%, другие партии получат больше. Так вот в этом же и есть политика. Где монополизм и отсутствие конкуренции когда-либо приводили к хорошему конечному результату? Я думаю, что курс и тенденция в этом направлении выработана правильно. Если на местах исполнительная власть не может осознать, что так делать нельзя, ее вынуждены ограничивать такими мерами, как, например, видеокамеры. Это по идее дико. Сделай все по закону. Оппозиция мало того, что сталкивается с определенными трудностями в избирательной кампании, она еще вынуждена контролировать сам ход голосования, чтобы хотя бы получилось все так, как есть. Хотя это прямая обязанность государства, избирательных комиссий. Россия идет в правильном направлении в этой части. Куски исполнительной власти, которые фактически оккупировали субъекты, эти кланы, которые контролируют законодательные органы, которые превратили их просто в придаток. Поступательного будущего у страны не будет. 5-10 лет. А дальше что? По телевизору все хорошо, все довольны, а реально, посмотрите. Коллеги все эти перекосы будут исправлены только при реально работоспособной законодательной власти, которая не смотрит в рот исполнительной, которая при реальной политической конкуренции и, разумеется, при честных выборах. Спасибо.

Буров Сергей Сергеевич (Всероссийская политическая партия "Единая Россия").
Виктор Васильевич, как всегда, партию "Единая Россия" пытается выставить каким-то монстром, который командует губернаторами, ставит задачи, сколько нарисовать процентов. Это далеко не так. Даже Павловский в последнее время критикует партию "Единая Россия" за то, что она идет в русле губернаторских решений, а не как политическая сила ставит задачи перед губернаторами. Например, те же Иркутские выборы, когда победил кандидат, выдвинутый Коммунистической партией, который не имеет никакого отношения к этой партии по сей день. В результате непродуманного решения губернатора, который не является членом партии, кстати, сторонник партии. У нас далеко не все губернаторы члены партии "Единая Россия". Это решение не доведено до политических элит. И в итоге, именно из-за столкновения политических элит региона, партия воевала между своими же кандидатами. Это ошибка, которую мы признаем. Аналогичные ситуации были ранее на выборах в других регионах. Делаем из этого выводы. Сейчас предпринимаются действия политическим руководством страны по дальнейшей демократизации жизни, по расширению возможностей политических партий не только в избирательном процессе, а вообще в политической и общественной жизни. Если взять итоги прошедших выборов, у нас в стране из 38 тысяч депутатов, избранных на последних выборах, более 8 тысяч самовыдвиженцев. Они не выдвигались никакими партиями. Из 1918 глав муниципальных образований у нас более 500 самовыдвиженцы. Вот где поле для деятельности политических партий. Работайте. "Единая Россия" далеко не узурпировала политическое поле. Но почему-то нет кандидатов, не выдвигаются от политических партий. Я не хочу сейчас никого критиковать, называть цифры. Вы сами знаете, у кого какие результаты. Но поле широчайшее. Если даже взглянуть до 10 октября у нас еще порядка 40 избирательных кампаний. Почти каждое воскресенье идут в стране выборы. Но партии там практически не участвуют, за редким исключением. Я всегда хвалю ЛДПР, они активно участвуют. Хоть студенты, хоть домохозяйки. Вот сейчас выборы. Все партии участвуют. От ЛДПР тоже есть кандидат, домохозяйка из Зеленограда. Но сам факт, что партии участвуют, я приветствую. И надеюсь, что не будут критиковать, что зажали этого кандидата или еще что-то. Предстоящие выборы более масштабные, чем выборы 14 марта. Все, наверное, знакомы с информацией, размещенной на сайте Центральной избирательной комиссии. Значительно, в разы сократилось количество жалоб, соответственно и нарушений, наверное. Если на прошедших выборах вместе с Заксобраниями было более 40 тысяч мандатов и где-то 2 тысячи глав, то осенью будет почти 53 тысячи мандатов. Где-то 7 тысяч 700 выборов. Это огромная работа по подбору кандидатов. В том числе работа, среди тех, кто пытается идти самовыдвиженцами. Если партия это ведущая сила общества, так надо вести работу среди лидеров общественного мнения и привлекать их на свою сторону. И немаловажный вопрос, на мой взгляд, то, что эту работу будут обеспечивать более 29 000 избирательных комиссий. Так вот в первую очередь партии должны направить своих представителей для формирования избирательных комиссий. Если работа в избирательных комиссиях будет построена грамотно, в соответствии с избирательным законодательством, с присутствием всех политических партий, тогда будут автоматически обсуждать вопросы о каких-то возможных нареканиях в адрес одной из политических сил. Я только за взаимодействие, за то, чтобы все это было в интересах избирателей, в интересах граждан нашей страны. Спасибо.

