В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим ЧЕКУНОВ: `За `Кирзу` меня ругают матом отставные полковники военкоматов` Назад
Вадим ЧЕКУНОВ: `За `Кирзу` меня ругают матом отставные полковники военкоматов`
Армейскую сагу с подзаголовком "Библия солдата" уже называют одной из самых смешных и самых трагичных книг об армии.

Всё началось со встречи сослуживцев...
Книга Вадима Чекунова - один из самых удачных примеров перехода автора из сетевой литературы в печатную. "Кирза" начала свое шествие по просторам Рунета задолго до публикации тридцатитысячным тиражом в издательстве "Популярная литература". Местом рождения книги стал сайт Udaff.com. Как рассказал первый читатель и издатель "Кирзы" Дмитрий Соколовский, известный интернет-сообществу под именем Удафф и являющийся владельцем одноименного сайта, Вадим Чекунов писал под ником Кирзач, его первый пост был в 2006 году, а "Кирза" начала публиковаться в апреле 2007.
По словам владельца сайта Udaff.com, который служил с Чекуновым в одно и то же время, книга описывает армию без прикрас, как она есть. "Читаешь словно про ту, свою армию, - говорит Соколовский. - Мужской коллектив, обнесенный забором, лишенный женского внимания и запертый там надолго, превращается в очень странную вещь. И женщинам этого никогда не понять. У меня жена до сих пор спрашивает: "Почему вы делали складки на сапогах?" Как я ей объясню, что если я старослужащий, мои сапоги ДОЛЖНЫ так выглядеть и отличаться от сапог того, кто прослужил полгода?"
По мнению Дмитрия Соколовского, "Кирзу" будет полезно прочитать не только тем, кто служил в армии, но и тем, кто там никогда не был. Например, молодым людям, которые скоро пойдут служить. По словам Соколовского, в "Кирзе" красной строкой проходит почему-то напрямую не высказанная в тексте мысль Чекунова о том, что именно нужно делать для того, чтобы чувствовать себя в казарме как рыба в воде. "Чем быстрее молодой человек отбросит от себя всё домашнее и человеческое - сможет есть пищу, на которую раньше и смотреть бы не стал, пользоваться туалетами, которые поросли вековой грязью, - тем легче ему будет служить", - говорит Udaff.
По словам самого Вадима Чекунова, "первоначально это были наброски рассказов, какие-то зарисовки армейского быта, описания людей". "Возникли они случайно, во время неожиданной встречи в Москве с парой сослуживцев. Сели, выпили, повспоминали. И вдруг они говорят: "Слушай, мы же ни альбомов не делали, ни фоток почти не осталось. Ты ж филолог, написал бы про это..." Взял я лист А4, отодвинул стопки и нарезку, и пока перекуривали, набросал рассказик на полторы страницы - сценка из казарменной жизни. "Держите!" - говорю", - вспоминает автор "Кирзы". Теперь, признается Чекунов, ему приходят письма от ребят, которые только собираются служить - благодарят за книгу, пишут, что многое узнали и более готовы к службе. "Мне пишут женщины - матери сыновей, тоже благодарят за книгу и пишут, что сделают всё, чтобы не отдать детей в армию, - говорит он. - Меня в письмах ругают матом отставные полковники военкоматов и жмут руку лейтенанты и капитаны из разбросанных по стране военных частей - спектр чувств и эмоций самый разнообразный".
После публикации своего романа в интернете Вадим Чекунов стал культовым автором литературных и контркультурных сайтов. И наконец "Кирза", на титульном листе которой стоит подзаголовок "Библия солдата", появилась на прилавках книжных магазинов уже в печатном варианте.
""Кирза" - роман уникальный, - говорит главный редактор издательства "Популярная литература" Александр Гаврилов. - Это удивительная по своей документальности и в то же время невероятно сбалансированная книга. Когда "Кирза" пришла к нам в издательство самотеком от Дмитрия Соколовского, я вдруг понял, что мне интересно читать. Такого не было, пожалуй, со времен "Зоны" Довлатова. Это смешная и одновременно очень страшная книжка, рассказывающая о том, как человек после армии, по сути, становится не-человеком. Чекунову удалось написать книжку не про то, что злые "дедушки" и дембеля обижают его, солдата, а про то, что он сам, наблюдая себя в этих обстоятельствах, видит, как меняется его человеческая природа".
На сегодняшний день "Кирза" входит в число самых востребованных и самых запрашиваемых наименований книг в сетевых ресурсах и книжных магазинах. Об этом наглядно свидетельствуют рейтинги самых коммерчески успешных книжных проектов.



Умение драить туалет - важный параграф армейской науки.

Московский лаовай
Вадим Чекунов родился в Москве. Самые яркие годы детства провел на Кубе - с 1980 по 1983 год. Там работал его отец в институте русского языка. Затем семья вернулась в Союз, Вадим окончил школу, поступил в МГУ на отделение "русский как иностранный" филологического факультета. На 3-м курсе завалил сессию и был призван в армию. Университет окончил в 1995
году. Получив диплом, работал в университетском Центре международного образования (бывший подготовительный факультет для иностранцев) до отъезда в Китай в 2004 году.
В настоящее время Вадим Чекунов живет в Шанхае и преподает русский язык китайцам. Известно, что он пишет свою вторую книгу - своеобразные заметки "лаовая" (так китайцы презрительно обращаются к иностранцам).


