В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Про Николая Лебедева Назад
Про Николая Лебедева
Про Николая Лебедева, народного артиста РСФСР, лауреата Госпремий, постановщика двух с половиной десятков картин, легче сказать, кем он не был и чего он не ставил. Придя на "Ленфильм" в середине 1920-х гг., он не был сподвижником ФЭКСов, эрмлеровского "КЭМа" или "ЭККЮ" Сергея Юткевича, так что школа авангарда Лебедева миновала - киноуниверситеты он проходил в качестве актера исторических боевиков "традиционалиста" Александра Ивановского (Дворец и крепость, Декабристы). Став режиссером кино для детей, Лебедев не увлекался декоративной условностью или изобразительными трюками, как другие ленфильмовцы - Надежда Кошеверова и Геннадий Казанский. Он вообще не ставил сказок и не грезил о космических и морских далях и глубинах - ак его московский сверстник Василий Журавлев. Он не ставил озорных комедий - как его коллеги по цеху "детского кино" Татьяна Лукашевич или Илья Фрэз. Даже если он снимал фильм под названием На Луну с пересадкой, то и там героем оказывался не космонавт, а всего лишь юный планерист, так что дальше поездки на соревнования в Крым фантазия не простиралась. И хоть сценаристом этого фильма был один из авторов Республики ШКИД Леонид Пантелеев, а в следующей - первой звуковой - картине Федька обэриут Дойвбер Левин, к игре и эксцентрике тяготения у Лебедева тоже не было, и основным сценаристом его картин стал Александр Попов, автор бесцветный и пресный. Еще Лебедев не был любимцем студии, теряясь среди будущих классиков в 1930-е гг., эпоху расцвета "Ленфильма", - так что его уход перед войной после провала двух фильмов (Детство маршала и Наездник из Кабарды), по сути, и замечен не был. Но, пройдя войну и вернувшись на студию в конце следующего десятилетия, он оказался востребован на три десятилетия вперед. Тут-то сказались профессиональные навыки человека из поколения Большого "Ленфильма". Благодаря студийной школе Лебедев был крепким профессионалом. Быстро и уверенно изготавливал он продукцию, полностью соответствующую воспитанию подрастающего поколения "в духе" очередной направляющей линии. И если фильмы Александра Роу и Александра Птушко были праздниками детского кино (а их премьеры обычно приурочивались к детским каникулам), то кино Лебедева - мастеровитое, идейно выраженное - составляло повседневный репертуар детских кинотеатров.

Ничего специфически "детского" в сюжетах этих фильмов, по сути, не было - те же производственные конфликты, перевоспитание оторвавшегося от коллектива индивидуалиста, классовая борьба, героико-патриотические драмы на военном материале. Просто на месте взрослых персонажей были дети. Самый знаменитый фильм Лебедева Федька называли в 1930-е гг. детским Чапаевым. Но не потому, что юный герой походил детской непосредственностью на Василия Иваныча - своей сознательностью и организованностью он давал сто очков вперед герою братьев Васильевых. Просто в момент атаки белых Федька вел себя точь-в-точь как Анка-пулеметчица: подпускал гадов-беляков поближе, чтоб верней уложить их из пулемета. Больше всего персонажи фильмов Лебедева напоминали одну специфически советскую разновидность резиновых и пластмассовых кукол для малышей - такие же безмятежно-лупоглазые. Нахимовцы, суворовцы, ремесленники, буденновцы (и даже сам малолетний Буденный) - все это герои лебедевских фильмов, и всем им полагалась своя форма, которая не просто шла к лицу, но, собственно, и была их лицом. С ними очень удобно было разыгрывать сюжеты любимых фильмов. Дети фильмы эти смотрели - не потому, что они хороши, а потому, что привычны. Из двух десятков фильмов Лебедева для детей выделялись два: Солдатский сын, признанный одной из самых удачных среди последних немых картин, и В моей смерти прошу винить Клаву К. - последняя работа Лебедева, сделанная в соавторстве с Эрнстом Ясаном и получившая множество всесоюзных и международных призов - вплоть до Госпремии. Все прочее, снятое Лебедевым, на сегодняшнем телеэкране представить трудно.

Евгений МАРГОЛИТ

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, "Сеанс", 2004

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1283

Док. 625690
Перв. публик.: 12.05.00
Последн. ред.: 12.05.10
Число обращений: 0

  • Лебедев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``