Смирнов Вячеслав Николаевич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Партийная политическая система в России вроде бы сложилась, но сложилась она сверху благодаря тому, что предыдущий Президент и нынешний Президент приняли для себя решение, что должна быть многопартийная система и партиям надо помогать, и они должны быть. Это касается и "Единой России", которую насильно объединяли в "Единство" и "Отечество". И лидеры "Единства" и "Отечества" в то время не хотели объединяться, особенно, "Единство". И это касалось и создания партии "Справедливая Россия". Без помощи сверху и отщипывания кадровой базы от "Единой России" "Справедливая Россия" во многом не сформировалась бы, особенно в регионах. Это не касается коммунистов по причине того, что у них был с самого начала какой-то задел на это. Это касается нас без вопросов, потому что "Союзу Правых Сил" очень сильно объяснили, что надо объединяться. Искусственное самообразование. И пока не будет такого расслоения элит, когда элиты будут играть не на одном поле "Единой России" за то, какая из региональных элит победит и будет управлять инструментом под названием региональное отделение "Единой России", используя его на благо своего кандидата. И когда губернатор с одной стороны, мэр города с другой стороны, руководители градообразующего или областиобразующего предприятия с другой стороны, за ними стоят какие-то люди, а местная "Единая Россия" на кого-то из них ориентируется. И есть Федеральный центр, где Володин объясняет мэрам, как им нужно вести выборы и т.д. Это разные организации. Федеральный центр, местная "Единая Россия", те чиновничьи группировки, которые пытаются на нее воздействовать. Если у них не получается с основной партией, которая представлена, они обращаются в сторону партии "Справедливая Россия", в сторону ЛДПР. К коммунистам часто обращаются и пытаются своих кандидатов провести по их спискам. Бывает, пытаются провести часть списков по спискам коммунистов, часть списков по спискам "Единой России", часть списков по спискам еще какой-то партии, чтобы потом они отражали интересы не партии, а интересы тех людей, которые их делегировали в эти партии, чтобы потом набрать большинство в Законодательном собрании. Такого нет? Есть такое. И многим депутатам приходится на уровне федеральных представителей объяснять, как нужно вести себя по многим бюджетным вопросам, причем депутатам от разных партий. Что мы не знаем, что та же самая идея модернизации провалилась. Закрылась модернизация. От нее, наверное, Модернизация.ру только осталась. Почему? Потому, что чиновничеству модернизация не нужна. У них и так все хорошо. Что такое модернизация? Это признать, что страна отсталая, что надо что-то менять. Отсталая страна по сравнению с другими, даже по сравнению с Китаем. Неплохо живем, потому, что сырье еще есть, можно еще что-то продавать. Как партии могут здесь посодействовать? Откуда им брать кадровую базу? Вот так по улице ходить и говорить, что мы замечательная партия, у нас есть лицензия на выдвижение. Давайте приходите к нам, мы вам... А что мы вам можем сделать? Мы вам ничего не можем сделать. Кандидаты в губернаторы - это отпало, кандидатам в мэры партии вообще не нужны. Им, может быть, нужна только "Единая Россия", чтобы показать свою легальность. Нас допустили в свои кандидаты от "Единой России". Вроде бы я единый кандидат, потому, что от партии большинства. И борьба идет на уровне администрации области, на уровне федерального представителя, на уровне администрации Президента. Туда входит, а потом оттуда спускают команду, кого выдвигать в местный политсовет. Чем партия им поможет? Зачем она им нужна? Только обуза, потому, что за каждой из партий, особенно непарламентской тянется шлейф их лидеров, не всегда хороших, тянется шлейф отсутствия идеологий. Если сравнить идеологические программы всех наших партий, включая "Единую Россию", получится по большому счету, если не считать экономический блок коммунистов и "Единой России", за все хорошее, против всего плохого и ориентация на пенсионеров, потому, что они в первую очередь ходят голосовать. Есть такая ситуация. Это очень плохо, потому, что это стагнация в мозгах. Она продолжается. Откуда нам взять кадровую базу? Вы говорите, что нужно сделать теневое правительство. Во-первых, ни один нормальный человек, который в состоянии что-то даже на уровне области предложить, и рассчитывает когда-нибудь возглавить, например, главное управление здравоохранения или экономический департамент, он ни в какое теневое правительство не пойдет. Это ему волчий билет, он засветился. Он никогда не то, что вице-губернатором, он главным врачом больницы не станет, если он заявит, что он министр теневого правительства, например, Свердловской области от какой-то из партий. Даже если он министр теневого правительства от "Единой России", а губернатору это не понравилось, у него свой там стоит, которого он назначил и привез из своего региона, откуда его перевели. То есть люди палиться не хотят и это тоже понятно. У нас не партии решают, у нас Президентская республика, кроме того чиновничье принятие решений в таком "подковерном" пласте. И партии, как бедные родственники. И мы все смотрим и говорим: "А вот можно нам взять такого вот лидера?" Вот сейчас кастинг идет в партии "Правое Дело". Мы с тремя головами, они все вместе плохо варят, поэтому у нас поиски нового лидера происходят.
В Администрацию Президента ходят ходоки. Причем такие ходоки маститые, которых тяжело отнести к право-либеральному направлению. Многие из них православные миллионеры. Многие чиновники. Некоторые говорят: "Дайте нам партию, ничего страшного, что она прво-либеральная, дайте порулить, хочется". Есть свои деньги. Нет, не надо, мы хотим, чтобы это была настоящая право-либеральная партия. Предлагают одному влиятельному товарищу: "Возглавь". Он говорит: "Не губите меня, не хочу я, я лучше Олимпийский комитет возглавлю". На этом уровне. Президент не может кадры подыскать. Это проблема кадров "Единой России" на самом деле. Откуда брать кадры? Из региона в регион перекладывать? Я не знаю, что здесь делать. Откуда взять людей, которые разбираются в экономике? Вы обратили внимание, что с уходом людей, типа Глазьева, покойного Львова, у нас молодых экономистов 30-40 лет, кроме тех, кто попался с пирамидами как великие жулики, нет. Даже в "Единой России" - кузнице кадров, единственная молодая звезда - Исаев. Исаева задвинули, он всем уже надоел. Расти надо, а расти некуда, особенно в руководстве, там все занято. Выдвинули запасников Чеснакова. Тоже происходит борьба. Но перспектив никаких пока нет. Это нужно системно менять. Системно менять не только в наших головах, а в головах тех чиновников, от которых зависит, будут дышать партии у себя на местах или не будут дышать.

Михалева Галина Михайловна (Российская объединенная демократическая партия "Яблоко").
Странная дискуссия. Мой коллега очень странные вещи говорил. Нельзя партии про себя говорить, что мы такие плохие, а потом удивляться, что никто не приходит. Странная позиция. К чему я это говорю. Я не очень согласна, что у всех наших семи партий есть лицензия на выдвижение. Нет ее. Лицензия на выдвижение есть только у тех, кто в парламенте сидит, а для нас, как нас обзывают малые партии, дискриминационный принцип, связанный со сбором подписей. По подписям в любой момент можно снять. За этим столом я много раз рассказывала, как это делается. Хоть собирай, хоть не собирай и плюс еще, конечно, денег стоит. Наша доминирующая партия призывает партии быть активными, ну тогда вы откажитесь немножко от своего административного ресурса. Не вешайте плакаты высотой с десятиэтажный дом с портретами Путина и Медведева. Не используйте административный ресурс, чуть-чуть отодвиньтесь. Я понимаю, что этот призыв выглядит, как призыв овечки говорить волкам: "Вы нас не кушайте, пожалуйста, вы питайтесь травкой". Зачем же им питаться травкой, им и так хорошо, они к крови привыкли и любят ее. Перехожу к теме, к вопросу о реформировании системы и возрождении конкуренции. Вопрос тупиковый, потому что кроме наших главных начальников никто это решить не может. Наши великие начальники в политической системе проводят политические нанореформы. Разница между численностью в 50 и 45 тысяч почти незаметна. Разница между тем пришел один раз в год человек от оппозиционной партии в Думу, даже если ему есть что сказать, а уж поверьте, что такой партии, как наша, которая не сверху создана, а снизу выросла, и которую никак задавить не могут, уж нам есть что сказать в части программ. И постепенно смотрим, наши инициативы, которые высказывались лет 10 назад теперь уже на вооружении Президента и Правительства. Безвизовый въезд, система ПРО совместная с Западом, строительство домов инфраструктуры и т. д. Я здесь долго могу рассказывать. Не об этом речь. Речь о том, как все-таки реформировать систему. Карфаген должен быть разрушен. Отмените сбор подписей, дайте равный доступ к СМИ, и мы сами справимся, даже с административным ресурсом, даже с фальсификациями. И даже с тем, что выборы сейчас для очень многих стали способом отмывания денег. Такая ситуация была в 90-х годах, когда политтехнологи расплодились. Сейчас они вымерли как класс, никому они не нужны, потому что партии сами в себе большие ресурсы распределяют. И здесь опять же надежда на то, что все-таки наши руководители немножко смотрят вокруг себя и видят не только то, что происходит в Калининграде, Владивостоке и многих других городах, о которых мы не знаем. А у нас только в прошлом году было 189 протестов. О них просто не пишут. У нас по телевизору все хорошо, тишь, гладь, благодать. А бывают варианты и похуже, например, как в Киргизии. Все-таки надо опомниться вовремя. Другого способа вести политическую конкуренцию, в том числе и для того, чтобы осуществить модернизацию, нет. Не бывает модернизации без изменения политической системы и без свободных людей, без конкуренции. Спасибо.

