В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Савельева или просто Наташа Ростова Назад
Людмила Савельева или просто Наташа Ростова
Девочка, которая танцует

В детстве Люсенька (как называли Людмилу друзья и родные) постоянно улыбалась и танцевала. Откуда в этой маленькой ленинградке, перенесшей чудовищные месяцы блокады и еле вырвавшейся из когтей смерти, было столько света и оптимизма, не понимали даже самые близкие - родители и сестры. Как-то раз она встретила на улице балерину, которая просто сразила девочку своей красотой и грацией. И Люся твердо решила что непременно стать балериной! В этом решении ее поддержала бабушка, которая, не рассчитывая, впрочем, на особый успех, отвела внучку в хореографическое училище.

- Девочек там было несметное количество! - вспоминает актриса. - А я почему-то была уверена, что артистка должна все время улыбаться. Первый тур на профессиональную пригодность я прошла легко: не зря столько танцевала на носочках и задирала ноги. Во втором туре исполнила вальс и польку. Члены комиссии даже не поверили поначалу, что танец я сама поставила. А когда я пришла на третий тур, то услышала: "Это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!" И меня приняли.

Вскоре девочка уже танцевала на сцене Мариинки: в одиннадцать лет она дебютировала в "Щелкунчике" - исполнила танец с кувшинками.

Савельевой было девятнадцать, когда ей, выпускнице Ленинградского хореографического училища, выпал шанс стать актрисой. Все началось с почти случайного снимка, который какой-то английский фотограф сделал для рекламного буклета. Вскоре этот буклет издали, и на последней полосе с подписью "Будущая звезда русского балета" было фото Савельевой.
"Боже мой, что же я с ней буду делать..."

Вскоре портрет девушки попал к помощнице Сергея Бондарчука, которая, нарушив запрет шефа, - "Балерин не смотреть, все они плохие артистки!" - все-таки решила поискать нужный образ в Мариинке. К тому моменту режиссер уже просмотрел более трехсот претенденток на роль Наташи, но так и не нашел подходящую. Впрочем, и Людмила, которую все-таки "заманили" на пробы в Москву, ему сначала не понравилась.

Приехали мы на "Мосфильм", - рассказывает актриса. - Это было ужасно: по лестнице спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я - серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу. В его взгляде читалось: "Боже мой, что же я с ней буду делать..."

Люся должна была прочитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: "Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?" Но у нее ничего не получилось. Ей дали еще один шанс.

Пришли на следующий день (Наступило завтра), и... вот чудо! Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла про камеры... выскочила на какой-то помост и сыграла эту сценку. Слышу голос Сергея Федоровича: "А в вас что-то есть от Наташи!"

И начались очень серьезные кинопробы. Самой сложной была последняя, решающая - сцена, в которой князь Андрей признается Наташе в любви. На этот раз мне помогал Иннокентий Смоктуновский - он в костюме Болконского стоял спиной к камере и просто мне подыгрывал. Чувствую, проваливаюсь, - ни единой слезы из себя не выдавлю. Смотрю на Иннокентия Михайловича и вижу, что из его глаз катятся крупные- крупные слезы. И я тут же зарыдала. А ведь он даже не вошел в кадр - просто мне помог. Вот такое тогда было актерское братство!

Вернувшись в Ленинград, Савельева вскоре получила телеграмму: "Поздравляем нашу Наташу!"
"Не могу больше смеяться!"

С самого начала Людмила объявила режиссеру, что с ней ни в коем случае нельзя репетировать - теряется естественность. И Бондарчук не репетировал. За несколько дней до съемок протянет текст, мол, выучи, Люсенька. И Люсенька учила. Самозабвенно. Она перевоплотилась в Наташу, жила только ролью.

Поначалу было очень сложно, - признается актриса. - Особенно играть тринадцатилетнюю девочку: бегать, хватать кого-то за руки, кричать: "Посмотрите на папа!" - и без умолку смеяться. Иногда я умоляюще признавалась: "Не могу больше смеяться!" А потом произошло какое-то перерождение. Я уже настолько прониклась Наташей, что, если бы меня ночью разбудили и спросили, как бы она могла поступить в таком-то случае, я бы, не задумываясь, точно ответила, как. Еще шли съемки маленькой Наташи, а мне уже не терпелось скорее сыграть сцену смерти князя Андрея, наверное, потому, что она у Наташи самая драматичная".

