В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Взаимные упреки Назад
Взаимные упреки
14 ( 279 ) от 19 апреля 2010 г.
Наталья Варламова

Пермские банкиры считают, что Роспотребнадзор слишком сильно защищает права потребителей. Такие действия могут привести к тому, что банки и вовсе могут отказаться от кредитования населения.


За первые месяцы 2010 года в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю поступило 58 обращений от потребителей, жалующихся на нарушение их прав со стороны банковских организаций. Число жалоб, поступивших только в эти три месяца 2010 года, уже догоняет показатели всего 2009 года. Такую информацию в ходе совещания в Главном управлении Банка России по Пермскому краю сообщил Иосиф Ясинский, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. По его словам, в 2009 году поступило 61 обращение, тогда как в 2008-м - всего 3. "Такое стремительное увеличение обращений связано, конечно, не с тем, что банки именно сейчас стали чаще нарушать права своих клиентов. Их подавляющее число касается условий договоров, заключенных еще в 2006-2008 годах", - поясняет Иосиф Ясинский.

Кроме того, в 2009 году были проведены 5 плановых проверок. Как правило, нарушения выявлены в сути заключаемых договоров. Во всех случаях мы выдавали предписания о приведении условий договоров в соответствие с законодательством и выносили решения о привлечении к административной ответственности за включение в договоры условий, нарушающих права потребителей", - рассказывает г-н Ясинский.
Напомним, в ноябре 2009 года Высший арбитражный суд России (ВАС) постановил, что банки не вправе брать с заемщиков плату за открытие и ведение ссудного счета, открываемого при выдаче кредита, поскольку это нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу. А в марте 2010 года ВАС признал незаконной деятельность банков в части повышения в одностороннем порядке процентных ставок по кредитам физлицам, а также усмотрел нарушения в том, что разрешение споров с заемщиками происходит по месту нахождения кредитных организаций. Именно по этим направлениям специалисты Роспотребнадзора и фиксируют основные нарушения.

Иосиф Ясинский сетует на то, что банки не прислушиваются к позиции Роспотребнадзора и не желают сотрудничать с ведомством. "После решения ВАС о незаконности взимания комиссий за открытие и ведение ссудного счета один из банков просто поменял название этого платежа с комиссии на единовременный тариф. Также только по одному из банков поступило 22 обращения с жалобами на одностороннее изменение условий кредитных договоров", - приводит примеры действий банков специалист. "Кроме того, в ряде случаев банки, ссылаясь на банковскую тайну, не дают возможности ознакомиться с условиями кредитных договоров, в результате чего ведомство не может их проанализировать и дать им правомерную оценку", - добавляет он. Иосиф Ясинский призвал банковское сообщество к сотрудничеству, напоминая, что такой опыт уже есть, и в 2008 году в рамках соглашения Управления Роспотребнадзора с Пермским банковским союзом у его участников запрашивались договоры на оказание банковских услуг для оценки их соответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей.

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:
- Нападки на Роспотребнадзор со стороны банков ни к чему не приведут, поскольку специалисты службы действуют в рамках существующих нормативно-правовых актов. Банковскому сообществу необходимо направить свои усилия на то, чтобы изменить его. Но если вы будете молчать, не будете никуда обращаться, то вас нигде и не услышат. Уверен, что швейцарские банкиры, если их не будет устраивать решение суда, не стали бы сидеть молча.

Выступление Иосифа Ясинского на совещании в Главном управлении Банка России вызвало бурю эмоций у представителей банковской системы Пермского края. Их основные претензии к службе заключаются в том, что Роспотребнадзор, защищая права потребителей, совсем не учитывает интересы банков. Председатель правления банка "Урал ФД" Юрий Аликин заявил, что Роспотребнадзор переусердствовал, потерял чувство меры в защите прав потребителей, у которых в результате пропадает чувство ответственности и появляется чувство безнаказанности. "Защищая права заемщиков, вы фактически ущемляете права вкладчиков, ведь в конечном счете риски ложатся на последних. Со всех сторон банки призывают к увеличению объемов кредитования, но не задумываются о том, насколько им стало сложно работать с проблемными заемщиками.

По словам Валерии Пегушиной, креативного директора консалтингового центра "Площадь круга", согласно последним общероссийским исследованиям, 10,6 % опрошенных при получении кредита допускают, что не смогут его погасить, а 2,3 % даже не планируют его возвращать.

Думаю, что через год можно будет увидеть, как изменятся объемы кредитования физлиц, ведь многие банки уже начинают постепенно от него отказываться", - добавил г-н Аликин. Его точку зрения разделяет и еще один банкир - руководитель филиала инорегионального банка. По его мнению, Роспотребнадзор совершенно не уделяет внимания вопросам обслуживания банками ссудной задолженности заемщиков. "Позиция ряда заемщиков такова: не хочу платить и не буду, и ничего вы мне не сделаете. В результате у кредитных организаций практически нет законных возможностей взыскать задолженность, судебные разбирательства длятся один-полторагода, а количество неплатежей продолжает расти", - подчеркнул банкир.

Справка "bc"
Из 61 обращения, поступившего в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, большинство (41) содержало жалобы на ущемляющие права потребителей условия кредитных договоров. 8 обращений касались недоведения до клиентов достоверной информации о банках и их услугах, 8 - обслуживания клиентов. В 4 обращениях потребители жалуются на невозможность согласовать с банком сумму задолженности по кредиту.


http://www.business-class.su/article.php?id=18925

Док. 625350
Перв. публик.: 20.04.10
Последн. ред.: 04.05.10
Число обращений: 0

  • Чиркунов Олег Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``