Шевченко Евгений Александрович (Политическая партия "Патриоты России").
Я буду выступать не только как представитель политической партии "Патриоты России", но и как член Президентской комиссии по изменению избирательного законодательства. Эта комиссия была сформирована после известного Послания Президента и проведения Госсовета. Эта комиссия собирается регулярно, раз в полторы, две недели и до того, как соответствующий закон будет внесен Президентом, происходит его экспертное обсуждение, заключение, вносятся соответствующие изменения и дополнения. Я не буду останавливаться на всех законопроектах, которые через эту комиссию прошли, потому что многие из них общеизвестны. Я остановлюсь только на двух законопроектах и одной концепции законопроекта, которые повышают конкуренцию партий на региональных и местных выборах. Это закон, связанный с освобождением партий, представленных в региональных парламентах от сбора подписей на региональных и нижестоящих выборах в регионе. Могу сказать, что партия "Патриоты России" единственная из непарламентских партий, которая имеет свое представительство в региональных парламентах. У нас на сегодняшний день функционирует 10 фракций и депутатских групп. Соответственно, уже начиная с октябрьских выборов, в этих 10 регионах наша партия будет освобождена от сбора подписей на региональных и местных выборах. И могу вам сказать, что по разговорам с руководителями местных и региональных отделений участие и конкурентность в этих регионах будет достаточно серьезной. И мы планируем достаточно широкое выдвижение по 50-70% муниципальных образований, которые есть в этих 10 регионах. Это первый шаг на пути отмены сбора подписей. Думаю, что когда произойдут эти выборы, когда увидят, что реально партии участвуют, я думаю, что будет принято решение и дальше продолжить этот эксперимент. В частности, освободив от сбора подписей и те партии, которые прошли в муниципальные органы власти. Второй законопроект, о котором я хотел бы поговорить - это концепция законопроекта, которая, я думаю, в ближайшие пару недель приобретет форму законопроекта. Это пропорциональная мажоритарная система на выборах в региональные и местные органы власти. Концепция, которую мы рассматриваем на этой Президентской комиссии, заключается в следующем. Муниципальные образования первого уровня, имеющие в представительном органе от 20 и более человек, будут избираться по пропорциональной или по пропорционально-мажоритарной системе. Но это на усмотрение соответствующего законодательного органа субъекта Федерации. Кроме того, рассматривается вопрос о том, чтобы выборы в региональные парламенты, начиная с марта 2011 года, проходили по пропорциональной системе исключительно. Что касается местных выборов, то предлагается установить проходной барьер не выше 5%. Я думаю, что в совокупности с тем законопроектом, о котором я говорил чуть ниже, это тоже позволит усилить представительство политических партий в муниципальных органах государственной власти. И третий законопроект, который на сегодняшний день принят в третьем чтении и отправлен в Совет Федерации о возможности партий, представленных в региональных парламентах иметь доступ к телевидению. Более того, Центральная избирательная комиссия совместно с Президентской комиссией разработала модельный законопроект для субъектов Российской Федерации, который предусматривает вариативность. Первый вариант заключается в том, что к региональным теле и радиоканалам будут допущены партии, которые представлены в региональном парламенте. Вариант второй на усмотрение регионального законодателя заключается в том, что то эфирное время, которое должно быть представлено политическим партиям, будет поделено на две равные части. Первая часть будет представлена всем политическим партиям, зарегистрированным на территории того или иного субъекта Федерации, а вторая часть эфирного времени будет предоставлена политическим партиям пропорционально их представительству в региональных органах государственной власти. С учетом распоряжения Президента об исполнении его указаний, высказанных в ходе Послания Президента и по реализации предложений, высказанных в ходе Госсовета, вся эта работа должна завершиться к 1 июня. Многие законы вступают в силу через 10 дней после опубликования в Российской газете, некоторые через 30 дней после опубликования в Российской газете. Таким образом, большая часть предложений, которые были высказаны в Послании, будут уже воплощены на выборах 10 октября. Исключение составляет положение о том, что каждая партия, допущенная к распределению депутатского мандата или получившая депутатский мандат по квоте 5-7, может иметь человека на постоянной основе, который работает на руководящей должности в региональном парламенте. Эта правовая норма будет вводиться поэтапно. Первый этап будет 10 октября 2010 года. Теперь что касается того, что сказали вы. Я думаю, что всем политическим партиям есть что сказать. Более того, могу вам сказать, что партия "Патриоты России" сформировала народное правительство, независимый орган, который регулярно собирается и принимает положения по каким-то текущим моментам. Есть и критика, но есть и конструктивные предложения. Нет практически ни одной сферы, которая бы не была охвачена народным правительством. Это проблемы и ЖКХ, и образования и т.д. Все это регулярно проводится, обобщается и направляется во все заинтересованные структуры, в том числе, и в Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу, в руководство Федеральных округов, если этот вопрос касается тех или иных территорий, или профильных министерств, если вопрос касается какой-то узкой темы. Так что работа есть, работа будет и, я думаю, что политическая конкуренция должна усиливаться, чтобы никто не дремал.

