В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игра над Жизнью Назад
Игра над Жизнью
Советские зрители полюбили ее в мелодраме Михаила Ершова Родная кровь. И все же Вия Артмане долгие годы была прежде всего полпредом латышского кино на Олимпе многонациональной советской культуры. Считалось, что именно она идеально соответствует определению "социалистическая по содержанию, национальная по форме". Воплощение этой абстракции стало, возможно, самой трудной ролью ее жизни. Она и вправду была народной артисткой, воплотившей лучшие черты национального характера - основательную сдержанность, способность самоотверженно отстаивать свое и противостоять чужому. Но навязать ей амплуа "передовой колхозницы" не удалось - ее крестьянки воплощали высшую ценность рода, семьи, а не идеологии.

В эскапистском моэмовском Театре В. А. впервые заявила о себе в новом актерском регистре: она сыграла здесь хищное старение, непримиренность с тем, что время уходит, последний всплеск страстей и окончательную победу Актрисы над Женщиной, Игры над Жизнью. Роль была исполнена со знанием дела, но и с необходимой иронической дистанцией.

В новое время она стала одной из немногих советских звезд, кому повезло найти "своего" режиссера. В дебютном фильме Валерия Тодоровского Катафалк она сыграла едва ли не лучшую (с времен Никто не хотел умирать) свою роль. Бывшая номенклатура, а ныне обломок империи, "королева-мать" в изгнании и нищете, самоуверенно меряется силами с "молодым волком", навязывая ему слабоумную дочь. Однако поединок возрастов, победительно начатый в Театре, здесь завершался крахом. Юноша предпочел похитить старый ЗИС - последний символ былого величия "королевы", оставив "принцессу" в придорожной закусочной. В Любви того же Валерия Тодоровского ее героиня опять "из бывших" и вновь неуместна в новые времена - однако не унывает, балуется по ночам наливкой из фамильного графинчика и бдительно следит за сексуальной инициацией своей внучки. Этот блистательный комический перфоманс еще раз подтвердил способность В. А. к самым неожиданным метаморфозам, многоплановым - трагическим, комическим, ироническим - вариациям и парафразам собственных тем и образов золотого для нее века советского кино.

АРКУС Любовь, ТРОФИМЕНКОВ Михаил. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб.: Сеанс, 2001.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=57

Док. 625755
Перв. публик.: 13.05.00
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Артмане (Вия) Алида Фрицевна
  • Ершов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``