Повесть об озверении гуманитария

"Кирза" - книга документальная, где автор подробно описал, как в далекие уже 1990-1992 годы он проходил службу в советской, а потом и российской армии.
Казалось бы, что можно найти нового в столь истоптанной теме? Истории о собственной службе в армии записывали многие отечественные литераторы, включая Юрия Полякова, Сергея Довлатова, Евгения Гришковца и Виктора Шендеровича. И везде в этих текстах встречались озверевшие "деды", малость спятившие прапорщики, всевозможные казарменные ритуалы, голод, холод и недосып, не дождавшиеся девушки и серая тоска цвета шинельного сукна.
У Чекунова это всё тоже есть. Дневник новобранца Кирзача - это суровая мужская правда жизни. У автора хватило сил и мастерства, чтобы описать пресловутую дедовщину, унылость и идиотизм так, чтобы стало понятно, откуда у героя и реальных новобранцев берутся силы на выживание.
Роман написан "по-современному": в нем нет долгих описаний, тянущихся отступлений, только действие, только движение, и именно в этом лаконичном тексте автор находит место для выпуклых образов и правдоподобного психологизма.
Главный герой "Кирзы" шаг за шагом повторяет путь Вадима Чекунова, получившего повестку в армию вместе с приказом об отчислении с 3-го курса филфака МГУ. Пройдя за два года срочной службы все этапы неписаной армейской иерархии, герой проживает маленькую, но спрессованную до накала жизнь, совершенно автономную и самодостаточную, огороженную от всего остального мира сплошным забором. Из забитого бесправного существа он в считанные месяцы превращается в бесконтрольного деспота.
В книгу вошла вся бессмысленность и беспощадность казарменного быта, но читать ее не страшно. Эта книга совсем не похожа на чернушные мемуары, выходившие в начале 1990-х
в общем потоке с запрещенной и возвращенной литературой. Впрочем, у "Кирзы" нет ничего общего и с приторно-паточными модными сериалами, в которых казарма превращается в подобие пи-
онерлагеря, а "деды" наделены обаянием и замашками хулиганов из "Ералаша".
Дотошный и строгий к себе Кирзач замечает все, даже самые неприглядные изменения в собственном характере, включая "стариковскую" озверелость и желание "зачмырить" слабого. Но потом, объяснив на собственном примере, как из некогда вменяемого человека вырастает страшный "дед", он с упоением филолога, дорвавшегося до редкого этнографического материала, описывает классификацию отборнейшего армейского мата. Жаль только, что в "Кирзу" не попал самый интересный момент - обратное превращение реального дембеля Кирзача в высококлассного филолога Вадима Чекунова.
Кстати, на вопрос, открыла ли служба в армии в нём самом что-то неожиданное, что никогда не проявлялось на гражданке, автор "Кирзы" ответил: "Конечно. Съесть в один присест батон белого хлеба и две банки сгущенки, например, и глазом не моргнуть. Или, когда приходит кому-нибудь посылка, одновременно жевать кусок сала, шоколадную конфету, кровяную колбасу, пряник и полбанки шпрот, запивая это кизиловым вареньем..."


Без мата армию описать невозможно

Читатели, книжные рецензенты и профессиональные литераторы горячо обсуждают книгу Чекунова, награждая автора хвалебными отзывами за правдивое описание лично пережитой истории.
Коллега Чекунова по перу Игорь Свинаренко пишет, что "Кирза" - это "учебник русской жизни, пособие по нашему менталитету, инструкция по применению национальных понятий, которые, плохи они или хороши, невероятно живучи и передаются из поколения в поколение - какая б ни была на дворе власть".
В традиционной рубрике газеты "Коммерсантъ" книжный обозреватель Лиза Новикова сравнила "Кирзу" с "Зоной" Довлатова. Обе книги объединяет тема погружения в "другую" реальность, пропущенная через себя, и лакончиность в изображении событий. Кроме того, Чекунов и Довлатов искусно оперируют языковыми средствами, представляя их в самом широком диапазоне.
Книга Чекунова изобилует нецензурной лексикой, которая имеет особые задачи, а вовсе не развлекательную функцию, как может показаться на первый взгляд.
Как заметил в своей статье колумнист газеты "Взгляд" Андрей Архангельский, "Кирза" - это не сборник анекдотов, не "приколы нашего городка", а серьезная вещь о превращении человека в предчеловека, так сказать. "Армия, - пишет Архангельский, - как бы возвращает человека прямоходящего на предыдущую ступень развития и начинает его всему учить заново: ходить, думать, говорить... Чекунову удалось воспроизвести при помощи мата не языковую, а предметную среду: именно повседневность, естественность, безусловность этого языка здесь играет роль бытийного каркаса; убери из книги мат - всё посыплется. Ничего будет не понять. Иным языком вообще реальность в армии описать невозможно".
А вот что думает о "Кирзе" писатель Дмитрий Быков: "Это лучшая книга об армии, написанная в постсоветской России, если не считать "Штабной суки" Валерия Примоста, но он живет в Киеве и больше, увы, не пишет. А в России никто еще не писал о современной армии, не боевой, не кавказской, карельской, - с такой точностью и силой. Чекунов быстро сбрасывает маску сетевого графомана, летописца армейских приколов и поднимается во весь свой немалый рост. Герои живые. Всех видно. Замечательная хроника российской армейской инициации - то есть превращение мыслящего, любящего и честного человека в так называемую "мущину"".

http://www.konkurent-krsk.ru/index.php?id=1791

Док. 625245
Перв. публик.: 29.04.08
Последн. ред.: 29.04.10
Число обращений: 0

  • Чекунов Вадим

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``