Даниленко Сергей Андреевич (Политическая партия "Справедливая Россия").
Уважаемые коллеги, я бы хотел высказаться не только по теме выборов, но и по вопросам, связанным с конкуренцией партий. В данной ситуации я не во всем поддерживаю представителя партии "Правое Дело", но определенная логика и смысл во многих его высказываниях существует. С одним из людей, которые в свое время начинали строить партию "Единая Россия", я имел возможность беседовать. У меня были замечания критического плана, и я ему говорил, что для самой партии не правильны некоторые постулаты. На это он мне ответил, что у нас умеют строить только КПСС. И это не вина. Это наша боль, когда партия превращается не просто в политическую партию, а в часть государственного аппарата. То есть КПСС была частью государственного аппарата, то есть государственно-партийной структуры, принимала участие в решении государственных вопросов не через формы парламентаризма, а через непосредственное участие своих функционеров, чиновников. Я считаю, что сегодня мы, конечно, движемся в сторону парламентских партий, но в нас во всех еще сидит КПСС. В "Единой России" это сидит естественно больше, потому, что это партия власти. И сознание людей, которые являются членами партии, находится еще там. То есть если я вошел в партию - это не форма парламентской борьбы, а возможность принятия каких-то решений, зачастую "подковерных", закулисных и возможность влияния на какие-то процессы, которые идут в жизни, в государстве. Я думаю, что наше общество движется немного в другую сторону. Мы уходим через изменение сознания, через приход новых людей в системы государственно-партийного строительства к парламентским формам. В этой ситуации необходимо усиливать конкурентность партий. Многое сделано в этом направлении за последний год. Последние выборные кампании, особенно последние мартовские выборные кампании, показали, что движение в этом направлении есть. И в тоже время надо понять, что действительно здесь есть жесткая линия Президента на то, чтобы эту конкурентность через определенное реформирование избирательной системы усилить. Поле поиска для кадров - это одна из самых болезненных проблем для политических партий, наверное, за исключением "Единой России". Помимо того, что есть люди, которые являются самовыдвиженцами и, я согласен, что среди них можно и нужно искать, но когда ко многим достаточно известным людям подходят представители наших партий на местах, то они отказываются от участия, от возможности выдвижения от партий. Они понимают, что их шанс в данной ситуации может только уменьшиться, несмотря на большой личный авторитет в регионе, в городе, на определенные ресурсы общественные, финансовые, политические. При этом в этой ситуации он может пострадать. В этом направлении тоже необходимо работать. Здесь, наверное, какие-то конкретные реформы невозможны, здесь, наверное, прежде всего, нужна наша конкретная работа, наши конкретные успехи. От выборов к выборам они должны давать какой-то результат и позволять людям, которые не нашли себя в партии "Единая Россия" находить себя в других политических партиях, при этом не боясь, что на них будет оказано какое-то негативное давление со стороны чиновничества. А по поводу перехода кадров я бы хотел сказать следующее. Недавно Центризбирком осуществлял в соответствии с законом чистку списков кандидатов на федеральных выборах, потому, что там необходимо убирать тех кандидатов, которые по объективным причинам, например, умершие, потерявшие гражданство, в том числе, перешедшие из партии в партию. Наш список потерял гораздо больше, чем партийные списки других партий именно по основаниям перехода в другую партию. Последние выборы привели к тому, что из списка будут удалены 4 человека. Один из них перешел в "Яблоко", 2 человека перешли в КПРФ и 1 человек в "Единую Россию". Государство должно быть заинтересовано в повышении этой конкурентной среды, конкурентных возможностей партий. И это чувствуется в конкретных действиях Президента. Да, может быть, они недостаточно крупномасштабные. Сегодня рассчитывать на революционное реформирование избирательной системы, политической системы, наверное, нет необходимости и, может быть, где-то опасно перескакивать с одной системы в другую. Но конкретные шаги в этом направлении можно было бы делать.

Прежде всего, формирование избирательных комиссий. Избирательные комиссии - это один из важнейших элементов, воздействующих на политическую сферу, на распределение мест. И речь идет о том, что участие политических партий в избирательных комиссиях - это еще, как я называю, публичная легитимизация выборов. То есть когда в избирательных комиссиях активно присутствуют люди, присутствуют наблюдатели и эта работа налажена хорошо, происходит публичная легализация, легитимизация выборного процесса. Говорят, что партия "Справедливая Россия" получила больший результат, чем было на осенних выборах, и поэтому она молчит. Я на это ответил. По целому ряду регионов у нас результаты не очень хорошие, и мы ожидали там большего, но так как процесс был достаточно открытым, наших наблюдателей и других наблюдателей не выгоняли, не отказывали им в выдаче копий, то естественно и вопросы были сняты. По формированию комиссий. 60% территориальных избирательных комиссий в этом году переформировываются. Это один из важнейших элементов. Привозят в ТИК и там суммируют. Самое слабое звено между участковой комиссией и ТИКом. Перевоз документов слабо регламентирован. Я думаю, что было бы правильно, если бы Центризбирком, не смотря на то, что все семь партий не имеют преимущественного права при назначении членов комиссии, дал такие рекомендации. Они, может быть, осторожные, звучали на совещании в Центризбиркоме, что при формировании ТИКов помимо парламентских партий и "Патриотов России", которые в 10 регионах имеют преимущественное право при назначении членов комиссии, все-таки представителей от всех партий включать в комиссии. Это касается и территориальных комиссий, и участковых в том числе. Мы с вами не в состоянии дать во все участковые избирательные комиссии представителей. Наверное, у нас нет ни финансовых, ни кадровых ресурсов, но там, где есть предложения, я думаю, что было бы правильно включать представителей партий в составы комиссий. Что касается подписей и вопроса равенства сбора подписей и регистрации по подписям. Я в свое время говорил, когда вводился институт сбора подписей, что будет очень много проблем. Эти проблемы сегодня дошли до своего абсурдного состояния. Надеждин, выступая на совещании в Центризбиркоме, рассказал историю, как он сам собирал часть подписей в поддержку себя и большую часть ему нарисовали. Абсурдно было то, что, прежде всего, подверглись формальному исключению живые подписи. Чисто формальный подход. А комиссии по иному не могут подходить, потому, что кто-то не дописал поселок, кто-то забыл квартиру написать, кто-то написал свой фактический адрес проживания, но не по паспорту. Потом выступал Глотов и говорил, что мы вынуждены приводить человека в суд, а там даже живому человеку не верят с его паспортом. Я в свое время сказал, что это будет большая проблема. Может быть, полностью от сбора подписей отказаться нельзя. Можно не собирать подписи, а приводить людей в территориальные избирательные комиссии. Только, конечно, не 2%. Пусть это будет 0,2%. Наверное, партия может привести 100 своих сторонников в большом городе. Не надо больше ничего проверять. Пришел человек, сторонник, сидит представитель партии, сидит член комиссии, он заполнил бланк и все. Наверное, все семь партий могли бы спокойно в крупных городах, крупных населенных пунктах без сбора подписей привести своих людей и зарегистрировать. Мне отрадно было слышать, что обсуждается вопрос о введении пропорционально-мажоритарной системы в крупных муниципальных образованиях. Я бы ее еще дополнил тем старым забытым способом, который присутствует во многих странах мира. Это открытые списки. Это один из элементов кадрового построения партии. Это было бы и для "Единой России" хорошим подспорьем, потому что внутренняя конкуренция в партии очень большая. Здесь оценку дает избиратель. Он голосует не только за партию, он внутри этого списка выставляет. Я думаю, что это тоже определенный стимул для насыщения партии кадрами. И тот же самый самовыдвиженец, который не хочет идти в партию, потому что его ставят на не проходное место. Если он идет по открытому списку в каком-то крупном муниципальном образовании, он подключает партийный ресурс и одновременно с этим использует еще личностный ресурс. Я думаю, что в этом направлении было бы интересно поработать. Мы все можем эти идеи доводить до своих руководителей. Соответственно руководители могут их каким-то образом довести до более высокого уровня. Спасибо.

Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
Мы всегда говорим сначала о конкретных вещах, потом уже концептуальных. Поэтому так и хотелось бы построить выступление. По последним выборам я озвучу несколько моментов. Во-первых, по городу Твери у нас опять фиксируются случаи давления на кандидатов, которые выставляют свои кандидатуры. В этом городе кандидатов от нашей партии, школьного учителя, библиотекаря, то есть в основном это делается в отношении работников социальной сферы, образования фактически раздавили, заставили снять свои кандидатуры с выборов. Эти моменты административного воздействия, там где складывается мало-мальски опасная ситуация для партии власти, постоянно присутствуют. Хотелось бы обратить внимание на последние прошедшие выборы в городе Орле, где от губернатора области всем жителям города Орла были разосланы приглашения. Людей призывали прийти на выборы и проголосовать за кандидата от "Единой России". Не смотря на то, что в течение месяца рассылались эти приглашения, каждый житель областного центра их получил, прокуратура только сейчас задним числом приняла решение по этому факту, сообщила, что никакой губернатор не рассылал в таких объемах, рассылало местное молодежное движение Патриоты Орловщины. Председатель этого молодежного движения был оштрафован на тысячу рублей. Такие решения по грубейшим нарушениям дискредитируют саму систему власти как таковую. Они не дискредитируют партию "Единая Россия" или кого-то еще. Таким образом, конкретная власть показывает, насколько у нас справедлива избирательная система, насколько можно обращать внимание на те нормы, которые прописаны в законе. Если для власти не существует законодательства, то для кого оно может существовать. Та же самая ситуация, как мы понимаем, будет и в Рязани, где так же имелись приглашения прийти и проголосовать за конкретного кандидата от губернатора. Сейчас проверка пока идет, но по имеющейся информации там тоже найдут какое-нибудь общественное движение, на которое все спихнут и оштрафуют руководителя на тысячу рублей. Только сейчас прокуратура по той же Орловской области возбудила дело в отношении газеты "Жизнь", которая обвиняла кандидата от нашей партии Иконникова в каких-то порочащих его сексуальных связях. Такая скорость действий и такие решения власти фактически подрывают ее основы. Если изначально мы принимали активное участие в попытках изменить законодательство, внести какие-то поправки, то по большому счету сейчас у руководства партии, у юристов нашей партии отношение одно. Меняй, не меняй - останется все примерно так же. То есть сейчас мы уже практически начинаем понимать, что косметические изменения законодательства не повлияют абсолютно ни на что. Дело в том, что я сам являюсь преподавателем, доцентом одного из институтов и очень хорошо вижу настроение аудитории. Очень много студентов, простых людей, которые сейчас не могут найти работу. Половина выпускников прошлого года до сих пор не смогли найти работу, не смотря на то, что в предыдущие годы студенты из этого института практически все устраивались. Сейчас половина сидит без работы. Часто вожу экскурсии в Московскую городскую Думу, Государственную Думу тех же студентов. Меня поразило, что три последние экскурсии абсолютно нейтральные аудитории студентов задали три одинаковых вопроса. Первый вопрос: "Вы как-то планируете Советский Союз восстановить?" Второй вопрос: "Скажите, у вас есть какой-то план действий, чтобы то, что сейчас творится у нас в стране, прекратить?" И третий вопрос: "А Россия не развалится?" Причем самое интересное, что студентов и молодежь волнует в первую очередь не политическая система, им партии давно безразличны. Они говорят, что мы все одну систему обслуживаем, так или иначе. К нашей партии по-особому относятся, поскольку она имеет исторические корни. Молодежь надеется, что мы сможем что-то решить. Но у населения присутствуют страхи. Будет ли работа, будет ли чем платить за квартиру, будет ли у нас платное образование, будет ли у нас платная медицина. И последнее выступление наших государственных лидеров еще больше внушает страх за всю эту сферу, поскольку Президент говорит о модернизации, об улучшении системы, а премьер-министр говорит о том, что мы продолжаем курс, фактически продолжаем политику Кудрина, мы сейчас будем делать платной медицину, школьное образование. Народ это прекрасно понимает и начинает бояться, что будет дальше, что будет в 2011 году. Я не говорю о закрытом докладе Обамы перед Конгрессом, который к нам пришел по линии внешней разведки о том, что Обама перед Конгрессом сказал, что России осталось существовать в ее прежних границах 2 года. О чем вообще можно говорить? О каких косметических изменениях? Если мы будем продолжать так же ни шатко, ни валко вести эту работу по каким-то косметическим изменениям законодательства, говорить долго о модернизации системы, как в свое время говорили об ускорении, перестройке и еще чем-то, то вполне вероятно, что доклад Обамы сбудется. Через 2 года мы просто перестанем существовать как государство. Ребята, которые приезжают к нам из Владивостока говорят, что у них нет вообще российских товаров, российского автотранспорта, что они с Россией вообще никак не связаны. Действительно, если посмотреть цифры, то товарооборот с Центральной частью России меньше 8%. Из Иркутска приехали ребята и говорят, что мы уже боимся китайцев. Заходишь в китайские кварталы Иркутска, в 12 часов дня начинает играть гимн Китайской Народной Республики, все китайцы, как один, разворачиваются в сторону динамика и стоят пока гимн играет, и такое ощущение, что ты попал в другое государство. Поэтому сейчас можно много говорить о каких-то косметических изменениях, но ситуация напоминает затишье перед бурей, когда наше государство стоит на таких глиняных ногах, что неизвестно от чего эти глиняные ножки начнут сыпаться. Я извиняюсь за некоторую эмоциональность своего выступления, но, с моей точки зрения, сейчас необходимо обсуждать экономическую модернизацию в первую очередь, поскольку система, которая существует сейчас, не только не обеспечивает население ни работой, ни средствами к существованию, фактически привела к ликвидации 300 предприятий в городе Москве. За последний год ликвидировано более 300 предприятий. Я в данный момент как юрист веду судебный процесс по ликвидации одного из наших научно-производственных институтов, который выпускал глубинные высотомеры. Он фактически ликвидируется, его присоединяют к другому исследовательскому институту, который профилируется совсем по-другому. Институт освобождает крупное помещение на станции метро Авиамоторная только для того, чтобы его заняли под офисы. Такая политика до добра не доведет. Спасибо.