Однако Бондарчук все драматические сцены отложил на более поздний период - фильм снимался пять лет. За эти годы в жизни Люси изменилось многое. Бесконечные скитания между Москвой и Ленинградом, неприкаянная жизнь в столичных гостиницах и тяжелые терзания из-за невозможности продолжения карьеры балерины. Первые два года Савельева разрывалась между кино и театром. Она находилась практически на грани нервного срыва. И вот тогда Бондарчук убедил девушку оставить театр и спокойно закончить съемки. В 1964-м Савельевой пришлось проститься со своей детской мечтой стать балериной.

Однако связь с искусством не утратилась. Людмила так и оставалась "танцующей девочкой". И Бондарчук не забывал об этом. Перед особо трудными сценами он оставлял актрису в своем кабинете одну и ставил классическую музыку. И потом девушка просто "парила" в кадре.

- Сложнее всего мне далась Финальная сцена, когда, (где) Пьер объясняется Наташе в любви, была словно заколдована, - рассказывает Людмила Михайловна. - Сыграли мы ее один раз, правда, сделали несколько дублей. Через несколько дней выясняется - брак пленки. Огромная, сложнейшая сцена. Сергей Федорович ужасно расстроился... второй раз сыграли - и опять брак пленки. Бондарчук ревел как раненый зверь: "Если в следующий раз будет брак, я эту сцену из фильма вымараю!" Сыграли еще раз. Все нормально. А на просмотре Сергей Федорович сказал мне: "Ты играешь здесь лучше, чем я. Итальянские кинематографисты хотят посмотреть материал "Войны и мира". Я занят - съемки, а ты могла бы достойно представить наш фильм".

И, не слушая возражений смущенной Люси, Бондарчук отправил ее в Италию.
"Я уже совершеннолетняя!"

И вот началось! Савельева узнала что такое слава. В Италии она познакомилась с Федерико Феллини и Джульеттой Мазиной, которые по-доброму удивлялись редкому дарованию русской балерины. Они уже тогда предвидели грандиозный мировой успех фильма. Однако слава, которая обрушилась на "русскую Наташу", была действительно ошеломляющей. Наверное, поэтому Бондарчук и доверил Людмиле право получить "Оскар". И она, такая хрупкая и одухотворенная, вышла на сцену и, прижав к груди награду, тихим голосом толстовской героини произнесла: "Я уже совершеннолетняя". Зал взорвался аплодисментами. А на следующий день почти все газеты и журналы мира напечатали ее портрет.

Вскоре в Москву приехал Де Сика, - вспоминает Савельева. - В своем интервью по телевидению он во всеуслышание заявил, что приглашает меня в свой новый фильм "Подсолнухи". А еще - что потрясен "Войной и миром". Этот фильм он смотрел дважды, чего с ним никогда не случалось прежде. И я попала на съемочную площадку с такими звездами, как Софи Лорен и Марчелло Мастроянни... Помню потом в Токио увидела яркую афишу: наверху огромного подсолнуха - мое имя крупными иероглифами, а внизу - едва заметны имена Лорен и Мастроянни... Конечно, трудно мне пришлось после "мирового рекорда". Не могла себя заставить опустить планку, столько скверных сценариев прочла. Четко поняла: нужна хорошая драматургия, пусть даже не очень хороший режиссер будет - я вытяну, построю что-то для себя и проживу это. И все-таки я дождалась: и Чехова, и Булгакова, и Розова - тоже не слабая драматургия.

И все-таки роль Ростовой стала для актрисы главной в жизни. Она и дочь назвала Наташей - разве могло быть иначе? Да и судьба, которую прочил Толстой своей любимой героине, стала в какой-то мере судьбой Савельевой. Семейное счастье и уют со временем затмили все прочее, а со своим мужем, актером Александром Збруевым, Людмила Михайловна неразлучна вот уже 35 лет:

Сейчас я много читаю, не люблю бывать на людях. Мы с Санечкой действительно счастливая пара. Было немало предложений "засветить" нашу жизнь, но я терпеть этого не могу: актерская жизнь должна оставаться тайной. Мы и так у всех на виду. Но вот что обидно: недавно позвонили с ТВЦ и молодой голос спросил: "А вы снимались в "Войне и мире?" Что же я могу сказать?..

Правда, это, скорее, досадные исключения, ведь для большинства из нас Людмила Савельева так и осталась трогательной и непоседливой Наташей. Просто Наташей Ростовой...
Дата публикации на сайте: 16.08.2006
Автор: Марина Забелина

Сайт: Наше кино
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/savelyeva/history.html

Док. 625216
Перв. публик.: 16.08.06
Последн. ред.: 28.04.10
Число обращений: 0

  • Савельева Людмила Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``