В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кино и контекст Назад
Кино и контекст
Вышло так, что один из самых важных фильмов перестройки был снят за двадцать лет до нее. Комиссар, вызволенный из небытия в 1987 году и показанный кинематографистам в ПРОККе XV Московского кинофестиваля, стал сенсацией и символом гласности в кино. Обнародованная история злоключений Комиссара и его автора более походила на порождение чьего-то больного воображения, чем на быль. Фильм, снятый Александром Аскольдовым на студии им. Горького по рассказу Василия Гроссмана, закрыли по очевидной, но непроизносимой причине "положительного" освещения "еврейского вопроса" - это было известно доподлинно. Все остальное - суд, увольнение с формулировкой "профнепригодность", исключение из партии, выселение из столицы за тунеядство, последующее трудоустройство режиссером-постановщиком концертных программ Аллы Пугачевой, работа директором киноконцертного зала "Россия" в Москве, повторное исключение из партии и так далее - относится к области легенд, которые сам режиссер не спешит ни подтверждать, ни опровергать. Возможно, потому, что за последние тридцать лет собственная биография стала главным объектом приложения его творческих сил. Так или иначе, из всего этого драматичного сумбура ясно одно: путь кинорежиссера А. А. был жестоко прерван в самом начале.

Впрочем, печальный сюжет заканчивался, казалось бы, благополучно. Комиссар вышел в широкий прокат, получил множество международных призов и занял достойное место в учебниках по истории кино.

Он это, без сомнения, заслужил. А. А. снял фильм замечательный - и в контексте своего времени, и вне его. В те же самые годы, одновременно с Комиссаром, были сделаны Андрей Рублев и Июльский дождь, В огне брода нет, Короткие встречи и Интервенция, но и на их фоне картина А. А. выглядит аномалией - чуть ли не идеологической диверсией автора, свободного от внутренней цензуры. Диверсией тем более "опасной", что осуществлена на "социалистической" почве, взрыхленной привычными историзмом и реализмом.

Как показала дальнейшая судьба Комиссара, его язык с годами не устарел. Цельный, строгий, зернистый - по замыслу, по тону и по изображению - фильм снят так, будто А. А. был последним несломленным киноавангардистом двадцатых, решившимся в конце шестидесятых на трагедию о Гражданской войне. Трагедийны в фильме не только пространство, распахнутое для поединка жизни и смерти, и аскетичная кристальная структура, неукоснительно влекущая героев к гибели, а зрителей к катарсису, но и игра актеров - Нонны Мордюковой, Ролана Быкова, Василия Шукшина, соединяющих детальный психологизм с широкой символической обобщенностью. Чтобы определить место фильма А. А. в истории, достаточно признать, что, кроме Андрея Рублева и Комиссара, послеоттепельное советское кино оригинальных трагедий не создало.

В кино А. А. больше ничего не сделал. Ни запоздалому успеху, ни тем более перестройке не под силу было что-либо изменить в его режиссерской судьбе. Вряд ли стоит допытываться, почему. Можно посетовать, что время ушло: режиссура - искусство живое, подвижное. Можно обвинить гласность, не спросясь катапультировавшую А. А. из изгоев в пророки. Как бы то ни было, Комиссаром и последовавшим за ним молчанием А. А. присоединился к пантеону "авторов одного шедевра" - их в истории мировой культуры не так уж мало.

БРАШИНСКИЙ М. [Александр Аскольдов] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.

Док. 625733
Перв. публик.: 13.05.00
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Аскольдов Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``