Дмитриева Наталья Владимировна (Совет по консолидации женского движения в России).
Мы являемся надпартийной структурой, и в Совет входят представительницы различных партий: "Единой России", "Справедливой России", "Яблока", "Правого Дела", а так же большое количество непартийных общественных деятелей, простых женщин. Апеллируя к коллеге из КПРФ, к пафосу его выступления мне хотелось бы развернуть нашу дискуссию в сторону обсуждения вопроса о повышении не только партийной конкуренции, но и о повышении гражданской активности в обществе в целом. И в этой связи я хотела бы очень коротко сказать о том, что Совет по консолидации женского движения считает необходимым в ближайшее время, и обращается ко всем политическим партиям и общественным движениям, инициировать проведение Общегражданского стратегического форума по обсуждению той ситуации, в которой мы сейчас находимся. Целью данного форума является выработка стратегического целеполагания, где все политические партии и общественные движения могли бы в открытой дискуссии и в конкуренции изложить свое видение, как краткосрочной, так и среднесрочной перспективы. Почему? Потому что мне, как человеку непартийному все же представляется, что мы живем сейчас с вами в ситуации резкого дефицита политических идей и практически отсутствия конкуренции живых, ярких идей. У нас члены партии это всего лишь три миллиона человек. Сравните общее количество членов всех партий с количеством избирателей России, и вы осознаете, какова малая часть этих людей, которые уже определились со своим партийным выбором. И получается, что абсолютное большинство не вовлечено в политическую жизнь в связи с тем, что нет понятной всем и каждому, яркой идеи образа будущего. Мне кажется, что Общегражданский стратегический форум мог бы способствовать активизации и политической, и общественной жизни. И проводить его надо в самое ближайшее время. Теперь что касается идеи, которую высказывал Николай Николаевич, обращаясь ко всем нам по теневым или народным правительствам. В нашем конкретном случае это будет женское правительство. Мы уже приступили к формированию его на внепартийной основе. Здесь коллега из партии "Правое Дело" опасался, что, если это будет теневое правительство какой бы то ни было партии, то это может быть для человека в какой-то степени неперспективным в плане его политического продвижения. Мы здесь идем таким женским заходом. У нас это непартийная программа, но этот объемный целостный женский взгляд не только на так называемую женскую сферу, социальную, но и на все остальные сферы жизни нашего общества мы готовы представить. Мы только начали эту работу, но я вас уверяю, что многим мужчинам, представителям различных партий будет крайне интересно увидеть те выкладки, которые мы готовы представить. Больше того, сейчас Николай Николаевич говорил о том, что непарламентские партии, так называемые малые партии, приглашаются к выступлению в Думе. Мы с достаточно завидной регулярностью участвуем в парламентских слушаниях, выражаем свое отношение к тем законопроектам, которые сейчас рассматриваются в Думе. Мы готовы представить целостный взгляд. Другой вопрос, что мы не являемся политической партией. И последнее. Без решения двух вопросов, а именно вывода политики из зоны виртуальности, в которой она оказалась в течение 10 последних лет в зону абсолютной реальности. Первая задача. И без того, чтобы на уровне общегражданского национального обсуждения не найти те новые ресурсы или мало задействованные до настоящей поры ресурсы и вывести их в зону активного действия, конечно, не удастся продвинуть тему повышения внутрипартийной и внепартийной конкурентной борьбы. В этой связи последнее мое предложение. Я горячо поддерживаю предложение коллеги из партии "Справедливая Россия" по возможному внесению во вновь подготавливаемые законопроекты позицию об открытых списках. Спасибо.

Мурашко Светлана Николаевна (ООД "Женщины во власть").
На сегодняшний день партийная система, которая у нас сформировалась, не пользуется авторитетом у народа, судя по тому, сколько процентов избирателей приходят на выборы, судя по тому, сколько людей у нас состоит в партии. Предложили приводить сторонников партии в территориальные избирательные комиссии в количестве 0,2%. Но я думаю, что и это будет большой проблемой для партий, за исключением КПРФ и "Единой России", потому что тут административный ресурс используется. Мне кажется, что на сегодняшний день ситуация в стране крайне сложная и тяжелая. То, что происходит, было перечислено представителем ЛДПР. Это и Калининград, и Речник. В Москве проходят стихийные митинги, где люди защищают свои дома, памятники архитектуры и т.д. Беспризорники, проституция, молодежь, которая не может устроиться на работу. То тесть социальная обстановка крайне сложная. И, конечно, очень не хочется, чтобы у нас повторилось то, что было в Киргизии. И, конечно, хотелось бы, чтобы партии больше обращали внимание на социальную сферу, которую у нас не замечают. В этой сфере у нас идет имитация деятельности. Все что мы говорим - это замечательно. Спасибо, Николай Николаевич, что Вы все это организовываете здесь, где каждый представитель партии или общественной организации говорит то, что думает. Хотелось бы, чтобы были какие-то действия, потому что ситуация в нашей стране не контролируется нашим правительством и партиями, к сожалению.

Волчков Виталий Юрьевич (Общественный комитет содействия безопасности России).
Я хочу выступить с позиции Общественного комитета содействия безопасности России и поддержать тезис озабоченности развития обстановки с позиции того, что видно в Интернете. Сейчас очень много социальных сетей, которые объединяют людей по разным признакам, в том числе, и по политическим обсуждениям. Один из недавних опросов буквально в течение одного дня собрал около тысячи откликов и 79% отвечавших, отвечают "да" на вопрос: "Возможна ли в России революция?" А перед этим идет такая затравка, что, мол, молодежи мало, некому выходить на улицу. Я хочу обратить внимание вот на что. Многие вопросы, которые заботят население, к политике не имеют никакого отношения. Например, крышу починить. Это становится политикой только тогда, когда за эту тему или с одной или с другой стороны хватаются политические партии. Было бы очень правильно, если бы партии озаботились тем, чтобы выйти на уровень политического обсуждения проблем целых для страны, стратегических проблем. А эти, заботящие население проблемы, были бы вытеснены в сферу обязанностей чиновников и все партии, государственные структуры спрашивали с чиновников по всей строгости. Не важно, какая партия, где и как доминирует реальные хозяйственные, бытовые проблемы должны разрешаться. Тогда у нас не будет ситуации, как здесь говорили, что в программах всех партий "мы за самое лучшее, мы против самого плохого". Не будет такой одноликости, а будет четкое и ясное распределение. И у народа в головах отношение к партиям тоже прояснится в результате. А то, какая бы партия ни была, все хотят жить лучше, предъявляют материальные вопросы, которые не партии должны решать, прежде всего, а конкретный чиновничий аппарат. Это одна тема. И вторая тема, на мой взгляд, взрывоопасная. Я ее затрагивал. Не все претенденты на участие в политической жизни имеют представительства. Сейчас многие партии пытаются зарегистрироваться. Я могу назвать нескольких. Регистрации ни одной не происходит, потому, что кажется, что они не соответствуют требованиям. На самом деле претензии к ним, которые останавливают эти движения в политическую сферу, не касаются поддержки народа. Здесь правильно говорили, что везде должны быть правильно написаны адреса, правильно указаны года рождения, а они могут быть неправильно указаны. А народ за этой организацией есть, идет. У них есть общественная структура. Партия, как сила, уже состоялась, если имеет представительство в необходимом количестве субъектов Федерации и если есть за ней необходимое количество людей. А то, что нет свидетельства о рождении это вопрос уже десятый. Когда выплеснется проблематика на уличное, митинговое обсуждение, тогда никто не будет спрашивать, есть свидетельство или нет свидетельства. Это вопрос небезопасный, когда начинает весной лед таять снизу от теплой воды, то сверху кажется, что по нему еще можно ходить, ловить рыбу, можно вполне на него рассчитывать. А на самом деле он уже подтаял и может рухнуть. Это очень важный вопрос. Я считаю, что он обязательно должен быть во внимании, тем более что средства для этого есть. Средства такие, как тот же самый Интернет, который позволяет собирать информацию по всей стране с широких масс и отделять ее, где она политическая, где она не политическая для того, чтобы правильно ставить отношения с чиновниками и правильно ставить отношения с политическими партиями. Я хочу на это обратить внимание и призываю все партии, которые здесь есть, активнее участвовать в этой Интернет-демократии. Могу, если нужно, представить записку нашему президиуму, потому, что эти процессы буквально валом идут последние четыре месяца в Интернете.

Мирошниченко Элеонора Сергеевна (ВГС Движение за честные выборы).
Я хочу сказать с позиции избирателя, как мы оцениваем честность проведения выборов. В большинстве своем мы не верим в то, что выборы, особенно в Москве, были честными. Честность выборов мы оцениваем по той работе, которую проводят политические партии, которые выиграли эти выборы. Мы оцениваем именно по выполнению тех обещаний, которые партии дают, когда идут на выборы, когда нас призывают за них голосовать. Так вот я должна сказать, что в правящей партии очень мало депутатов, к которым можно обратиться, к которым обращались члены нашего сообщества, чтобы они оказывали им помощь. Я могу сказать, что партия "Яблоко", которая не представлена в Государственной Думе, первая откликнулась на то, чтобы помочь Москве разрешить ситуацию с созданием фиктивных ТСЖ. 9 000 фиктивных ТСЖ было создано. Наши подписи были подделаны и мы ничего не знали. А "Яблоко" нам действительно оказывает помощь, они нас учат, как с этим бороться, как противостоять этому. А другие партии обращайся, не обращайся... Если к Грызлову надо обратиться пять раз и, может быть, ты получишь какой-то ответ. Когда ты приходишь на прием к представителю правящей партии и даешь ему свою жалобу, свое письмо, ты уходишь, а тебя в коридоре догоняют и говорят, чтобы ты забрал свое письмо и отдал его в окошко. Это просто безобразие. Я понимаю, что есть Николай Николаевич, к которому мы очень тепло и хорошо относимся, но очень много есть таких представителей в правящей партии и других партиях, к которым бесполезно обращаться. Когда обращаешься в "Справедливую Россию", то в ответ получаешь следующее: "Приходите на выборы, голосуйте за нас и спасибо вам за доверие". Ответа по существу нет. И, конечно, политические партии они политические, но они и представительные органы. Они представляют наши интересы. Но пока наша исполнительная власть не выполняет свои обязанности, пока чиновники поголовно заняты своими делами, взятками, безобразием, когда их никто не контролирует, у нас единственная надежда - это политические партии. И мы поэтому идем к вам, чтобы вы заставили их исполнять. Вы не только должны писать законы, вы должны заставить их исполнять эти законы. А законы в нашей стране не исполняются. Прокуратура Москвы - это орган, который не выполняет свои обязанности, они пишут отписки. К ним приходят жалобы. Я являюсь экспертом в некоторых вопросах, мы широко оказываем помощь, направляем людей. Прокуратура не создала механизм контроля и проверок, а проверка лежит в основе того, чтобы нарушения закона исправлялись. Мы все поддерживаем, чтобы проходной барьер в Думу и другие органы был значительно ниже 7%, потому что значительные массы населения не имеют своих представителей. Спасибо за внимание.

Полянский Михаил Семенович (Межрегиональный Фонд "За справедливые выборы").
Нашей организации 9 лет. На базе нашей организации создана международная организация, которая зарегистрирована в Киеве и участвовала во всех восьми последних выборах на Украине, а также в Абхазии, Грузии, Киргизии. Я хотел бы сказать, что заявленная тема очень актуальная. Николай Николаевич, Вам большое спасибо за организацию наших мероприятий. Где еще можно найти такое место, чтобы можно было услышать и представителей общественности, и в то же время представителей самых разных партий. Мне хотелось бы сказать, что нам нужно четче регламентировать те пункты, в данном случае политической конкуренции, чтобы эта конкуренция действительно была. Пока те позиции и принципы, которые реализуются на этом поприще, аморфные, их нет. Поэтому играет и заказывает музыку сильная сторона. Сколько бы мы ни говорили, никаких изменений не будет. Завтра будет другая партия, такая же сильная и будет навязывать свои принципы. Мы это уже проходили. Поэтому, я бы хотел, в первую очередь, чтобы мы обращались к международному опыту, который есть. Демократия существует не первый век и есть определенные принципы, которые заложены. Нечего выдумывать велосипед, он давно изобретен. И всегда, какие бы не были оппозиционные партии, они будут недовольны, потому что они в оппозиции. Здесь все просто и ясно. Не нужно говорить долго, нужно озвучить 3-4 тезиса и эти тезисы довести до председателя комиссии по изучению практики избирательного законодательства Государственной Думы, который представляет Николай Николаевич. Благодаря этому круглому столу мы имеем возможность друг друга услышать, но главное, чтобы это было реализовано в каких-то выводах и предложениях. Прошел круглый стол и что? Есть КПРФ, и что она рекомендует? Мы слышали речь господина Зюганова, и как это было воспринято нашим премьер-министром. Мы слышали других представителей и что дальше? Понимаете, ведь смысл не в высказывании каких-то позиций, а в механизмах их реализации. Если бы мы были к этому готовы и, наверное, это бы обсудили, увидели сильные и слабые стороны этого механизма и в то же время приняли бы какое-то общее заключение круглого стола, наверное, это было бы существенно. Хотя высказывания, которые мы здесь услышали, были очень полезными и ценными. Особенно настораживает то, что даже представитель Общественного комитета содействия безопасности высказывает позиции, на которые стоит обращать внимание. Спасибо.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Как вы понимаете, главный смысл нашего общения состоит в том, чтобы данную информацию довести до тех людей, которые способны своими решениями повлиять на ситуацию в стране. Это первое. Теперь дальше. Мне не очень понятно, почему мы не можем выйти с категорическим императивом по поводу отмены сбора подписей. Мне тоже приходилось работать 20-25 лет тому назад и мне есть, с чем сравнивать. Я уже был немолодым человеком, когда начался период, который закончился распадом страны. Поэтому говорить о параллелях... Они слишком очевидны. Главная причина происшедшего со страной была не в том, что американцы сумели обрушить цены на нефть. Это было условие. Но причины были внутри нас, о чем и писалось многократно. Кроме общего недовольства были люди, которые смогли направить его определенным образом. И повторяю, это вовсе необязательно ЦРУ или Моссад. Это идиотская идея, которая может оправдать неспособность тогдашнего руководства КПСС увидеть реальный процесс в стране. Была колоссальная проблема в самореализации не через КПСС. А через КПСС: "Мы его не примем в комсомол, у нас же есть установка на рабочий класс, а интеллигенция нам не нужна, отойди". Весь московский народный фронт в Бауманском районе состоял из людей, которые хотели вступить в КПСС, а их не приняли. Их не приняли потому, что была другая идеологическая установка. Никаких параллелей не провожу, они более чем условны, но, мне кажется, что назрела ситуация, когда нужно пригласить все партии, которые хотят оформиться, а их не оформляют. Давайте мы дадим возможность сказать всем. У нас здесь не только политические партии. Кто хочет сказать, что это просто клапан для выпуска пара, знаете, если этот пар собирается взорвать дом, в котором живет моя семья, клапан пригодится. Это важно. У нас существует Интернет-общение, Интернет-среда, но у меня все больше и больше складывается ощущение присутствия там всяческих императивов. Давайте это сделаем. Я понимаю, как не просто будет прийти к руководству любой политической партии, "Единая Россия" не исключение, и как-то достучаться, а человек очень занят и у него совещание, ему не до этого сейчас. Вопрос не в соблюдении политеса. Слишком серьезная проблема. То, что сказал представитель КПРФ... Знаете, есть очень много вещей, которые очень похожи. Эта проблема с памятниками. Одна из конфликтных ситуаций, остановившая строительство жизненно важного городу третьего транспортного кольца - это палаты купца Щербакова. На пустом месте возникла ситуация, когда ребята решили, что они могут самореализоваться через это. В результате палаты купца Щербакова купил "Инкомбанк". Там устроили офисы, а потом все бросили. В результате остановили строительство третьего транспортного кольца на семь лет. Но ребята реализовались. Давайте попытаемся дать им другую возможность. Я далек от мысли, что сложную ситуацию в бюджетной сфере можно снять таким образом. Но, может быть, можно дать возможность и дать шанс человеку, который в противном случае сделает это, я имею в виду самореализацию, другим способом необычайно опасным для страны. Я хожу сейчас по Чистым прудам, каждую субботу смотрю, что там происходит, как там очень разные неформальные группы притираются друг к другу, как бригадиры изучают площадку. Это опытному глазу хорошо видно. Что общего у панков с АКМ? Я думаю, что вряд ли руководство КПРФ представляет, что там происходит. АКМ не ваша структура, но, тем не менее. Для страны было бы важно, чтобы вы в этой среде работали. Но вы там не работаете. Это видно. Вот уже девятую субботу хожу после 16 часов, я никого из ваших там не видел. А "лимоновцы" ходят. Это серьезный вопрос. А сейчас будет проблема генерального плана. Она обязательно всплывет, она будет поднята, она будет эксплуатироваться. Причем, поймите, человек сидит и не думает: "Я должен навредить своей стране". Он говорит: "Я должен самореализоваться, а мне некуда. Нет социального лифта, который мог бы поднять меня". А может быть ситуация, когда такой социальный лифт возникнет. Поэтому это важно. У меня есть предложение. Давайте мы поищем возможность, каким образом дать этим людям шанс и стране тоже. Спасибо за внимание. До следующей встречи.

23.04.2010
Пресс-служба Комитета

www.viperson.ru

Док. 625081
Перв. публик.: 23.04.10
Последн. ред.: 11.05.10
Число обращений: 0

  • Гончар Николай Николаевич
  • Смирнов Вячеслав Николаевич
  • Даниленко Сергей Андреевич
  • Полянский Михаил Семенович
  • Михалева Галина Михайловна
  • Дмитриева Наталья Владимировна
  • Чупанов Андрей Сергеевич
  • Волчков Виталий Юрьевич
  • Соболев Виктор Васильевич
  • Мурашко Светлана Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``